Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EMOTIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A FACTOR FOR FORMING THE EMOTIONAL CULTURE OF A STUDEN

Chelnokova E.A. 1 Terekhina A.E. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
The formation of an emotional culture of the individual is the most important aspect of the upbringing and development of the personality. The authors in the study turn to the concept of "emotional culture". The article points out that the term "emotional culture" includes a large number of definitions, and various interpretations of this concept are given by various researchers. The authors tend to consider emotional culture as the most important characteristic of the personality of a high school teacher. Emotional culture of the teacher includes emotional competence, consisting of components: the ability to recognize and understand your own emotions and feelings, the ability to control your own emotions, recognize and understand the feelings of others, the ability to control the feelings of others. Emotional competence of the teacher contributes to the formation of the student's emotional culture. Before the teacher is the task of improving emotional competence as a factor in the personal development of the teacher, in connection with which the authors draw attention to the characteristics of the level of the formation of emotional culture.
culture
emotional culture
emotional competence of the teacher
emotional culture of the student

В деятельности человека эмоциональный фактор имеет очень большое значение. В связи с этим формирование эмоциональной культуры представляется наиболее важным аспектом воспитания и развития личности. Возрастает значение формирования эмоциональной культуры молодого поколения. Основы эмоциональной культуры должны быть заложены  на уровне преподавателя вуза. Продуктивность педагогической деятельности, по анализу психолого-педагогической литературы, напрямую зависит от таких факторов, как эмоциональность, общительность, эмпатия. В период обучения в высшей школе студентов должны окружать преподаватели, обладающие достаточно высоким уровнем эмоциональной культуры, способные контролировать свои эмоциональные проявления и определять эмоциональное состояние студентов.

Понятие «культура» насчитывает, по мнению лингвистов, около 450 определений. Обратимся к этим определениям.

Культура (лат. cultura) определяется как «взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием». Культура непосредственно связана с человеческой деятельностью. Данный подход к определению культуры выделяет характер деятельности и производство материальных благ. Постепенно термин «культура» стал объёмнее, вобрав в себя круг предметов, явлений, действий, человекотворное происхождение которых явилось объединяющим их свойством.

В XVIII веке термин культура начинают рассматривать с научной точки зрения. Первым объяснил термин «культура» Эд Тайлор, обозначив его составляющие: «… культура, или цивилизация, слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Сущностью культуры, по мнению Тайлора, является производство и сохранение духовных ценностей [6].

Указанную точку зрения на роль культуры поддерживает Г.А.Францев, определяя культуру как совокупность созданных человеком ценностей [7].

С.И.Ожегов даёт определение культуры – «это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [4]. Данное определение объединяет в себе материальный и духовный подходы. Подобной точки зрения придерживается К.З.Акопян. Раскрывая сущность культуры, исследователь определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей». Ряд исследователей видят неразрывную связь между культурой и характером деятельности человека. Э.С.Маркарян утверждает, что культура – это специфический способ деятельности людей.

Культура выступает как творческая деятельность – подобное утверждение находим в трудах Л.Н.Когана и А.И.Арнольдова [1].

Эмоции (от лат. emoveo – потрясать, волновать­) – один из основных механизмов регуляции внутренней психической деятельности человека [2]. Это обобщенная психическая реакция человека на многообразные внешние и внутренние факторы, несущие как разнообразную, так и противоречивую информацию.

Одним из первых определение эмоциональной культуры как самостоятельного специфического пласта общей культуры дал П. М. Якобсон: «Эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительной мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени» [10].

Основываясь на точке зрения П.М.Якобсона, можно выделить составляющие  эмоциональной культуры, которые характеризуются отзывчивостью на довольно обширный круг объектов; способностью уважительно относиться к чувствам других людей; способностью к сопереживанию другим людями, умением делиться своими переживаниями с окружающими.

В современном междисциплинарном педагогическом словаре эмоциональная культура предстаёт как «воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими».

Эмоциональную культуру педагога Г.А. Ястребова рассматривает как «целостное личностное образование, представленное богатством эмоционального опыта, владением системой механизмов управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом, педагогической целесообразностью проявления эмоций, стремлением к совершенствованию эмоционального опыта на основе рефлексии» [11].

О.М. Кулеба определяет эмоциональную культуру учителя как «сложное интегральное, системное, динамическое образование личности, определяющее эмоциональную направленность типа, стиля и способов профессионального поведения и деятельности. Она включает в себя целый ряд компонентов, основными из которых являются: эмоциональное богатство, тезаурус личности, общая эмоциональная направленность личности, эмпатия, креативность, рефлексия, устойчивость и эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности; показателем сформированности которой выступает профессионально-педагогическая устойчивость» [3].

Из этого объективно вытекает положение о том, что эмоциональная культура – важнейшая характеристика личности преподавателя высшей школы как субъекта педагогического взаимодействия. Ее формирование должно протекать в рамках профессионально-педагогической подготовки, содержание и структура которой проектируются в соответствии с задачами и основными компонентами эмоциональной культуры.

Эмоциональную культуру будущего учителя Н.А. Рачковская трактует как «целостное личностное образование, представленное развитой эмоциональной сферой будущего учителя, ценностным отношением к эмоциональной жизни и проявлениям школьника; когнитивным комплексом, который включает в себя знания об эмоциональных аспектах педагогического процесса, способах регулирования своего эмоционального состояния, особенностях эмоциональной жизни и самом феномене эмоций; а также действенно-практическим компонентом, связанным со способностью к саморегуляции и умением влиять на эмоциональный фон педагогического процесса» [5].

Внимание многих исследователей было обращено в проблемам роли и места эмоциональной культуры в общественной жизни, влияния эмоций на поведение и формирование личности человека. Древним философам Демокриту и Платону также была интересна данная тема. Обращаясь к вопросу о важности чувств в деятельности человека, они указывали на их регулирующую роль. Аристотелем была разработана теория аффектов и способов их предотвращения. Труды учёных М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.К.Мамардашвили, С.Л.Франца  посвящены рассмотрению различных аспектов становления личности в социуме в процессе приобщения к общечеловеческой культуре.

Эмоциональную культуру можно определить как эмоциональную компетентность в том её значении, когда присутствует осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах и реакциях и имеют место умения, которые позволяют определить и дать анализ последних.

Роль эмоциональной компетентности состоит в том, что она способствует сохранению  укреплению здоровья личности, особенно это актуально для педагога благодаря своим ключевым компетенциям.

Первой компетенцией  является умение распознавать и понимать собственные эмоции и чувства. Высший уровень эмоциональной сознательности характеризует умение человека не только воспринять и описать чувство, но и понять причины его возникновения и контекст. Людям с большой эмоциональной ясностью удаётся легче других справиться со стрессовыми ситуациями, быстрее восстановить эмоциональный баланс.

Второй компетенцией выступает умение управлять собственными эмоциями. Человек, сотрудничающий с окружающими его людьми (к педагогу это относится в первую очередь), вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Научиться этому одномоментно невозможно, необходимо уделять пристальное внимание реакции на собственные эмоции. Избавление от гнева и злости происходит труднее, если человек  позволяет им свободно проявляться.

 Следовательно, осознание своего гнева и его преодоление крайне важно для каждого индивида. Адекватно выражать собственные эмоции можно разными способами. Преподавателю необходимо осваивать их с целью применения в жизни и в практике.

По исследованиям социологов, величина информации в сутки, которая поступает к человеку, распределяется таким образом: 60-70% – отрицательная;  15-20%– индифферентная и 15-20% положительная. Результатом отрицательной информации являются отрицательные эмоции, положительной – положительные.

Третья компетенция – это распознание и понимание чувств других людей. Если у человека высокий уровень развития данной компетенции, то у него отмечается  умение распознавать и правильно трактовать сигналы, говорящие о чувствах окружающих. Такому человеку присуще умение встать на позицию другого человека и ощутить его чувства и переживания. О таких людях говорят, что они обладают эмпатийными способностями.

Четвертая компетенция говорит об умении управлять чувствами других. Указанная компетенция – способность позитивно влиять на чувства окружающих – выступает компетенцией высшего порядка. Актуальность данной компетенции для педагога связана с тем, что открытое, бережное обращение с чувствами других и способность выяснить причины их возникновения позволяет педагогу исключить проблемную ситуацию  эмоционального плана.

Совершенствование эмоциональной компетентности – это личностное развитие педагога. Это включение в сферу эмоциональных переживаний педагога с другими людьми, событиями, объектами; повышение уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств и эмоций; нравственная регуляция более высоких ценностей и норм: совести, долга, ответственности, порядочности. Уровень сформированности эмоциональной культуры характеризуется системой эмоционального отношения к миру, окружающей педагогической ситуации, эмоциональным богатством, общей эмоциональной направленностью личности, креативностью, устойчивостью и эмоционально-волевой регуляцией поведения и деятельности.