Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PATRIOTISM AS AN INDICATOR OF HUMAN CONSCIOUSNESS

Imyaminova A.A. 1
1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
In the work various interpretations of patriotism (patriotic feeling, patriotic consciousness, patriotic activity, moral value, etc.) are investigated. The actualization and deactivation of the social interest in patriotism is correlated with the main task solved by the society. In the understanding of patriotism, the link "Homeland, Fatherland - Personality". The memory of war in families is preserved not only as a phenomenon of consciousness, but it is also embodied in various relics. Today there are two opposite tendencies. On the one hand, time is ruthless, and material memory carriers disappear, are lost (if they are not specifically stored) faster than the "memory of the heart." But at the same time, social orientation is also affecting the preservation (or oblivion) of historical memory.
patriotism
patriotic feelings
patriotic consciousness

12 сентября 2012 г. президент РФ В.В. Путин отметил, что «мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм...».[ 11] 

В условиях развёртывающихся глобализационных процессов всовременном мире, денационализации общественных отношений, проблемапатриотизма становится одной из самых актуальных проблем любогосоциума.

В условиях социальной трансформации, которая происходила ипроисходит на постсоветском пространстве в последние годы,патриотические ценности были в значительной степени деформированы.

Ныне выросло новое поколение граждан, воспитанных на реалиях рыночноговремени с психологией потребительского отношения к жизни и индивидуализма.

Что же такое патриотизм? В большинстве изданий справочного типапатриотизм (от греч. patrida – родина) определяется как любовь к родине, своему народу [1, с. 456]. С одной стороны, это политический принцип, сдругой – социальное чувство, содержанием которого является гордость засвоё отечество, его прошлое и настоящее, готовность подчинить своиинтересы интересам общества. Это одно из наиболее глубоких чувств,которое формировалось на протяжении веков и тысячелетий упредставителей разных племён, этносов, народов как приверженность роднойземле, языку, традициям предков. С возникновением наций и национальныхгосударств патриотизм становится составной частью общественногосознания с доминированием идеи национальных интересов.

Глубинные основания патриотизма являются неотъемлемой частьюсущности человека и общества, удовлетворяя потребность в обеспечении безопасности на индивидуальном и на социальном уровнях. Ныне патриотизмсвязывается с созидательной деятельностью человека для общего блага, ссоциальным благополучием и гуманизмом общественных отношений, сактивной гражданской позицией индивидов во всех сферах социальногобытия.

Ценный аналитический материал, накопленный в трудахотечественных и зарубежных исследователей, позволяет определитьпатриотизм как одну из базовых составляющих национального самосознания,нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержаниемкоторого является любовь к отечеству, проявляющаяся в активнойсоциальной деятельности на благо родины.

Как видим, в этом определении патриотизм не сводится только кнравственным чувствам любви к родине. Оно имеет более широкий смысл ивключает в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферуличности, акцент делается на практически-преобразующей социальнойдеятельности.

Объективности ради следует отметить, что в истории политическоймысли существовали разные подходы к трактовке сущности патриотизма.

Например, такой мыслитель-гуманист как Лев Толстой, давал такуюнелестную характеристику патриотизму: «Патриотизм в самом простом,ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, какорудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а дляуправляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести ирабское подчинение себя тем, кто во власти». [ 9, с. 27-80]

Само собой разумеется, данное определение не следуетабсолютизировать. Приводя слова великого писателя, нельзя не учитыватьисторический контекст, время и условия тогдашней действительности, вкоторых они были направлены против имперской, захватнической политикивеликих держав, прикрывавших свои устремления патриотическимипризывами о защите веры и отечества. Писатель не побоялся высказать своёотношение к такой политике и такому патриотизму, за что и был осуждёнвластями и церковью в глазах общественности.

Патриотизм – сложный, многозначный и противоречивый феномен,который не является чем-то неизменным, застывшим. Будучи конкретно-историческим понятием, в каждую эпоху он имеет различное социально-политическое и нравственное ценностное содержание. Исходя из этогоможно полагать, что патриотизму как системной целостности присущаопределённая структура, то есть внутренняя организация составляющих еёвзаимосвязанных компонентов. Разумеется, здесь невозможно вести речь окакой-то жёсткой структурированности, поскольку патриотизм, как уже былосказано, характеризуется многогранностью и не все егоаспекты могут быть представлены в однозначно формально-логическом виде.

Вместе с тем в самом общем плане в его структуре можно выделить триосновных элемента: патриотические чувства, патриотическое сознание ипатриотическую деятельность.

Патриотические чувства – вид эмоциональных переживаний, носящихустойчивый характер и выражающих отношение человека к малой родине –родному краю, месту рождения, землякам, представителям своей нации,стране, отечеству в целом. Иными словами, это чувства, имеющие длячеловека мотивационную значимость. В их становлении значительную рольиграют такие знаковые системы, как политическая символика, политическиетрадиции, обычаи, обряды, другие ритуальные действия, которые оказываютна индивида значительное воспитательное воздействие, способствуютразвитию человеческой личности.

Патриотическое сознание представляет собой часть общественногосознания, сочетающую в себе политическую, социальную, правовую,историческую, религиозную и нравственную составляющие. Иначе говоря,это образование, включающее в себя идеи, взгляды, представления, мотивыповедения и чувства, отражающие позитивное отношение людей кокружающей их действительности. Одновременно патриотическое сознаниеявляется атрибутом политического действия, его непременным элементом.

Формирование патриотического сознания определяется не тольковоспитательным воздействием извне, но прежде всего опытом, накопленнымсубъектом в процессе собственной деятельности как в политической сфере,так и за её пределами. Иными словами, формирование патриотическогосознания зависит не только от определённых знаний, но и от разнообразныхформ участия человека в отношениях власти, в том числе путёмкритического осмысления личностью социальной действительности. К числусубъектов или носителей патриотического сознания относятся индивиды,социальные группы, слои, классы, этнические образования, нации, обществов целом.

Но в выбранной мной теме нельзя не рассмотреть еще два термина. Первый - Идеоло́гия — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии). Рассуждая о значении этого термина, можно прийти к мысли о том, что идеология — это некоторая созданная платформа морали, с помощью которой в человеке формируется нужное направление мысли. Во-вторых, самый незнакомый читателям, на наш взгляд, термин является «социогенез». Что же это такое? С греческого языка данное слово переводится как «происхождение общества». Общество же — обширное понятие, включающее в себя все виды взаимодействия людей (по словам Маркса), которые исторически развивались и складывались в результате их совместной деятельности. Социогенез — это ничто иное, как процесс становления человека в тесной связи с развитием человеческого общества. Теперь мы можем другими глазами и с пониманием взглянуть на заголовок и тему данной статьи: «Патриотизм как знаковая идеология социогенеза», то есть любовь и уважение к Родине могут символизировать процесс становления человека в обществе. Чтобы убедиться в этом достаточно обратиться к истории и проследить процесс развития такого чувства, как патриотизм.

 Первоначально патриотизм возник как естественное чувство человека. Ведь чтобы выжить представителю человеческого рода нужно было оберегать не только себя и своих близких, но и свою территорию, свое жизненное пространство. Но постепенно человек облагораживает землю, подстраивает под себя окружающую среду. Возникает комфортное и спокойное проживание на уже полюбившейся территории. Позже в индивидуальном сознании человека формируются чувства гордости и привязанности к земле, на которой он родился и вырос.

Отношение к своему Отечеству складывалось исторически, в процессе создания и укрепления единого государства. Патриотизм возрастал, когда на государство обрушивались судьбоносные события. Это вполне естественно, ведь патриотизм роднит народ и дает ощущение единства всех людей, а когда мы вместе, нам намного проще справляться с трудностями.

Заглянем в историю, но не будем, заходить слишком далеко, остановимся на том же Советском Союзе, и узнаем, что патриотизм в 1918 годах, не всегда ценился так глубоко, даже самим государством, наоборот понятие ≪патриотизм≫ носило резко негативный характер. При проявлении патриотических взглядов в советском обществе, оно сразу же пресекалось и уничтожалось, объяснялось это тем, что именно патриотизм являлся серьезной преградой к созданию пролетарского государства. Так было до середины 1930-х годов, когда сам Сталин, стал пропагандировать патриотизм в положительном отзыве.

С началом Великой Отечественной Войны, когда на защиту одной Родины встали люди разных национальностей тенденция патриотизма усилилась. [8, с. 210]

Тому не мало примеров. Одним из таких людей является Тяменков Василий Гаврилович. О нем не напишут книг. Но в моей работе я хотела бы немного остановиться о нем, это мой дедушка.  Он был действительно патриотом своей Родины, совершая во время Второй Мировой Войны подвиги. Например, в 1945 году он, будучи в разведке старшиной группы в районе г.Вены, действуя смело и решительно, принял бой и выполнил задачу, освободив улицу, что дало возможность нашей пехоте пройти без потерь. Впоследствии был удостоен правительственной награды. [12] И это не единственный его подвиг, который он совершил, будучи патриотом своей Великой страны. Так, например, в 1945г. Тяменков будучи в разведке в районе Сакольницы с задачей выяснить какие силы противника удерживают рубеж. Двигаясь в головном дозоре гвардии рядовой Тяменков заметил засаду противника. Действуя смело и решительно огнем из своего автомата уничтожил 6 солдат противника. Проникнув в село, разведчики выявили силы противника, о чем своевременно было доложено командованию. Этим самым обеспечили успех нашим наступающим частям. Я это знаю и горжусь им.

Хотелось бы отметить, практически всегда считалось, что формирование гражданина своей страны начинается в детстве. С его воспитания в духе любви к своей Родине на конкретных фактах истории, высоких чувствах и сильных эмоциях. Празднование Дня Победы как раз является таковым. Это торжество невозможно не заметить и ни один человек не может остаться равнодушным. Парады и торжественный салют не оставят таковым и ребенка. Но любить Родину нужно не только раз в году, патриотизм нужно воспитывать в себе каждый день. Именно на примерах людей, которые отдавали жизни за Родину и нужно учиться этому качеству. Так значит, ли что патриот живет в каждом из нас, даже в тех,кто не считает себя таковым? [10, с.572-574]

К сожалению люди, часто путают понятия патриотизма и национализма.Хотя это слова синонимы, они никак не совместимы. На основании вышеизложенного можно сказать следующее, что в основепатриотизма лежит любовь к своей стране, в основе национализма –любовь к собственной нации. Интернационализм также выступает противнационализма.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что сегодня государство располагает множеством средств и методов, с помощью которых оно содействует формированию у населения патриотизма. В первую очередь, конечно же после семьи, речь идет об образовательных учреждениях. В школах, начиная с начальных классов, проводятся "уроки памяти", на которые приглашаются ветераны. На реальных историях фронтовиков, рассказанных на "уроках памяти", в нашей стране формируется мнение молодого поколения о патриотизме. Выходя на улицы с "Бессмертным полком" в День Победы, мы делимся подвигами своих родных, слушаем истории других людей, сочувствуем и гордимся теми людьми - патриотами с большой буквы. Патриотизм проникает в общественное сознание через литературу, музыку, а в последнее время через рекламу и СМИ. Нередко в повседневных разговорах людей все равно присутствуют нотки патриотизма. Обсуждая науку, достижения наших ученых, сопереживая, мы проявляем патриотизм.

Я думаю, пока в наших душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное чувство, то будут существовать добродетели: любовь, сострадание, взаимовыручка. Ведь всё начинается с любви к своей стране, а уже потом распространяется на всех вокруг.