Введение
Курильщики после отказа от вредной привычки начинают набирать вес, что является огромной проблемой в нашем современном мире [1-9]. По многолетним исследованиям, которые были проведены более чем в 10 странах мира, выяснили, что около 80% людей, бросивших курить, в дальнейшем страдают от избыточной массы тела (ИМТ) и ожирения. На основании исследований получили данные, что женщины прибавляют в весе чаще, чем мужчины. Наблюдая в течение 5 лет за людьми, которые бросили курить, установили, что женщины в среднем набирали за первый год после отказа от курения (ТК) 5,2 кг, а на протяжении пяти лет в среднем 3,4 кг за год; мужчины соответственно – 4,9 кг и 2,6 кг [7].
Целью настоящей обзорной статьи являлся анализ эффективности методов профилактики предотвращения увеличения веса после отказа от ТК за последние 2 десятилетия по данным систематических обзоров и метаанализов Кокрейновского сотрудничества, а также ряда медицинских журналов. Эти источники используют рандомизированные контролируемые исследования, исключая случайные и системати-ческие ошибки, а их использование является наиболее достоверным и доказательным [3].
Критериями оценки эффективности проводимых мероприятий служили показатели некурящих, частота ТК и ИМТ. Полученные данные содержали информацию о месте проведения и типе вмешательства, описание участников (число участников, возраст, пол, этническую принадлежность), продолжительности исследования, интервалов времени между воздействием и оценкой ее эффективности, полученных результатов и качества выполнения программ [7].
Не секрет, что люди, бросив ТК, находятся в психологическом стрессе, который можно объяснить отсутствием поступления никотина. Никотин, обладая высокой липофильностью, проникает через гематоэнцефалический барьер в ткани мозга, активирует высвобождение дофамина, биогенных аминов и возбуждающих аминокислот, которые вызывают приятные ощущения у курильщиков [3].
Никотин имеет опосредованное воздействие на снижение массы тела. Во-первых, активируя выработку катехоламинов, которые, в свою очередь, блокируя выработку инсулина, увеличивают уровень сахара в крови. При гипергликемии у человека отсутствует чувство голода, т.е. никотин утоляет голод. Основываясь на данном эффекте, в основном представители женского пола курят специально, для притупления чувства голода. Но это очень вредные игры со своим здоровьем, ведь таким образом можно испортить нормальный обмен веществ в организме [1, 4, 5, 9].
Одним из катехоламинов, активирующихся под действием никотина является адреналин, который обладает липолитическим эффектом, прямо воздействуя на биохимические процессы в липоцитах, что способствует жиросжиганию.
Во-вторых, никотин изменяет структурный образ сосочков языка грибовидной формы, негативно воздействует на их заживление. Данные сосочки по морфологии становятся более плоскими, также в них нарушаются процессы кровоснабжения [6]. Так как вкусовосприятие у курильщиков снижено, значит они лишены наслаждения во время трапезы приема пищи, и все свое наслаждение находят лишь в сигаретах. Следовательно, переедания не являются характерной чертой для курильщиков.
Набор веса происходит из-за замедления метаболизма вследствие отсутствия нико-тина, а также из-за нарушения сбалансированного питания, направленное в большей мере «заесть» никотиновую зависимость. «Заеды» чаще всего представлены легкой углевод-ной пищей, которая является одной из основных причин быстрого набора лишнего веса.
Влияние ТК на появление ИМТ также изучали в Японии с июля 2008 по июнь 2013 гг. Всего исследовали 5702 человека (мужчины: 49,7%, средний возраст: 55,2±11,5 года) с начальными признаками ожирения. Разделили испытуемых на три группы: 1 – не курящие вообще, 2 – те, кто продолжал курить в период наблюдения (постоянные курильщики) и
3 – те, кто прекратил курить в период наблюдения [6].
ИМТ определялась на основе диагностических критериев (окружность талии ≥ 85 см для мужчин, ≥ 90 см – у женщин и два или более из следующих трех критериев:
(1) триглицеридов ≥ 150 мг/дл и/или липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) <40 мг/дл; (2) систолическое давление ≥ 130 мм рт. ст. и/или диастолическое давление ≥ 85 мм рт. ст.; (3) концентрация глюкозы в плазме натощак ≥ 110 мг/дл. Дислипидемия устанавливалась при уровне липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) ≥ 140 мг/дл, триглицеридов ≥ 150 мг/дл, ЛПВП-холестерин <40 мг/дл. Артериальная гипертензия квалифицировалась при систолическом давлении ≥ 140 мм рт. ст., диастолическом давлении ≥ 90 мм рт. ст. и/или применении антигипертензивных препаратов. Сахарный диабет диагностировали при содержании глюкозы в плазме натощак ≥ 126 мг/дл и/или использование антидиабетической терапии.
Число людей с ИМТ была выше у мужчин (48,0/1,000 человеко-лет), чем у женщин (18,7/1,000). Было выяснено, что большую массу тела при отказе от ТК имели люди, которые бросили курить, по сравнению с некурящими и людьми, продолжающими ТК. Кроме того, в этой группе людей увеличивалась окружность талии и уровень систолического и диастолического давления за время наблюдения (два года). Среднее увеличение массы тела и окружности талии составило 1,8 кг и 1,4 см соответственно в группе, которая бросила курить против 0,2 кг и -0,2 см соответственно в группе непрерывного ТК. Изменения массы тела и окружности талии после прекращения ТК также коррелировали друг с другом (r=0,775) и изменения окружности талии были значительными с систолическим артериальным давлением, диастолическим артериальным давлением, триглицериды и ЛПВП-холестерина [6].
Было исследовано 22892 японцев, которые посетили лечебно-профилактическом центр в больнице университета Jikei в Токио для медицинских осмотров. Участники заполнили опросник об их образе жизни, включая информацию о ТК. На основании полученных результатов данного опросника о влиянии ТК на возникновение метаболического синдрома, получили следующие данные: шансы его возникновения у недавно начавших курить людей составил 33% (для n=7,634) по сравнению с никогда не курившими (n=9,434; 41%), т.е. равны таким же шансам, что и в сравнении никогда не курящих с давно курящими людьми (n=5,824; 25%) [8].
В другое исследование были включены 48 тяжелых курильщиков из клиники по прекращению ТК (24 женщины и 24 мужчины; средний возраст – 49,4 года). Они курили в среднем 19,92 сигареты в день и 33,23 упаковки в год в течение 33,4 года. Участники были включены в группу лечения на основе когнитивно-поведенческой терапии; 16 участников получали варениклин, а другие 16 НЗТ. Целевой день выхода был запланирован на 3 неделю после резкого прекращения ТК. Кровяное давление, индекс массы тела и окружность талии оценивались еженедельно. Глюкоза, триглицериды, липопротеины высокой плотности и инсулин для определения индекса оценки модели гомеостаза были определены в пробах крови на 1, 4 и 10 неделях. Средний индекс массы тела у курильщиков составлял 26,94 кг/м, а у некурящих – 26,23 кг/м. У курильщиков наблюдалась гипертензия, гипертриглицеридемия и более низкие уровни ЛПВП-С, чем у некурящих. Процент прекращения ТК на третьей неделе составил 81% для НЗТ и 93% для вариниклина. Среднее увеличение веса в конце лечения составила 1,06 кг в группе НЗТ и 1,17 кг – в группе варениклина. Распространенность метаболического синдрома составила 31,25% на 1 неделе и 29,16% в конце. Отмечено сокращение числа лиц с гипертонической болезнью, изменениями глюкозы, гипертриглицеридемией и низким уровнем ЛПВП [7].
Влияние антидепрессантов на ИМТ после прекращения ТК
Бупропион – является селективным ингибитором обратного захвата норадреналина и дофамина, а флуоксетин – селективный ингибитор обратного захвата серотонина.
Бупропион принимала исследуемая группа людей в дозировке 300 мг/сутки, и по сравнению с плацебо были получены следующие результаты в конце лечения (-1,12 кг; семь исследований). Снижение веса через шесть и 12 месяцев было меньше, чем в конце лечения, хотя оно было незначительным (в среднем – -0.87 кг, четыре исследования).
У исследуемых людей, принимавших Флуоксетин в дозе 40-60 мг в сутки, в конце лечения вес в среднем снизился на -0,99 кг (два исследования). За шесть месяцев эффект также был незначительным (-0,19 кг; два исследования). Не было никаких доказательств того, что высокие дозы были более эффективными [7].
Влияние физических упражнений на прекращение набора веса
Группа исследуемых людей, занимавшихся только физическими упражнениями добилась только незначительного снижения веса (в среднем – на -0,25 кг). При комбинированной лекарственной терапии (бупропион – 300 мг/сут., флуоксетин – 60 мг/сут.) с физическими упражнениями показатели были более заметными (-2,07 кг). При данном методе профилактики набора веса масса тела сохранялась долгое время. Однако необходимы дополнительные исследования для выяснения того, является ли это эффектом лечения или случайным наблюдением [7].
Влияние никотинзаместительной терапии (НЗТ) на увеличение веса после прекращения курения
НЗТ – это пути введения никотина в организм без ТК; формы препаратов: камеди, сублингвальные таблетки, ингалятор, спрей, пластырь и др. [3].
Участники, принимающие какой-то тип НЗТ, набрали меньше веса, чем плацебо в конце лечения (-0,69 кг; 19 исследований). Оценки разницы в весе для разных типов НЗТ были похожими: камеди (-0,58 кг; четыре исследования), пластырь (-0,45 кг; 10 исследований), ингалятор (-0,37 кг; два исследования), сублингвальная таблетка (-0,48 кг; два исследования), интраназальный спрей (+ пластырь; 0,90 кг; одно исследование). Имеются лишь некоторые доказательства того, что в конце лечения у участников, использующих лазенге, было меньше увеличения веса по сравнению с теми, которые использовали пластырь (-2,45 кг), хотя эта разница не сохранялась в долгосрочной перспективе.
Нет также никаких доказательств, что 1 мг варениклина (частичный агонист α4β2 никотиновых рецепторов) влияет на снижение веса больше, чем плацебо (-0;12 кг; три исследования), но описаны наблюдения, что, принимая 2 мг в день, удалось снизить вес
(-0,41 кг; 11 исследований). В долгосрочной перспективе (6 и 12 месяцев) нет достоверных результатов влияния данного препарата на вес [7].
Заключение
Обзор литературы показал, что низкокалорийные диеты могут увеличить воздержание и предотвратить увеличение веса в краткосрочной перспективе, но эти выводы основаны только на одном испытании. НЗТ, бупропион, флуоксетин и варениклин снижают вес на кратковременный период времени, но пациенты должны быть осведомлены о неизвестности влияния данных фармакологических препаратов при их длительном применении. Долгосрочное воздействие всех методов по прекращению ТК и контроля увеличения веса невелико. Наиболее эффективными методами снижения веса являются индивидуальный подбор диеты и физических упражнений. Для предупреждения рецидивов ТК должна использоваться НЗТ в сочетании с психотерапией (когнитивно-поведенческой терапией).