Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE PROBLEM OF THE EMERGENCY SITUATION IN THE WORKS OF GEORGE AGAMBEN

Morozov I.K. 1
1 Volgograd State University
The article deals with the theory of state of emergency, developed by the modern Italian philosopher - Giorgio Agamben. The author pays special attention to the question of the state of emergency of the political or constitutional and legal sphere and the issue of the connection of the state of emergency with civil war, insurrection and resistance. Based on the analysis of the works of the philosopher, the conclusion is drawn that the practice of introducing a state of emergency in modern states is increasingly based on the desire to abolish the legal order in order to solve political problems. The need for systematic scientific study of the state of emergency and the development of criteria determining when the introduction of a state of emergency is a justified, legitimate and necessary measure is justified, and when this is only a political tool that allows, under the guise of democracy, to introduce elements of totalitarian government.
state of emergency
agamben
power
management technology
democracy
legal order
constitution.

В современном публичном праве до сих пор отсутствует полноценная теория чрезвычайного положения. Между тем, чрезвычайное положение – одно из наиболее значимых явлений публичного права любого современного государства. Независимо от того, какая форма правления и какой политический режим (демократический или недемократический) установлены в том или ином государстве, введение чрезвычайного положения – это всегда ограничение конституционных  прав и свобод граждан, которое обосновывается в текстах законов государств угрозой жизни и безопасности граждан или угрозой конституционному строю государства. Например, в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение определяется как особый правовой режим, допускающий ограничения прав и свобод граждан [1]. Истории известны случаи злоупотребления правом введения чрезвычайного положения  в политических целях, без существования реальной угрозы жизни и безопасности граждан или угрозы конституционному строю государства. Так, например, нацистское государство путем издания указа «О защите народа и государства» приостановило действие статей Веймарской Конституции, касающихся личных свобод, на целых 12 лет [2]. Вышесказанное позволяет говорить о необходимости планомерного научного изучения института чрезвычайного положения и разработке критериев, определяющих, когда введение чрезвычайного положения – это обоснованная, законная и необходимая мера, а когда это лишь политический инструмент, позволяющий, прикрываясь маской демократии, вводить элементы тоталитарного управления. В этом отношении интересен философский взгляд на проблему чрезвычайного положения, изложенный в работах современного итальянского философа –  Джорджа Агамбена.

Научные интересы Джоржо Агамбена, окончившего юридический факультет  Римского университета, находятся на стыке философии и юриспруденции. Одной из ключевых проблем его работ является проблема чрезвычайного положения.  Агамбен считает, что именно чрезвычайное положение как фундаментальная политическая структура в наше время все больше и больше выходит на первый план и стремится к тому, чтобы, в конечном счете, стать правилом. При этом философ под чрезвычайным положением понимает временное прекращение действия правовой системы. Философ поднимает вопрос о принадлежности проблемы чрезвычайного положения политической или конституционно - правовой сфере. По его мнению, проблема чрезвычайного положения находится на границе юридического и политического. Исследования философа направляются на анализ «нейтральной полосы» между публичным правом и политическим фактом, между юридическим порядком и жизнью [5]. Представляется, что проблема чрезвычайного положения действительно находится на границе политики и права: решение о введении чрезвычайного положения имеет правовую форму, в то же время, нельзя исключать политическую составляющую чрезвычайного положения, заключающуюся в нередком основании решения о введении чрезвычайного положения  на политическом факте. В виду вышесказанного, проблема чрезвычайного положения – комплексная, ее рассмотрение должно происходить в юридической и политической сферах одновременно.

Джорджо Агамбен также утверждает, что чрезвычайное положение тесно связано с гражданской войной, восстанием и сопротивлением. Примером узаконения гражданской войны введением чрезвычайного положения является уже упомянутое ранее издание указа «О защите народа и государства»  в нацистском государстве. Кроме того, в качестве примера введения чрезвычайного положения в политических целях Агамбен называет  принятие Сенатом США 26.10.2001 года «Патриотического акта». Этот документ позволяет генеральному прокурору «заключить в тюрьму» иностранца, которого подозревают в деятельности, угрожающей национальной «национальной безопасности США», спустя неделю этот иностранец должен был быть либо выслан, либо обвинен в нарушении иммиграционного законодательства либо в любом другом преступлении [3]. Новизна «приказа» президента Буша, по мнению философа, заключается в том, что он радикальным образом упраздняет всякий правовой статус индивидуума, являя, таким образом, миру существо безымянное и не классифицируемое с юридической точки зрения. Еще одним примером прямого политического смысла чрезвычайного положения, по мнению философа, является военный указ, выпущенном президентом США 13.11.2001 г. Этим указом президент санкционировал «задержание на неопределенный срок», а также процессы в «военных комиссиях» над гражданами других стран, подозреваемыми в причастности к террористической деятельности [4]. Агамбен считает, что захваченные в Афганистане в плен талибы в реальности (по американским законам) являются объектом чистого проявления власти (не имеют статуса военнопленного согласно Женевской конвенции, не считаются обвиняемым по американским законам, а считаются просто задержанными»). Они задержаны на неопределенный срок не только во временном, но и в сущностном смысле, будучи полностью выведенными из под действия закона и правового контроля. Эту ситуацию Агамбен сравнивает с юридическим положением евреев в нацистских лагерях, которые вместе с гражданством теряли и всякую правовую идентичность, кроме идентичности еврейской. Таким образом, философ делает вывод, что чрезвычайное положение в современном мире превращается из временной и исключительной меры в управленческую технологию, которая угрожает радикально преобразовать – и фактически уже ощутимо преобразовало – структуры и смысл различных традиционных конституционных форм. Агамбен считает, что первые эксперименты по подгонке механизмов и функциональных диспозитивов чрезвычайного положения как управленческой парадигмы проводились в период Первой мировой войны: именно в то время во многих из воюющих государств было объявлено осадное положение или появились законы об абсолютных полномочиях. Философ делает вывод о том, что современная практика использования чрезвычайного положения в политических целях позволяет говорить о сближении демократии и абсолютизма.

Представляется, что в выводах философа о сближении демократии и абсолютизма путем частого применения в современных государствах управленческой технологии введения чрезвычайного положения есть доля истины. Большое количество современных государств (в том числе и демократических), обосновывая приостановление и ограничение прав и свобод граждан защитой конституционного строя, на самом деле, преследуют цель решения собственных внутри- и внешнеполитических задач. Прежде всего, это, конечно, страны с высокой долей политического влияния на международной арене, где принятие решений об ограничении конституционных прав и свобод граждан обусловлено желанием сохранить внутриполитическую устойчивость в целях решения глобальных внешнеполитических задач.

 Таким образом, исходя из анализа работ Джорджо Агамбена, можно сделать вывод, что практика введения чрезвычайного положения в современных государствах все чаще основывается на стремлении нивелировать правовой порядок в целях решения политических задач. При этом критериями, сопутствующими введению подобной, антидемократической по своей сути, управленческой практики, становятся: ущемление прав граждан, нарушение иерархии нормативных актов и упразднение различия между ветвями власти.