Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ARKIN EFIM ARONOVICH (1873-1948) – A RUSSIAN PSYCHOLOGIST AND PEDAGOGUE (TO THE 145TH BIRTHDAY)

Kamolina E.A. 1 Fedikovich E.V. 1
1 Belgorod state national research University
This article covers the life and activity of outstanding Russian and Soviet psychologist and educator Arkin Yefim Aronovich. Yefim Aronovich lived a fairly long life, which managed to make a huge contribution to medicine. His developments in the field of General strengthening of the body hardening and application of complexes of gymnastic exercises for preschool children determined the fate of many generations of Soviet people. The construction of public pre-primary education has required the development of content and methods of work of preschool institutions in accordance with the new tasks. A great contribution to the development problems of preschool education in the Soviet period was made by E. A. Arkin. The works of the eminent Soviet educator in the field of early childhood education, as well as the work of many other researchers, have created, in fact, a new branch in the system of pedagogical Sciences of the Soviet preschool pedagogy.
pedagogy
psychologist
arkin efim aronovich
preschool age
Physical education
doctor
medicine.

Рис. 1. Аркин Е. А.

Актуальность. Невозможно не оценить вклад Аркина Ефима Ароновича в российскую и советскую медицину. Гениальный российский психолог и педагог, основоположник русской школы детской психологии и советской дошкольной педагогики был прогрессивным научным деятелем, новатором своего времени. Его передовые подходы к основам семейного воспитания вызывали повышенный интерес не только у молодых специалистов, но и у авторитетных профессоров. Спустя 145 лет после его рождения, хотелось бы показать, насколько вклад этого человека в медицину и педагогику изменил отношение к здоровью подрастающего поколения, что оставил он после себя в наследие будущим поколениям.

Жизнь человека скоротечна, но идеи, привнесенные им, могут жить в веках. Данная исследовательская работа направлена на ознакомление с историей жизни и профессиональной деятельностью выдающегося врача и педагога Аркина Ефима Ароновича. Развитие научных взглядов Е. А. Аркина было детерминировано историческими событиями, особенностями его судьбы и научно-педагогической деятельности, личностными характеристиками. Основные взгляды Аркина вытекают из определения им ребенка, как величайшей социальной ценности, и воспитания, как ветви социальной гигиены. Он стремился обратить внимание государства на правильную постановку общественного дошкольного воспитания, т. к., с одной стороны, ход развития в дошкольные годы имеет огромное влияние на всю дальнейшую жизнь человека, с другой - только общественное воспитание в состоянии выявить, укрепить и целесообразно направить заложенные в ребенке силы. Можно смело утверждать, что новаторские подходы к возрастной педагогике, в частности, дошкольной, определили дальнейшую судьбу страны, поэтому данная тема актуальна.

Цель исследования – изучение жизненного и профессионального пути психолога и педагога Аркина Ефима Ароновича.

Материалы и методы. Материалом исследования жизни и деятельности врача-хирурга Е. А. Аркина выступили личные труды ученого, биографические данные и воспоминания о нем видных ученых.

Методы исследования: систематизация информации, обобщение и анализ.

Результаты исследования. Аркин Ефим Аронович родился в Белоруссии в г. Пинск 13 января 1873 г. в многодетной семье мещанина.

В 1882 г. был принят во 2-ю Киевскую гимназию, которую окончил с золотой медалью. В годы учебы питал нежность к гуманитарным наукам, усердно изучал латынь и греческий язык. Педагоги отзывались об Аркине Ефиме, как об ответственном и трудолюбивом ученике, не лишенном принципиальности, целеустремленности и даже честолюбия. Упорство в постижении наук очень скоро дало свои плоды.

В 1898 г. Ефим Аркин с отличием оканчивает медицинский факультет Киевского Императорского университета св. Владимира. В университете он обращает на себя внимание увлеченностью, широтой научных интересов и работоспособностью. Именно обучение в университете повлияло на формирование мировоззрения и научных взглядов Ефима Ароновича, т.к. тому способствовала атмосфера новых веяний в жизни общества и царившие прогрессивные научные взгляды.

В начале своего профессионального пути Ефим Аронович работал врачом в г. Дмитрове в Дмитровском уезде Московской губернии. Врачебная практика позволила увидеть ученому серьезные проблемы, касающиеся здоровья и физического развития не только взрослых, но и детей. Полученный практический медицинский опыт и аналитический склад ума побудили его к размышлениям о причинах нарушения здоровья людей и возможных путях их устранения. Это нашло отражения в публицистической деятельности того периода, им были опубликованы статьи в медицинских журналах «Российский врач», «Детская медицина», где Ефим Аронович поднимал вопросы сохранения и укрепления здоровья, лечения и профилактики заболеваний.

В 1903 г. Е. А. Аркин усовершенствовался как детский врач в Швейцарии. Во время русско-японской войны служил военным врачом на Дальнем Востоке, был председателем обществ, комитета по оказанию помощи детям беженцев.

С 1906 г. Ефим Аронович работал в Москве. С 1907 г. начал педагогическую деятельность лектором по курсу физиологии и детских болезней в средней медицинской школе Москвы.

В 1911 г. им была издана книга «Физиология человека», в ней раскрывались особенности и закономерности функционирования органов и систем.

Во время Первой мировой войны началась новая для Е. А. Аркина деятельность - научно-педагогическая. В годы Первой мировой войны он был заведующим Московским городским солдатским лазаретом, организовывал помощь детям беженцев, руководил их размещением в детских садах и интернатах. Именно тогда Е. А. Аркин начал задумываться о специальной педагогической подготовке воспитателей для детских садов. Он активно изучает передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт. С 1919 г. читает лекции на курсах по подготовке воспитателей, Высших педагогических курсах, преподает в Педагогическом институте дефектологии, МГПИ им. Ленина, пишет книги для специалистов детских садов, среди которых особо следует выделить «Дошкольный возраст», надолго ставшую научно-методическим пособием для воспитателей и студентов, публикует статьи в журнале «Дошкольное воспитание».

Период становления советской власти в нашей стране ознаменовался укреплением научного мировоззрения Ефима Ароновича, систематизацией его научно-педагогических взглядов. С началом советского периода началась государственная деятельность Е. А. Аркина в области народного просвещения и здравоохранения.

Решая первостепенные государственные задачи того периода, он разрабатывает санитарно-гигиенические и педагогические требования для детских садов, пропагандирует научные знания о психофизиологических особенностях дошкольников среди медицинских работников, воспитателей, родителей. Эти же идеи отстаивает на всесоюзных конференциях, совещаниях и съездах по дошкольному воспитанию.

В 1918 г. был открыт Центральный музей по дошкольному воспитанию. Директором музея стал Е. А. Аркин. В задачу музея входило собирать и анализировать материалы по истории развития педагогических систем дошкольного воспитания, а также стать центром сбора лучших достижений советской дошкольной педагогики. В музее было два отдела — отдел физического воспитания и педагогический отдел. Сам врач, Е. А. Аркин стремился объединить педагогов и медиков общими целями развития ребенка [3].

Наибольшую известность труды Ефима Ароновича получили в 20-30-е гг. XX в., когда страна испытывала острую потребность в подобной литературе.

В 1936 г. указом ЦК ВКП(б) было выпущено постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», что повлекло за собой изменения в педагогической науке и практике. В этот период Е. А. Аркин пересмотрел некоторые свои взгляды и признал педологические воззрения ошибочными, хотя ранее был ярым их сторонником. Ученый продолжал активную научно-педагогическую и просветительскую деятельность, выполнял обязанности консультанта по физическому воспитанию в Центральном научно-методическом дошкольном кабинете Наркомпроса, сотрудничал с Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР.

Государством по праву признается вклад Е. А. Аркина в развитие отечественной системы общественного дошкольного образования и решение важных задач воспитания и оздоровления детей. В 1936 г. ему присуждается ученая степень доктора педагогических наук, а в 1947 г. он избирается действительным членом Академии педагогических наук РСФСР. В этом же году награждается почетным знаком "Отличник просвещения" и медалью "За доблестный труд".

Умер Ефим Аронович 31 января 1948 г. Ему было 75 лет, 50 из которых были посвящены неуклонному продвижению новаторских идей в дошкольной педагогике и психологии.

Педагогическое наследие, которое оставил Е. А. Аркин последующим поколениям, огромно. Изложение проблем физического воспитания детей в современных программах дошкольных образовательных учреждений, учебных и методических пособиях во многом согласуется с положениями, выдвинутыми Е.А. Аркиным.

В основе семейного воспитания, по Е. А. Аркину, должен лежать личностный подход. Он писал, что врач в своей деятельности руководствуется основным правилом медицины: лечат не болезнь, а больного, так как одной и той же болезнью каждый болеет по-своему, и каждый больной нуждается в особых средствах и методах лечения. Еще в большей мере этим правилом должны руководствоваться воспитатели и родители. Педагог-новатор утверждал: "Надо воспитывать не поведение или характер вообще, а поведение и характер данного ребенка, у которого есть свои особенности, свои условия жизни, свой уже проделанный жизненный путь, наложивший печать на его развитие" [3].

Проблемы физического воспитания детей, их психического и физического здоровья занимали центральное место в научной и педагогической деятельности Е. А. Аркина, он - один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной функции физической культуры для дошкольников, рассматривая ее как основное средство оздоровления.

У детей младшего возраста педагог выявил важную особенность - расточительность энергии и аффективность. Он заметил: "Подобно ощущениям и чувствам отрывочны и бессвязны воспоминания ребенка дошкольного возраста". В связи с этим особенную черту психической жизни ребенка он видел в проявлении фантазии и воображения. Мышление ребенка - череда попыток организации связей, установления правильных взаимоотношений между окружающими предметами и явлениями. Родители, педагоги в воспитании дошкольников должны учитывать и такую особенность детской природы: "Весь окружающий мир преломляется у ребенка чрез призму движений" [2].

Удовлетворение этой естественной потребности организма ребенка включает организацию родителями и педагогами разнообразных игр, которые служат столь необходимой в детстве школой выучки, воспитания и самовоспитания. "Игра человека становится могущественным фактором развития полноценной социальной личности, служа ареной испытания и закала социальных чувств: социальной дисциплины и коллективной солидарности" [1].

Для теории и практики семейного воспитания особое значение имеет сформулированное Е. А. Аркиным положение, согласно которому в раннем детстве вопрос о физическом воспитании находится в самой тесной связи с вопросом об общем развитии организма. Он установил, что на ранних ступенях развития ребенка связь между "физическими и высшими психическими отправлениями" более тесная и более прочная, чем в другие периоды жизни [3].

При этом ученый доказал, что именно в первые годы жизни ребенка закладываются основы нравственности, что достигается путем воспитания в нем трудолюбия, художественного вкуса, дисциплины, организованности, культуры поведения. "Любая воспитательная мера - будь это слово, действие, ласка, помощь, упрек, терпеливое выжидание - должна быть не только своевременна для настоящего, но должна также иметь в виду будущего человека, которого мы хотим создать" [1].

Говоря о так называемых "слабых сторонах" дошкольного возраста, Е. А. Аркин особо советовал родителям и воспитателям не забывать о неустойчивости детского организма, как физической, так и душевной, т.е. о неуравновешенности нервной системы, обусловливающей многие "недостатки" поведения. Все это, по его мнению, "обязывает родителей иметь в центре внимания заботу об охране жизни и здоровья ребенка, об укреплении его сил, об ограждении от инфекционных болезней" [2].

Е. А. Аркин вслед за многими классиками педагогики отмечал необходимость укрепления в дошкольнике веры в свои силы, что непосредственно связано с воспитанием воли и характера, самостоятельности. Формирование нравственности в этом возрасте, считал он, напрямую зависит от осознания ребенком того, что у него имеются не только права, но и обязанности.

Анализируя задачи умственного развития, Е. А. Аркин утверждал: усилия родителей должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь детям "научиться учиться". В этой связи он писал о необходимости соблюдения детьми режима дня, смены ими занятий - от выполнения учебных заданий до прогулок на свежем воздухе. Подобно своим предшественникам, он придерживался того мнения, что развитие ума зависит от правильного подбора книг и от грамотного их прочтения. При этом родители должны поощрять и поддерживать ребенка в стремлении к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. Е. А. Аркин подчеркивал: "Семья, которая в лице своих взрослых членов дает образцы таких умений и привычек, является для ребенка лучшей школой труда и трудовой дисциплины и, следовательно, лучшей школой для развития стойкой воли и самостоятельного, независимого, твердого характера". Родители, воспитывая в ребенке самостоятельность, руководствуются одним общим правилом: двигаться вперед, постепенно расширяя и усложняя круг его действий и обязанностей [4].

Важным условием успеха семейного воспитания детей Е. А. Аркин считал самообразование и самовоспитание родителей, их непрерывную работу над собой, личный пример. Упрекая родителей в том, что они не всегда осознают, как важен личный пример и собственное поведение, Е. А. Аркин писал: "Воспитание ребенка требует от родителей вдумчивого отношения к своему собственному поведению".

Е. А. Аркин справедливо утверждал, что ребенок сам по себе не готовится к будущей жизни, а живет настоящим. При этом ребенок - "существо активное, и свою активность он жаждет проявить в действии", в деятельности. Организация жизнедеятельности ребенка в семье рассматривается Е. А. Аркиным как основа системы семейного воспитания.

Педагогика Е. А. Аркина не является сухой наукой, и не предназначена для книжных полок. Она живая, она наполнена любовью к ребенку, заботой о его гармоничном развитии, доступна для понимания родителей, а значит вечна.

Заключение. Будучи автором ряда фундаментальных научных трудов ("Физиология человека", "Ребенок от года до четырех лет", "Мозг и душа"), он стремился сделать педагогическую науку "другом" матерей и отцов, "советчиком", побуждающим их к критическому обсуждению, самостоятельной проверке в жизненной практике рекомендаций педагогической науки. В настоящее время остаются актуальными и применяются в практике дошкольного образования его разработки в области общего укрепления организма закаливанием, гигиеническое воспитание, расписание режима дня дошкольника, применение гимнастических упражнений и подвижных игр для развития детей, физкультурных и музыкально-двигательных занятий.