Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF CONTINUOUS EDUCATION OF ADULT TRAINING

Bulaeva M.N. 1 Kalinkina K.V. 1 Ushilova K.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina
This work is devoted to the substantiation of the need for the formation and development of the system of continuing education for adult learners, which causes the continuous growth of information in science, technology, culture and all other spheres of human activity. Attention is focused on the emerging social need for the continuity of education (self-education) for people of all age categories (including the oldest). The main sign of the transition of the human person to the state of "adulthood" is the transition to self-support of his material needs through his own labor activity. In the article the main features of the process are called and briefly analyzed, and the concept of "continuous education" is disclosed. Particular attention is paid to existing problems that impede continuous education and require changes in the approaches to the content of this process and its organization. Means and methods for eliminating existing problems that hamper the continuing education of adult learners.
continuous education
adult education
the content of education
specifics
problems of continuing adult education

Согласно концепции непрерывного образования, образование нельзя рассматривать, как статичное состояние или завершенный процесс. Предполагается, что человеку на протяжении всей своей жизни необходимо (и возможно) продолжать целенаправленную деятельность по расширению и углублению знаний, (как связанных со своей сферой деятельности, так и направленных на повышение общекультурного уровня и расширение кругозора), совершенствованию имеющихся навыков и умений и обретению новых компетенций.

Основы данной концепции были заложены ещё в трудах З. Баумана, П. Фрейре и, разумеется, Дж. Дьюи, которым в таких работах, как «Школа и общество», Демократия образования» и «Опыт и образования» была сформирована категориальная система определений и понятий, в рамках которой и был описан образовательный процесс [3, с. 70].

В настоящее время понятию «непрерывного образования» не дается однозначного общепринятого определения. Чаще всего, данным термином обозначается процесс непрерывного творческого развития человеческой личности и увеличения багажа знаний человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим, главный аспект изменения образовательной системы заключается в отказе от парадигмы «образования на всю жизнь» (как завершенного в какой-то жизненный период процесса). На смену ей должна прийти парадигма «образования сквозь всю жизнь». То есть образование из завершаемого процесса с каким-то конечным результатом должно трансформироваться в основное средство для непрерывного развития человека (и связанной с этим деятельности) в течение всей его жизни.  

Условия жесткой конкуренции при рыночной модели экономики вынуждают человека непрерывно совершенствовать свой профессиональный уровень, в т.ч. и посредством постоянной учебы в рамках имеющейся компетенции, а также в целях освоения (приобретения) новых компетенций для возможного расширения или изменения своей сферы профессиональной деятельности. Концепция непрерывного образования предполагает наличие преемственности образовательной деятельности при смене её видов, а также вовлеченность человека в процесс образования на всех этапах развития его личности [1, c. 116].

 Под непрерывным образованием следует понимать, продолжающуюся в течение всей жизни человека, целенаправленную и систематизированную деятельность по углублению и расширению познаний, совершенствованию и количественному увеличению различных навыков и умений [4, с. 90]. При этом такая деятельность может осуществляться как в учебных организациях любого типа и профиля, так и самостоятельно. Таким образом, формируемая система непрерывного образования должна охватить весь образовательный процесс. В неё должны быть вовлечены все виды образовательных организаций от детских (дошкольных) до ВУЗов всех типов, а также такие формы как аспирантура, докторантура и т.д. Сюда же следует включить и другие формы получения знаний и совершенствования (расширение перечня) навыков и умений, таких как различные целевые курсы (например, языковые), курсы повышения квалификации, различные виды стажировок, лекционные циклы и т.д.

Главным признаком перехода человеческой личности в состояние «взрослости» является переход к самостоятельному обеспечению своих материальных потребностей через собственную трудовую деятельность. Предыдущие жизненные периоды (детство, отрочество, частично юность) можно рассматривать, как последовательные этапы подготовки к самостоятельной взрослой жизни, основным признаком которой является самостоятельная трудовая деятельность. Соответственно, основным признаком повзрослевшей личности является наличие цельной позиции в отношении окружающего мира, способности к принятию ответственных и самостоятельных решений, определяющих его жизненный путь и дальнейшее развитие во всех аспектах жизни (профессиональном, личном, общественном и т.д.).

Ознакомившись с разными мнениями и обобщив их, можно выделить перечень основных целей и задач, достижимых и решаемых посредством непрерывного образования взрослых. Он будет выглядеть следующим образом:

- увеличение багажа знаний и развитие познавательных способностей для повышения уровня достоверности картины мира и адекватности мировосприятия;

- развитие и совершенствование творческих способностей и психоэмоциональных качеств;

- расширение области участия в жизни социума и совершенствование системы социальных ценностей;

- совершенствование и расширение профессиональной компетенции;

- развитие коммуникативных качеств;

- расширения багажа знаний и перечня умения для повышения успешности взаимодействия с социумом.

Процесс непрерывного образования предусматривает постоянный рост багажа знаний, причем, не только количественный, но и качественный, с углублением в изучаемые дисциплины вплоть до ознакомления с последними научными достижениями и их осмыслением. Данный подход предполагает наличие особого склада и качеств мышления (критичность, наличие аналитических способностей, умение соотнести теоретические знания с их практическим применением и т.д.), а также, способности к сотрудничеству с другими людьми в различных сферах деятельности, в т.ч. и в познавательной. Специфические особенности позиции взрослого обучающегося относительно его дальнейшего образования:

- наличие мотивации к продолжению своего образования;

- наличие определенного жизненного опыта, способного быть источником материала для обучения его самого и его окружения;

- наличие стремления к решению своих жизненных задач и достижения конкретных целей через повышение уровня своего образования;  

- наличие стремления реализовать полученные теоретические знания (умения и т.д.) на практике;

- наличие условий (бытовых, социальных и т.д.), мотивирующих взрослых обучающихся к дальнейшей учебе.

- понимание взрослыми своих специфических черт, как объектов обучения и субъектов учебы (психофизиологические моменты, волевые качества и т.д.)

- адекватная самооценка своих учебных качеств;

- возможность выстроить индивидуальный маршрут своего дальнейшего образования и самоопределиться в образовательном пространстве;

- самостоятельный выбор формы дальнейшего образования.  

Для взрослого обучающегося продолжение его образование всегда будет иметь некоторые черты самообразования, в частности, самонаправляемость и саморегулируемость. Это, кроме прочего значит и то, что культурные ценности должны преобразоваться в личностные. Разумеется, при формировании системы ценностей, помимо специально разработанных форм обучения взрослых играют важную роль и СМИ. Этим обусловлен рост актуальности вопросов, связанных с проработкой аксиологических аспектов образования и культуры.

Вопросы, которые, на наш взгляд, в связи с этим требуют дальнейшего изучения, можно сформулировать так:

  • исследование ценностного значения знаний в разных демографических группах;
  • учет результатов таких исследований в системе организованного обучения взрослых и в организации массовой пропаганды повышения образовательного уровня;
  • интенсификация развития андрагогики (теория обучения взрослых) [5, с. 124];
  • формирование (совершенствование) у обучаемых навыков самообразования, а также условий, мотивирующих людей на получение новых знаний, непрерывного совершенствования своего профессионального и повышения культурного уровня.
  • формирование у людей образовательных потребностей по следующим направлениям:

- социально-ролевому (включая профессиональное,  общественное, семейное),

- общеобразовательное,

- общекультурное и развивающее (ЗОЖ, развитие личности и т.д.);

  • обеспечить доступность продолжения образования, устранив зависимость от таких факторов, как уровень доходов, место проживания и т.д.
  • создание информационной среды и формирование соответствующей культуры у людей старших возрастных категорий;
  • создание и постоянное совершенствование системы доступного и высококачественного дистанционного образования для взрослых;
  • реализация возможностей таких образовательных практик и дисциплин, как образовательный менеджмент и педагогическая валеология;
  • обеспечение научно-методической поддержки реализации концепции непрерывного образования с созданием необходимых структур (методические центры и т.п.);
  • выработка стратегий и конкретных шагов по удовлетворению образовательных потребностей приоритетных групп, таких как взрослые сельские жители, люди старших возрастных категорий, мигранты, инвалиды, малочисленные народности, этнические, религиозные, культурные и языковые меньшинства;
  • выработка и реализация мер по вовлечению в непрерывное образование маргинальных и уязвимых групп населения;
  • развитие международного сотрудничества по совершенствованию непрерывного образования взрослых (обмен опытом, сертификация и т.д.).
  • создание условий, мотивирующих бизнес-структуры на всемерное развитие корпоративного обучения и профессионального совершенствования сотрудников и персонала всех уровней от топ менеджмента до рядовых работников;  
  • развитие и расширение спектра технологий, использующихся для обучения взрослых в направлении формирования у них субъектности относительно выстраивания и маршрутизации своего дальнейшего образования [2, с. 69];
  • всемерное развитие открытых образовательных ресурсов и обеспечение к ним доступа всех категорий населения [6, 7];
  • развитие академической мобильности, как социального партнерства субъектов, работающих в образовательной сфере.

В заключение отметим, что для реализации концепции непрерывного образования потребуется переосмысление и реорганизация всей существующей системы образования с её преобразованием в интегрированную сеть разнообразных образовательных возможностей для каждого человека независимо от его возраста, полученного ранее образования, текущей сферы деятельности и т.д. Такая система образования должна быть значительно более гибкой и универсальной, поскольку от неё потребуется закрывать все образовательные потребности детей и юношества, одновременно предоставляя широкие и разнообразные возможности повышения образовательного уровня, получения новых профессиональных компетенций и развития способностей людям все возрастных категорий.

Так же заметим, что помимо институционных форм обучения в систему непрерывного образования необходимо включить и разнообразные неинституционные формы приобретения людьми дополнительных знаний в процессе самообразования.

Практическое внедрение непрерывности образования должно стать инструментом, позволяющим оптимально совместить доступность получения (совершенствования) образования и наиболее эффективное на определенный момент и в конкретных условиях использование существующего интеллектуального и материального потенциала общества.

Но при этом, постоянное расширение багажа знаний, совершенствование и увеличение количества навыков и умений неизбежно расширяет спектр возможностей человека, что мотивирует его на проявление активности связанной с реализацией приобретенных дополнительных возможностей, знаний и компетенций. В данном контексте, непрерывное образование выступает не только методом получения человеком новых компетенций и возможностей, но и механизмом сохранения некоторых особенностей периода его юности на следующем жизненном отрезке. Таким образом, непрерывное образование способно быть одним из эффективных методов преодоления (предотвращения) довольного распространенного явления, известного под названием «кризиса среднего возраста», а также помочь полноценному и разностороннему личностному развитию, способствовать поддержанию психического равновесия и максимально эффективной созидательной деятельности.