Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE TESTING RESULTS OF THE ADDITIONAL CLUSTER PROGRAMME OF DEVELOPMENT OF VALUE AND MOTIVATIONAL SPHERE OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS OF THE ORTHODOX SCHOOL USING A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THEIR PROFESSIONAL SELF–DETERMINATION

Romanenko I.V. 1
1 Shuya branch of Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Ivanovo State University"
In this article the item of the peculiarity of educational Orthodox schoolenvironment is analyzedand then there is a conclusion about the applicability of creation the additional program block about psychological and pedagogical support of high-school students of the Orthodox school, which would correlate to the main goal of creation such a school – upbringing an Orthodox Christian. In this article there are the results of the approbation of additional program block about psychological and pedagogical support of high-school students “The way to yourself – The way to God” at the base of the private educational institution “Orthodox secondary school of Theodorovskaya Icon of the Mother of God” in Ivanovo.Psycho-pedagogical accompaniment in the Orthodox school. There are the testing results of the additional cluster programme of psychological and pedagogical support for professional self–determination of the high school students of the Orthodox school in the article. The aim of the additional cluster is a formation of motivational sphere of the teenagers in the Orthodox school. The programme development and testing is part of Master's thesis. There is a plan and summery and impact of the programme in the article.
psychological and pedagogical support
professional self–determination of the high school students
motivational sphere of personality
the orthodox school

На данный момент существует множество программ психолого–педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Эти программы воплощают миссию образования, которая сформулирована в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного и экономического потенциала. Однако, данные программы не отражают специфику православных школ, которая помимо образовательных задач ставит перед собой и конкретные воспитательные задачи, а именно воспитание православного христианина.

Православная школа представляет собой специфическую образовательную среду. Специфика образовательной и воспитательной среды православной школы определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности, а одна из главных задач является воспитание православного христианина, формирование идеального человека. Формирование идеального человека – лейтмотив народного воспитания[6, 47], а православная школа свои основы имеет именно в народном образовании и воспитании. Для реализации поставленных задач в православных школах реализуются религиозные православные программы, что соответствует Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12), где говорится о разнообразии мировоззренческих подходов в содержании образования [1]. Поэтому имеет насущную необходимость сознание программ психолого–педагогического самоопределения старшеклассников православной школы, которая бы отражала специфику школы и образовательной среды и содержала конфессиональный образовательный компонент.

Для решения данной проблемы в качестве эксперимента был разработан дополнительный блок программы психолого–педагогического сопровождения старшеклассников православной школы «Дорогой к себе – Дорогой к Богу», который своей целью ставил развитие в старшеклассниках внутренней, положительной мотивации, чувства альтруизма и эмпатии.

В основе православной школы лежит принцип любви и милосердия. Милосердие – это готовность помочь кому-то, или простить кого–то из сострадания, человеколюбия [2]. Таким образом, милосердие включает в себя такие психологические понятия, как «эмпатия» и «альтруизм». Эмпатия, это принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [3], а также сопереживание ему [4]. Истоки эмпатического отношения к ближнему уходят далеко в глубь истории духовной культуры народа и находят отражение в народных представлениях об идеале совершенного человека[7, 110]. Американский социолог Ч.Кули считал, что эмпатия это «ключ к пониманию поведения человека в его взаимоотношении с другими людьми. Ни один человек , живущий в психологическом одиночестве, не сохранит на долго те качества, которые делают его человеком»[8,]. Альтруизм – это интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждающемуся другому, а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у реципиента будет устранено нежелательное состояние» [5]. Следовательно можно определить понятие милосердие, как понимание и принятие чувств, мыслей и установок другого человека и действия направленные на устранение нежелательного состояния этого человека. Поэтому, воспитывая православного человека, формирую совершенного человека очень важно в рамках православной школы развить у подростка чувства эмпатии, альтруизма и положительную, внутреннею мотивацию.

Апробация программы проходила на базе ЧОУ «Православная средняя школа Феодоровской иконы Божией матери» города Иваново. Контрольная группа была сформирована из старшеклассников МБОУ «Гимназия № 23».

В диагностике мотивационной сферы подростков были использованы следующие объективные методы и методики:

– тест–опросник «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой;

– тест–опросник «Мотивы выбора профессии» С.С.Груншпуна;

– тест–опросник «Исследование эмоциональной отзывчивости» А. Мехрабиэна.

Использование данных методик позволяет оценить эффективность проведенной работы на этапе формирующего эксперимента.

Программа состояла из трех блоков: диагностического, развивающего и аналитического.

Диагностический блок программы включал в себя организацию и проведение диагностики, направленной на выявление преобладающих мотивов в процессе профессионального самоопределения старшеклассников православной школы. Было выявлено, что школьники из православной школы в процессе профессиональной самоопределния руководствуются в равной степени внутренними социально–значимыми мотивами, внутренними индивидуально–значимыми мотивами и внешними положительными мотивами. Превалируют внутренние мотивы выбора той или иной профессии. Также чувство эмпатии у старшеклассников православной школы выражено большей степени.

Развивающий блок программы включал в себя проведение цикла лекций и групповых дискуссий, направленных на развитие положительной, внутренней мотивацию и чувств альтруизма и эмпатии.

Аналитический этап программы позволил оценить эффективность проведенной работы.

Проанализировав полученные данные, можно говорить о том, что старшеклассники православной школы в процессе профессионального самоопределения подростки стали в большей степени руководствоваться внутренними социально–значимыми мотивами (p≤0,05) и внешними положительными мотивами (p≤0,05), при этом в меньшей степени стали руководствоваться внешними отрицательными мотивами (p≤0,05).

Результаты показывают, что подростки стали в процессе профессионального самоопределения искать внутреннего удовлетворения от работы или профессии, при этом для них стала более важна социальная значимость их выбора, стали видны просоциальные мотивы в процессе их профессионального самоопределения. Также подростки в большей степени руководствуются внутренней мотивацией, это показывает на то, что в будущем они будут удовлетворены выбором профессии и работы.

На рис. 1 наглядно видно, что после проведения развивающей работы подростки православной школы стали больше руководствоваться внутренними мотивами в процессе профессионального самоопределения. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Рис. 1. Результаты анализа тест–опросника С.С.Груншпуна «Мотивы выбора профессии» до и после формирующего эксперимента

Сравнив результаты двух выборок до и после формирующего эксперимента по Т–критерию Вилкоксона мы обнаруживаем статистически значимые различия по всем шкалам. Так подростки православной школы стали в меньшей степени руководствоваться мотивами престижа профессии и материального благополучия, и больше желанием творческой работы. Таким образом, мы видим явный приоритет внутренних, просоциальных мотивов в процессе профессионального самоопределения подростков православной школы.

Сравнительный анализ двух выборок по методике «Исследование эмоциональной отзывчивости» А. Меграбяна по Т–критерию Вилкоксона убедительно показывает нам, что применение разработанной программы психолого–педагогического сопровождения учащихся православной школы приводит к повышению общего уровня эмпатии и является статистически значимой. Так показатель общей эмпатии после формирующего эксперимента значительно вырос и составил 24,68 баллов. Подростки православной школы стали еще более сопереживать окружающим. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей и просоциальных мотивов в поведении, без чего невозможна полная самореализация индивида в обществе. Рост эмпатии до определенного предела способствует личностному росту и чувству удовлетворенностью своей жизнью. В соответствии с методикой А. Мехрабиэна средним показателем эмпатии является 25–17 баллов для юношей и 29–23 баллов для девушек. Это показывает, что подростки православной школы находятся на средних значениях по показателю общей эмпатии, что лишь оказывает благоприятное влияние на процесс их профессионального самоопределения и личностного роста.

Рис. 2. Сравнительный анализ эмоциональной отзывчивости до и после формирующего эксперимента

Результаты, полученные после формирующего эксперимента по методике «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Шкала оценки параметров и показателей по методике «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой до и после формирующего эксперимента

Мотивы выбора профессии

Среднее значение показателей группы до эксперимента

Среднее значение показателей группы после эксперимента

Внутренние индивидуально значимые мотивы

19,35

18,8

Внутренние социально значимые мотивы

18,8

20,45

Внешние положительные мотивы

15,5

17,6

Внешние отрицательные мотивы

11,7

10,83

 

При анализе методики Р. В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии», направленной на изучение мотивов выбора профессии, было выявлено, что в процессе профессионального самоопределения подростки стали больше степени руководствоваться внутренними социально–значимыми мотивами (p≤0,05) и внешними положительными мотивами (p≤0,05), при этом в меньшей степени стали руководствоваться внешними отрицательными мотивами (p≤0,05).

Результаты показывают, что подростки стали в процессе профессионального самоопределения искать внутреннего удовлетворения от работы или профессии, при этом для них стала более важна социальная значимость их выбора, стали видны просоциальные мотивы в процессе их профессионального самоопределения. Также подростки в большей степени руководствуются внутренней мотивацией, это показывает на то, что в будущем они будут удовлетворены выбором профессии и работы.

В контрольной группе старшеклассников общеобразовательной школы различий средних значений до и после эксперимента не было обнаружено.

На контрольном этапе был также проведен сравнительный анализ психологических характеристик ценностно–мотивационной сферы подростков экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.

Таблица 2.

Сравнительный анализ психологических характеристик учащихся–подростков до и после эксперимента

Психологическая характеристика

ЭГ, n=40

КГ, n=40

М ± σ

М ± σ

Уровень эмпатии

до эксперимента

после эксперимента

 

23.55 ± 3.26

24,67 ± 2,66

 

 

15,3 ± 4.79

14,62 ± 4.61

Внутренние индивидуально значимые мотивы

до эксперимента

после эксперимента

 

 

19,35 ± 3,2

18,8 ± 2,25

 

 

18,45 ± 3,15

18,3 ± 2,15

Внутренние социально значимые мотивы

до эксперимента

после эксперимента

 

 

18,8 ± 3,05

20,45 ± 2,39

 

 

18,9 ± 4,3

18,3 ± 2,39

Внешние положительные мотивы

до эксперимента

после эксперимента

 

 

15,5 ± 3,79

17,6 ± 2,51

 

 

16,25 ± 3,78

17,03 ± 2,51

Внешние отрицательные мотивы

до эксперимента

после эксперимента

 

 

11,7 ± 3,4

10,82 ± 3,14

 

 

13,8 ± 3,31

14,72 ± 3,08

Мотивы престижа профессии

до эксперимента

после эксперимента

 

5,45 ± 1,44

5,37 ± 1,21

 

4,3 ± 1,44

4,67 ± 1,20

Мотив материального благополучия

до эксперимента

после эксперимента

 

 

4,2 1,77

3,8 1,52

 

 

4,5 ± 1,71

4,5 ± 1,51

Желание творческой работы

до эксперимента

после эксперимента

 

5,6 ± 1,25

6,32 ± 0,94

 

4,3 ± 1,23

3,9 ± 0,93

Примечание. ЭГ – экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; 1 – среднее значение до эксперимента; М – среднее значение после эксперимента; σ – стандартное квадратичное отклонение.

По итогам всего контрольного исследования можно сделать вывод, что старшеклассники православной школы повысили свой уровень чувства эмпатии и альтруизма, стали больше руководствоваться внутренними, положительными мотивами в процессе профессионального самоопределения, а значит выберут профессию, которая будет приносить внутреннее удовлетворение и пользу обществу. После реализации программы были выявлены изменения: все старшеклассники дали положительную динамику.

Таким образом, анализируя результаты контрольного эксперимента, можно сделать следующие выводы:

– у старшеклассников православной школы повысился уровень эмпатии;

– стали видны просоциальные мотивы в процессе профессионального самоопределения старшеклассников православной школы;

– подростки стали в большей степени руководствоваться внутренней мотивацией и в будущем они будут удовлетворены своим выбором профессии и работы;

– сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента подтвердило эффективность разработанной и апробированной программы по развитию ценностно–мотивационной сферы подростков православной школы.