Рис. 1. Аркин Е. А.
Актуальность. Невозможно не оценить вклад Аркина Ефима Ароновича в российскую и советскую медицину. Гениальный российский психолог и педагог, основоположник русской школы детской психологии и советской дошкольной педагогики был прогрессивным научным деятелем, новатором своего времени. Его передовые подходы к основам семейного воспитания вызывали повышенный интерес не только у молодых специалистов, но и у авторитетных профессоров. Спустя 145 лет после его рождения, хотелось бы показать, насколько вклад этого человека в медицину и педагогику изменил отношение к здоровью подрастающего поколения, что оставил он после себя в наследие будущим поколениям.
Жизнь человека скоротечна, но идеи, привнесенные им, могут жить в веках. Данная исследовательская работа направлена на ознакомление с историей жизни и профессиональной деятельностью выдающегося врача и педагога Аркина Ефима Ароновича. Развитие научных взглядов Е. А. Аркина было детерминировано историческими событиями, особенностями его судьбы и научно-педагогической деятельности, личностными характеристиками. Основные взгляды Аркина вытекают из определения им ребенка, как величайшей социальной ценности, и воспитания, как ветви социальной гигиены. Он стремился обратить внимание государства на правильную постановку общественного дошкольного воспитания, т. к., с одной стороны, ход развития в дошкольные годы имеет огромное влияние на всю дальнейшую жизнь человека, с другой - только общественное воспитание в состоянии выявить, укрепить и целесообразно направить заложенные в ребенке силы. Можно смело утверждать, что новаторские подходы к возрастной педагогике, в частности, дошкольной, определили дальнейшую судьбу страны, поэтому данная тема актуальна.
Цель исследования – изучение жизненного и профессионального пути психолога и педагога Аркина Ефима Ароновича.
Материалы и методы. Материалом исследования жизни и деятельности врача-хирурга Е. А. Аркина выступили личные труды ученого, биографические данные и воспоминания о нем видных ученых.
Методы исследования: систематизация информации, обобщение и анализ.
Результаты исследования. Аркин Ефим Аронович родился в Белоруссии в г. Пинск 13 января 1873 г. в многодетной семье мещанина.
В 1882 г. был принят во 2-ю Киевскую гимназию, которую окончил с золотой медалью. В годы учебы питал нежность к гуманитарным наукам, усердно изучал латынь и греческий язык. Педагоги отзывались об Аркине Ефиме, как об ответственном и трудолюбивом ученике, не лишенном принципиальности, целеустремленности и даже честолюбия. Упорство в постижении наук очень скоро дало свои плоды.
В 1898 г. Ефим Аркин с отличием оканчивает медицинский факультет Киевского Императорского университета св. Владимира. В университете он обращает на себя внимание увлеченностью, широтой научных интересов и работоспособностью. Именно обучение в университете повлияло на формирование мировоззрения и научных взглядов Ефима Ароновича, т.к. тому способствовала атмосфера новых веяний в жизни общества и царившие прогрессивные научные взгляды.
В начале своего профессионального пути Ефим Аронович работал врачом в г. Дмитрове в Дмитровском уезде Московской губернии. Врачебная практика позволила увидеть ученому серьезные проблемы, касающиеся здоровья и физического развития не только взрослых, но и детей. Полученный практический медицинский опыт и аналитический склад ума побудили его к размышлениям о причинах нарушения здоровья людей и возможных путях их устранения. Это нашло отражения в публицистической деятельности того периода, им были опубликованы статьи в медицинских журналах «Российский врач», «Детская медицина», где Ефим Аронович поднимал вопросы сохранения и укрепления здоровья, лечения и профилактики заболеваний.
В 1903 г. Е. А. Аркин усовершенствовался как детский врач в Швейцарии. Во время русско-японской войны служил военным врачом на Дальнем Востоке, был председателем обществ, комитета по оказанию помощи детям беженцев.
С 1906 г. Ефим Аронович работал в Москве. С 1907 г. начал педагогическую деятельность лектором по курсу физиологии и детских болезней в средней медицинской школе Москвы.
В 1911 г. им была издана книга «Физиология человека», в ней раскрывались особенности и закономерности функционирования органов и систем.
Во время Первой мировой войны началась новая для Е. А. Аркина деятельность - научно-педагогическая. В годы Первой мировой войны он был заведующим Московским городским солдатским лазаретом, организовывал помощь детям беженцев, руководил их размещением в детских садах и интернатах. Именно тогда Е. А. Аркин начал задумываться о специальной педагогической подготовке воспитателей для детских садов. Он активно изучает передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт. С 1919 г. читает лекции на курсах по подготовке воспитателей, Высших педагогических курсах, преподает в Педагогическом институте дефектологии, МГПИ им. Ленина, пишет книги для специалистов детских садов, среди которых особо следует выделить «Дошкольный возраст», надолго ставшую научно-методическим пособием для воспитателей и студентов, публикует статьи в журнале «Дошкольное воспитание».
Период становления советской власти в нашей стране ознаменовался укреплением научного мировоззрения Ефима Ароновича, систематизацией его научно-педагогических взглядов. С началом советского периода началась государственная деятельность Е. А. Аркина в области народного просвещения и здравоохранения.
Решая первостепенные государственные задачи того периода, он разрабатывает санитарно-гигиенические и педагогические требования для детских садов, пропагандирует научные знания о психофизиологических особенностях дошкольников среди медицинских работников, воспитателей, родителей. Эти же идеи отстаивает на всесоюзных конференциях, совещаниях и съездах по дошкольному воспитанию.
В 1918 г. был открыт Центральный музей по дошкольному воспитанию. Директором музея стал Е. А. Аркин. В задачу музея входило собирать и анализировать материалы по истории развития педагогических систем дошкольного воспитания, а также стать центром сбора лучших достижений советской дошкольной педагогики. В музее было два отдела — отдел физического воспитания и педагогический отдел. Сам врач, Е. А. Аркин стремился объединить педагогов и медиков общими целями развития ребенка [3].
Наибольшую известность труды Ефима Ароновича получили в 20-30-е гг. XX в., когда страна испытывала острую потребность в подобной литературе.
В 1936 г. указом ЦК ВКП(б) было выпущено постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», что повлекло за собой изменения в педагогической науке и практике. В этот период Е. А. Аркин пересмотрел некоторые свои взгляды и признал педологические воззрения ошибочными, хотя ранее был ярым их сторонником. Ученый продолжал активную научно-педагогическую и просветительскую деятельность, выполнял обязанности консультанта по физическому воспитанию в Центральном научно-методическом дошкольном кабинете Наркомпроса, сотрудничал с Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР.
Государством по праву признается вклад Е. А. Аркина в развитие отечественной системы общественного дошкольного образования и решение важных задач воспитания и оздоровления детей. В 1936 г. ему присуждается ученая степень доктора педагогических наук, а в 1947 г. он избирается действительным членом Академии педагогических наук РСФСР. В этом же году награждается почетным знаком "Отличник просвещения" и медалью "За доблестный труд".
Умер Ефим Аронович 31 января 1948 г. Ему было 75 лет, 50 из которых были посвящены неуклонному продвижению новаторских идей в дошкольной педагогике и психологии.
Педагогическое наследие, которое оставил Е. А. Аркин последующим поколениям, огромно. Изложение проблем физического воспитания детей в современных программах дошкольных образовательных учреждений, учебных и методических пособиях во многом согласуется с положениями, выдвинутыми Е.А. Аркиным.
В основе семейного воспитания, по Е. А. Аркину, должен лежать личностный подход. Он писал, что врач в своей деятельности руководствуется основным правилом медицины: лечат не болезнь, а больного, так как одной и той же болезнью каждый болеет по-своему, и каждый больной нуждается в особых средствах и методах лечения. Еще в большей мере этим правилом должны руководствоваться воспитатели и родители. Педагог-новатор утверждал: "Надо воспитывать не поведение или характер вообще, а поведение и характер данного ребенка, у которого есть свои особенности, свои условия жизни, свой уже проделанный жизненный путь, наложивший печать на его развитие" [3].
Проблемы физического воспитания детей, их психического и физического здоровья занимали центральное место в научной и педагогической деятельности Е. А. Аркина, он - один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной функции физической культуры для дошкольников, рассматривая ее как основное средство оздоровления.
У детей младшего возраста педагог выявил важную особенность - расточительность энергии и аффективность. Он заметил: "Подобно ощущениям и чувствам отрывочны и бессвязны воспоминания ребенка дошкольного возраста". В связи с этим особенную черту психической жизни ребенка он видел в проявлении фантазии и воображения. Мышление ребенка - череда попыток организации связей, установления правильных взаимоотношений между окружающими предметами и явлениями. Родители, педагоги в воспитании дошкольников должны учитывать и такую особенность детской природы: "Весь окружающий мир преломляется у ребенка чрез призму движений" [2].
Удовлетворение этой естественной потребности организма ребенка включает организацию родителями и педагогами разнообразных игр, которые служат столь необходимой в детстве школой выучки, воспитания и самовоспитания. "Игра человека становится могущественным фактором развития полноценной социальной личности, служа ареной испытания и закала социальных чувств: социальной дисциплины и коллективной солидарности" [1].
Для теории и практики семейного воспитания особое значение имеет сформулированное Е. А. Аркиным положение, согласно которому в раннем детстве вопрос о физическом воспитании находится в самой тесной связи с вопросом об общем развитии организма. Он установил, что на ранних ступенях развития ребенка связь между "физическими и высшими психическими отправлениями" более тесная и более прочная, чем в другие периоды жизни [3].
При этом ученый доказал, что именно в первые годы жизни ребенка закладываются основы нравственности, что достигается путем воспитания в нем трудолюбия, художественного вкуса, дисциплины, организованности, культуры поведения. "Любая воспитательная мера - будь это слово, действие, ласка, помощь, упрек, терпеливое выжидание - должна быть не только своевременна для настоящего, но должна также иметь в виду будущего человека, которого мы хотим создать" [1].
Говоря о так называемых "слабых сторонах" дошкольного возраста, Е. А. Аркин особо советовал родителям и воспитателям не забывать о неустойчивости детского организма, как физической, так и душевной, т.е. о неуравновешенности нервной системы, обусловливающей многие "недостатки" поведения. Все это, по его мнению, "обязывает родителей иметь в центре внимания заботу об охране жизни и здоровья ребенка, об укреплении его сил, об ограждении от инфекционных болезней" [2].
Е. А. Аркин вслед за многими классиками педагогики отмечал необходимость укрепления в дошкольнике веры в свои силы, что непосредственно связано с воспитанием воли и характера, самостоятельности. Формирование нравственности в этом возрасте, считал он, напрямую зависит от осознания ребенком того, что у него имеются не только права, но и обязанности.
Анализируя задачи умственного развития, Е. А. Аркин утверждал: усилия родителей должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь детям "научиться учиться". В этой связи он писал о необходимости соблюдения детьми режима дня, смены ими занятий - от выполнения учебных заданий до прогулок на свежем воздухе. Подобно своим предшественникам, он придерживался того мнения, что развитие ума зависит от правильного подбора книг и от грамотного их прочтения. При этом родители должны поощрять и поддерживать ребенка в стремлении к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. Е. А. Аркин подчеркивал: "Семья, которая в лице своих взрослых членов дает образцы таких умений и привычек, является для ребенка лучшей школой труда и трудовой дисциплины и, следовательно, лучшей школой для развития стойкой воли и самостоятельного, независимого, твердого характера". Родители, воспитывая в ребенке самостоятельность, руководствуются одним общим правилом: двигаться вперед, постепенно расширяя и усложняя круг его действий и обязанностей [4].
Важным условием успеха семейного воспитания детей Е. А. Аркин считал самообразование и самовоспитание родителей, их непрерывную работу над собой, личный пример. Упрекая родителей в том, что они не всегда осознают, как важен личный пример и собственное поведение, Е. А. Аркин писал: "Воспитание ребенка требует от родителей вдумчивого отношения к своему собственному поведению".
Е. А. Аркин справедливо утверждал, что ребенок сам по себе не готовится к будущей жизни, а живет настоящим. При этом ребенок - "существо активное, и свою активность он жаждет проявить в действии", в деятельности. Организация жизнедеятельности ребенка в семье рассматривается Е. А. Аркиным как основа системы семейного воспитания.
Педагогика Е. А. Аркина не является сухой наукой, и не предназначена для книжных полок. Она живая, она наполнена любовью к ребенку, заботой о его гармоничном развитии, доступна для понимания родителей, а значит вечна.
Заключение. Будучи автором ряда фундаментальных научных трудов ("Физиология человека", "Ребенок от года до четырех лет", "Мозг и душа"), он стремился сделать педагогическую науку "другом" матерей и отцов, "советчиком", побуждающим их к критическому обсуждению, самостоятельной проверке в жизненной практике рекомендаций педагогической науки. В настоящее время остаются актуальными и применяются в практике дошкольного образования его разработки в области общего укрепления организма закаливанием, гигиеническое воспитание, расписание режима дня дошкольника, применение гимнастических упражнений и подвижных игр для развития детей, физкультурных и музыкально-двигательных занятий.