Соглашаясь с Виктором Гюго, что зодчество - главная летопись человечества, отметим, что среда, организованная архитектурой, в свою очередь постепенно воздействует на сознание, поведение и эмоции человека [3]. В 20-е и 30-е годы XX-го века руководители молодого государства понимали, что архитектура – прекрасный проводник идей в массы и поэтому появлялись такие здания по всей стране, которые демонстрировали, что советским людям есть чем гордиться. Архитекторам ставилась задача увлекать людей в светлое будущее. И им это удавалось. Архитектурная мысль в первые десятилетия двадцатого века была яркой, авангардной, подвижной, как и эпоха, в которой она формировалась [1], [2].
Победа Октябрьской революции 1917 года изменила ход развития русской архитектуры. Появились новые перспективные направления архитектурной мысли. По словам А.В.Луначарского, «революция принесла с собой идеи замечательной широты и глубины; она зажгла вокруг себя чувства напряженные, героические и сложные» [4]. И действительно, после тяжелого периода гражданской войны, когда архитекторы были не востребованы, в 20-е годы создается большое количество новаторских произведений, новых типов зданий и поселений. Смелые поиски сделали советскую архитектуру передовиком мирового зодчества, деятельность русских авангардистов и конструктивистов оказала значительное влияние на все мировое искусство.
В первое послереволюционное десятилетие искусство архитекторов переживало небывалый творческий подъём. Проходили открытые конкурсы, дискуссии, создавались оригинальные проекты и способы преподавания в художественных академиях. Тогда зодчество было символом преобразования, строительства «нового мира».
Направлений в архитектуре было много: от наследия неоклассицизма 10-х годов до самых смелых нововведений. Традиционалисты пытались создать «революционный» стиль, основываясь на архитектурных формах прошлого, обобщая их. Очень популярным было наследие Древнего Востока. Особенно часто использовались мотивы, говорящие о вечности и бессмертии в мемориальных ансамблях. Так, по проекту архитектора Л. В. Руднева был создан памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде (1917—1919 гг.) – пантеон погибшим во время Октябрьской революции и Гражданской войны. В стилистике Мавзолея В. И. Ленина в Москве (1924—1930 годы) архитектора А. В. Щусева переплелись принципы конструктивизма и традиции создания восточных усыпальниц, таких как пирамида Джосера или гробница Кира Великого.
Рис.1. Модель "Башни III интернационала", арх. В.Е. Татлин, 1919 г.
Образцом технического новшества может служить московская радиобашня, возведённая в 1922 г. по проекту и под руководством инженера В. Г. Шухова. Он одним из первых использовал гиперболоидные стальные сетчатые конструкции, которые впоследствии широко применялись в мировой строительной практике.
В 1919-1920 годы появился интересный проект, своеобразное воплощение мятежной фантазии. Это была получившая всемирную известность «Башня III Интернационала», которую спроектировал архитектор Владимир Татлин (рис.1). Она стала символом мирового авангарда и конструктивизма. Здание предназначалось для административных работников Коммунистического Интернационала и представляло собой конструкцию из металлических балок и четырех прозрачных устройств, которые должны были вращаться с разными скоростями. Сооружению предполагалось по высоте быть больше Эйфелевой башни в полтора раза. Конструктивно новыми в этом монументальном здании были художественные и инженерные приемы. Сам В. Е. Татлин полагал, что его произведение - венец в достижение «синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры».
Проект так и не был реализован. Но до сих пор башня Татлина считается одной из мировых вершин архитектурной мысли.
Другие советские архитекторы, такие как братья Веснины, Г. Гольц, М. Гинзбург, К. Мельников, И. Леонидов также широко известны в мировой архитектуре ХХ века. Творческая деятельность этих талантливых архитекторов в 20-е годы прошлого столетия способствовала становлению конструктивизма как «производственного искусства». Конструктивизм братьев Весниных основывался на том, что для организации новых жилищных и производственных условий необходимы и новые технические средства: железобетонные каркасы, металлические конструкции. Они искали новые типы зданий, новые принципы заселения городов, новые приемы планировки микрорайонов.
Рис.2. Проект Дворца Труда, арх. А.,Л.,В. Веснины, 1923 г.
В первый раз Веснины как приверженцы конструктивизма показали себя в Москве на конкурсе проектов Дворца труда (1923 г.) (рис.2). Функциональность, динамичность, новая эстетика, использование новейших материалов - все это отличало проект Весниных. И хотя Дворец труда не был построен, проект его вошел в историю российской архитектуры как воплощение нового конструктивного метода.
Лидером конструктивизма был Александр Веснин. В своей совместной с Виктором Весниным статье «Форма и содержание» он писал, что «основная задача, стоящая перед советскими архитекторами найти архитектуру, наиболее полно конкретизирующую содержание новой строящейся жизни. Новое содержание не может быть выражено в старых формах, не будучи искаженным» [6]. Одним из примеров функционально-комплексного способа решения этой архитектурной задачи является проект первого жилищного кооператива в Москве поселка «Сокол». Архитекторы впервые в России предложили возводить поселок с уже функционирующей инфраструктурой. Так здесь появился магазин, Дом культуры, детский сад и другие социальные объекты, в том числе и парк для отдыха. На каждой улице поселка «Сокол» были посажены разнообразные кустарники, деревья, цветы.
В начале двадцатых годов появляются первые программы реконструкции Москвы. В этих программах для формирования нового облика Москвы предлагалось использовать высотные здания. Но в то время массовое строительство небоскребов было технически сложно реализовать. Впервые одиннадцатиэтажное здание, предназначавшееся Моссельпрому, было построено в 1923 году на Воздвиженке по проекту инженера А.Ф. Лолейта; строение украшали реклама первых советских магазинов и плакаты Маяковского.
Одной из характерных форм культурной жизни двадцатых годов является деятельность архитектурных групп. В 1925 году было создано Объединение современных архитекторов – ОСА. В этот творческий коллектив входили конструктивисты Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов, И. Голосов и многие другие архитекторы. В 1923 году образовалась Ассоциация новых архитекторов – АСНОВА. Лидером и идеологом АСНОВА являлся Ладовский Николай Александрович. Члены этой ассоциации большое внимание уделяли поискам новых способов выразительности в архитектурных формах, решали проблему художественности в архитектуре. В своих проектах архитекторы использовали современные строительные материалы и конструкции. Николай Ладовский один из первых в мировой архитектуре выдвинул идею рациональности оценивания архитектурной формы. Именно оценка воздействия на психику таких архитектурных понятий как пространственная и геометрическая форма постройки считалась главной проблемой.
После окончания Гражданской войны интенсивно восстанавливалось разрушенное городское хозяйство, быстро росли новые города, Москва приобретала столичный размах. Н.А. Ладовский, принимая участие в конкурсе по перепланировке Москвы, предложил разъединить Садовое кольцо по линии северо-запад и разместить новые здания полукругом вдоль Ленинградского шоссе. Замысел был настолько авангардным, что опередил свое время на полвека.
Несмотря на то, что объединения часто напряженно дискутировали друг с другом, архитектурные устремления были одинаковые: здание должно быть тщательно продуманно, комфортно и возведено при минимуме материальных и трудовых затрат. Примерами таких строений в Москве являются Дом культуры имени И.В. Русакова (1927-1929 гг., архитектор К.С. Мельников) и Клуб имени С.М. Зуева (1928 г., архитектор И.А. Голосов).
С 1929 года начался полемический спор о том, по каким правилам в новом коммунистическом обществе необходимо расселять людей. Это была дискуссия между урбанистами и дезурбанистами. Урбанисты (в том числе и Веснины) предлагали концепцию создания городов-коммун; квартиры предполагалось строить гостиничного вида, весь быт, воспитание детей, должен быть общим. Противоборствующая сторона (М. Гинзбург и др.) намеревались вообще искоренить города как способ поселения людей. Вместо городов планировали создавать систему шоссе, вдоль которых располагались жилые постройки, а за ними сельскохозяйственные и промышленные полосы. Для каждой отдельной семьи предполагали предоставлять дом по типовому проекту и автомобиль. И урбанисты, и дезурбанисты полагали, что человеку удобнее проживать там, где он работает. Так, М.А. Охитович писал: «Новый способ стройпроизводства покончит и с бытом, с укладом жизни вообще» [7]. Совместно с М.Я. Гинзбургом они выработали такую систему поселений, где «каждый центр является периферией, и каждый пункт периферии – центром». Несмотря на то, что дома-коммуны у дезурбанистов заменялись жилыми ячейками для одного «самостоятельно работающего трудящегося», общая идея коллективного быта также была им не чужда.
В начале тридцатых годов существенно изменилась ситуация в стране, а значит и в искусстве. Новшества и авангард становились объектами резкой критики. По мнению С.О. Хан-Магомедова и А.Н. Селивановой в СССР в 1932-1936 годах сформировался стиль, который можно назвать как «постконструктивизм». Основным принципом в творчестве советского архитектора было использование традиций строительного искусства античности и эпохи Возрождения. И если в царское время классические решения применялись при строительстве в столицах – Москве и Петербурге, то при И. В. Сталине такой культурный подход в архитектуре получил массовое распространение.
Рис.3. Жилой дом на Моховой улице в Москве, арх. И.Жолтовский, 1934 г. Сравнение ордера дома с ордером палаццо Капитанио в Виченце.
При воплощении талантливыми архитекторами исторических мотивов получались интересные художественные реализации. Таков, например, жилой дом на Моховой улице в Москве (1934г., архитектор И. В. Жолтовский), здесь композиционная идея палаццо-особняка XVI века подтверждала, по словам самого И. Жолтовского, «идею универсальности классических законов построения архитектурного организма» (рис.3).
В тоже время появилось немало эклектичных построек, которые удивляли огромными размерами и множеством вычурных украшений. На фоне полиморфии архитектурных работ в этот период особо выделяются здания выдающихся советских архитекторов: А.В. Щусева, И.А. Фомина, Л.В. Руднева и других.
Так, творческий путь академика архитектуры А. В. Щусева начался еще в дореволюционной России, в основу своего метода архитектор положил композиционные решения и морфологические особенности древнерусских памятников зодчества. Крупным успехом Щусева стало возведение Казанского вокзала в Москве (1913 – 1926 года), в котором он творчески преломлял декоративные мотивы русского зодчества в сочетании с железобетонными конструкциями пассажирских залов.
И. А. Фомин является крупным российским и советским архитектором, его творчество опирается на классику. В одной из своих статей в 1934 г. он писал: «Мы полагаем, что за основу нашего нового стиля правильно взять классику. Ни готика, ни романский или византийский стиль… не пригодны нам как база». Вместе с тем, И.А. Фомин полагал, что классика должна коррелировать с современностью, используя достижения науки, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни.
Характерным для той эпохи является также и ар-деко А. Н.Душкина, В. А. Щуко. А. Н. Душкин внес новаторский вклад в метростроение, создав концепцию безоконного подземного пространства. Его проект станции «Маяковская» в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Во второй половине 30-х годов развивались новые методы поточного и крупноблочного строительства, значительная роль в которых отводилась архитекторам. Массовое строительство все больше обуславливалось типовыми проектами. Развитие строительной индустрии было направлено на удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, а в 1940 г. построены первые панельные дома. Было возведено около 100 новых городов, в том числе Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др., а также реконструировано около двухсот старых — Волгоград, Новосибирск, Баку, Ереван, Свердловск и др. Это привело к формированию нового типа благоустроенных «социалистических городов». Создание города нового типа - соцгорода – наглядно свидетельствовало о комплексном подходе к организации нового быта. Это такой город-мечта, «немедленное счастье для всех», где людей объединял не только коллективный труд, но и стремление к новой радостной жизни, к новым социальным отношениям. В основе этого коммунального авангарда лежала идея о том, что при крупных промпредприятиях и совхозах необходимо создавать компактные поселения на 40-100 тыс. человек с обобществленным бытом и коллективными формами жилища.
Итак, практика советской архитектуры довоенного периода показала, что путь ее развития формировался под влиянием новых потребностей советских людей, национальных художественных традиций, новых материалов и новых методов производства работ. Это был период гуманистической «культурной революции». В 20-30-е годы были заложены основы советской архитектуры, в истоке лежали традиционная архитектура, конструктивизм. Традиционная архитектура основывалась на традиции классической архитектуры. Ее представляли архитекторы И. В. Жолтовский, А. О. Таманян, И. А. Фомин и А. В. Щусев. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм. Конструктивисты считали, что главная задача художника не изображать мир, а “конструировать” его, форма здания должна диктоваться его функциональным назначением. Среди конструктивистов наиболее видными были М. Я. Гинзбург, братья Веснины, И. И. Леонидов. Сегодня дома в стиле конструктивизма выгодно отличаются от зданий более поздних архитектурных стилей: оригинальный внешний вид, удобное, комфортное внутреннее устройство. Дома, в основном, расположены в центральных частях городских районов, и это является дополнительным плюсом. К тому же выполняется задумка архитекторов, которые планировали дома в стиле «конструктивизм» как центральные в жилых кварталах.
С середины 30-х годов государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода социалистический реализм. Архитекторы в этот период работали в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководили лидеры советской архитектуры. Многие проекты создавались в результате всесоюзных конкурсов. Историк архитектуры Д. С. Хмельницкий полагает, что в этот период архитекторы лишились права на индивидуализм в работе [8]. Однако в последнее время все чаще говорят также о том, что самый демократичный, самый гуманный период в отечественной архитектуре был в 20-30 – е годы; тогда многое было непривычно, ново и в тоже время было понятно обычному человеку. А здания, города, созданные в то время, не перестают удивлять и восхищать нас.