Внедрение ФГОС второго поколения требует особого внимания воспитанию высоконравственного, ответственного гражданина на основе освоения российских традиционных ценностей, нравственных норм и правил поведения. [1]. Актуальность проблемы определена необходимостью нравственного эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения, включением их в разнообразные виды познавательной деятельности, потребностью развития духовного и интеллектуального потенциала младших школьников. В связи с этим одним из важных приоритетных целей воспитания высоконравственного, высококультурного школьника является воспитание ценностного отношения к окружающему миру, к истории, культуре, природе своей Родины. Кроме того, в младшем школьном возрасте идет расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром и интенсивное развитие личности ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается развитие мотивированной активности ребенка, закладываются основы его мировоззрения, нравственной и гражданской идентичности, формируются ценности и самосознание [2].
Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения в младшем школьном возрасте существенным образом связано с воспитанием чувства сопричастности и гордости за свой край, Родину, привитием уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. Процесс познания малой родины младшими школьниками необходимо тесно связать с изучением природы родного края, с начальным экологическим эстетическим воспитанием, а также с изучением, знанием культуры и истории, традиции и обычаев, системы идеалов своего и других народов, составляющих основу нравственности. По мнению Л.С. Выготского, мы должны познакомить детей с историей и культурой Родины, привить замечательные духовные качества, которыми всегда по праву гордился многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до поисковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной, культуры Человечества. [3]. Использование краеведческого материала в начальной школе усиливает эффективность всех аспектов воспитания помогает ребенку стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира, способствует формированию духовного и эстетического мировосприятия, развитию способности понимать красоту окружающей действительности, выработке эстетических представлений и вкуса. По мнению Г.Н. Волкова, народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле [4]. Краеведческий принцип, заложенный в работе нашего кружка, позволяет совершенствованию интеллектуального, духовного развития младших школьников посредством изучения родного края, воспитания бережного и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на нашей земле, чувства гордости за свою малую Родину. Природообразный подход в воспитании обеспечивает, комплексный подход к формированию гармоничной личности [5].
Цель программы кружка: расширение знаний младших школьников о особенностях уникальной природы родного края, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание любви и ценностного отношения школьников к родному краю и людям, живущим на нашей земле.
Задачи:
- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной земле, ее природным особенностям и преданиям;
- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы Якутии;
- расширение представления младших школьников о культуре, обычае, традиции народов севера;
- привитие младшим школьникам любви и уважения к своему народу, навыков толерантного отношения к другим народам и культурам;
- приобретение навыков самостоятельно-поисковой работы;
- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
- воспитание активной гражданской позиции обучающихся;
- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды, правильного поведения в природной и социальной среде.
Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к природе родного края, умение видеть прекрасное в том, что тебя окружает. На занятиях ведется целенаправленная работа по осознанию каждым школьником своей личной связи с малой Родиной, с духовным богатством своего и других народов.
Занятия кружка проводятся в форме теоретических и экскурсионных занятий, заочных путешествий, тематических линеек, фотовыставок фотоотчетов, краеведческих игр и викторин, встречи с интересными людьми, живущими рядом, поиска и сбора краеведческого материала.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные работы: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.
Программа кружка рассчитана на 1 год и включает в себя следующие этапы:
- Организационно-подготовительный.
В данном этапе представляется обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач программы кружка, подбор краеведческого материала, литературы, пособий, необходимых для проведения занятий.
- Основной.
Этап представляет собой организацию и проведение разнообразных (теоретических, экскурсионных) занятий по теме, краеведческих и дидактических игр, конкурсов и викторин, выпуска стенгазет и плакатов.
- Завершающий.
Этап включает, проведение заключительной тематической линейки, фотовыставки, фотоотчета, обобщение итогов работы.
Содержание программы кружка
«Мой край родной - Якутия»» в начальной школе
№ |
Название |
Методы и приемы |
Кол-во часов |
1 |
Якутия - мой край родной |
- рассказ старинной легенды о Якутии; - презентация о флаге, гербе, гимне, о географии, населении, национальных праздниках Якутии; - беседа; - чтение стихов о Якутии; - выставка фотографий, книг о Якутии. |
1 ч. |
2 |
Якутия-моя малая родина |
- просмотр видеофильмов о Якутии; - выставка детских рисунков «Моя-Якутия». |
1 ч |
3-4 |
Лес - краса и богатство нашей республики |
- рассказ с элементами беседы, презентация «Деревья, кустарники Якутии»; - краеведческие игры: «Угадай название», «Классификация»; - групповая работа: «Правильное и неправильное поведение в лесу»; - выставка книг, якутских художников о природе Якутии; -выставка детских рисунков, плакатов на тему охраны природы - «Берегите лес!». |
2 ч. |
5-6 |
Обитатели живой природы Якутии. |
- рассказ с элементами беседы по презентации; - использование аудизаписи «Звуки леса»; - знакомство с «Красной книгой»; - различные задания: «Найди пару», ««Кто-где живет?», «Узнай голосу», разгадывание кроссворда; - народная игра: «Утки и ястреб», «Сокол и лиса», «Полярная сова и евражки»; - демонстрация фото и видеоматериала; - отгадывание загадок; - изготовление кормушек для птиц. |
2 ч. |
7 |
Растительный мир. |
- рассказ с элементами беседы по презентации; - краеведческая игра: «Путешественники»; «Путаница», «Лото», «Да-Нет», «Узнай описанию», «Ручейки и озера»; - защита рефератов: «Лекарственные растения Якутии». |
1 ч. |
8 |
Экскурсия в природу |
- сбор материалов для гербария и поделок из природного материала; - выпуск «Лесной стенгазеты» |
1 ч. |
9 |
Экскурсия в краеведческий музей |
- посещение краеведческого музея - «Мир живой природы». |
1 ч. |
10 |
Подземные богатства Якутии |
- рассказ с элементами беседы по презентации; - встреча с геологом; - выставка коллекции минералов и полезных ископаемых; - отгадывание загадок; - проведение исследовательской работы; - игра «Найди соответствие». |
1 ч. |
11 |
Экскурсия в Нерюнгринский угольный разрез и технопарк |
- посещение с экскурсией угольного разреза; - знакомство с горнодобывающей техникой и оборудованием. |
1 ч. |
12-14 |
Серия занятий «Заповедники и национальные парки Якутии» |
знакомство с заповедниками Якутии с использованием презентационного материала: «Ленские столбы», «Заповедник Олекмы», «Синские столбы», «Улахан Ары Кюеле», «Усть-Ленский заповедник», «Кыталык», «Гора иhилээх», «Диринг Юрях», «Дружба», «Орто дойду», «Усть-Вилюйский национальный парк»; - придумывание экологической сказки «Однажды в заповеднике»; - экологическая игра «Что? Где? Когда?», « Что в круге?», «Серая Шапочка и Красный волк»; - конкурс рисунков, плакатов «Лесные правила»; - конкурс фотографий «Природа глазами детей». |
3 ч. |
15 |
Ремесла и искусства у якутов |
- рассказ с элементами беседы по презентации; - выставка изделий из кожи, конского волоса, дерева, глины, металла, мамонтовой кости; - рассматривание художественных альбомов изделий народных мастеров; - рисование макета якутских сувениров. |
1 ч. |
16 |
Ярмарка «Город мастеров» |
- проведение мастер-классов народными мастерами; - знакомство с техникой изготовления поделок и сувениров в разных техниках. |
1 ч. |
17 |
Коренные Якутии (якуты, эвены, чукчи, юкагиры, долганы) |
- рассказ с элементами беседы по презентации; - игра «Собери правильно орнамент»; - аппликация «Укрась одежду орнаментом» - народные игры: «Пастух и олени», «Хабылык», «Тырыынка» и т.д. |
1 ч. |
18
|
Народные промыслы |
- знакомство с видами народных промыслов: охота, рыбалка. - просмотр видеофильмов из серии «Охота и рыбалка в Якутии»; - игра «Стрельба в цель», «Ловкий оленевод», «Куропатки и охотники», «Рыбаки и рыбки», «Охота на волка». |
1 ч. |
19 |
Подвижные национальные игры народов Севера |
- национальные игры «Перетягивание каната», Перетягивание на палках», «Оленьи упряжки», «Нарты-сани», «Успей поймать», «Тройной прыжок», «Соколиный бой». |
|
20-21 |
Обычаи, традиции и культура народов Якутии |
- изготовление тематических книжек-раскладушек: «Кухня народов Севера», «Жилища и быт коренных народов Якутии», «Национальная одежда малочисленных народов», «Национальные игры», «Народные промыслы народов Севера». |
2 ч. |
22 |
Ярмарка блюд национальной кухни |
Выделение победителей по номинациям: «Мастерство приготовления», «Творческий подход», «Самое вкусное блюдо», «Самое оригинальное блюдо», «Самое - экзотическое блюдо», «Национальный колорит», «Лучшее представление блюда», «Приз зрительских симпатий». |
1 ч. |
23 |
Путешествие родному краю |
- конкурс стихов, рисунков о родном крае; - викторина, блиц турнир. |
1 ч. |
24 |
Тематическая линейка |
- фотоотчет; - фотовыставка; - подведение итогов работы кружка. |
1 ч. |
Итого |
24 ч. |
Программа кружка «Мой край родной — Якутия» в начальной школе, на наш взгляд, способствует созданию организационно-педагогических условий для развития основ гражданской идентичности личности, формирования нравственных качеств и ценностной ориентации по отношению к природе и к месту человека в ней, развития чувства сопричастности, гордости за свою Родину и осознания своей этнической принадлежности. В результате реализации программы кружка мы предполагаем повышение у младших школьников интереса к родному краю; развитие ценностных отношений к своей малой Родине, ее природе, истории и культуре народов, населяющих ее. Позитивной стороной нашего кружка в плане воспитания ответственного, инициативного гражданина и гармоничной личности, можно считать то, что дети, являясь активными участниками совместной деятельности на наших занятиях, приобретают навыки и способы самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе, учатся применять знания на практике, принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение.