Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROGRAM MUG "MY NATIVE LAND - YAKUTIA" AS A MEANS OF FORMING VALUABLE ATTITUDE TO THE NATIVE LAND

Cherepanova A.B. 1 Nikolaeva I.I. 1
1 Technical Institute (branch) of «North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov» in Neryngri
The article is devoted to problems of attitudes among primary school age children to the native land. The urgency of studying this problem stems from the fact that in terms of economic and social development one of the priority tasks of modern education is formation of moral qualities of children, development of spiritual and aesthetic perception of the world, providing children with such moral qualities as a sense of deep respect for people, love for the native land, nature. The authors emphasize that in the early school years is the expansion of the child's interaction with the surrounding world and intensive development of child's personality. At this age there is development of the motivated activity of the child, laid the foundations of his world Outlook, moral and civic identity, formed values and identity. In this regard, pay special attention to the learning process of their native land, culture and history, traditions and customs of the Northern peoples, the promotion of careful and responsible attitude to mother nature and the people living on our land.
moral and civic education
local history
junior high school student
value orientation

Внедрение ФГОС второго поколения требует особого внимания воспитанию высоконравственного, ответственного гражданина на основе освоения российских традиционных ценностей, нравственных норм и правил поведения. [1]. Актуальность проблемы определена необходимостью нравственного эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения, включением их в разнообразные виды познавательной деятельности, потребностью развития духовного и интеллектуального потенциала младших школьников. В связи с этим одним из важных приоритетных целей воспитания высоконравственного, высококультурного школьника является воспитание ценностного отношения к окружающему миру, к истории, культуре, природе своей Родины.  Кроме того, в младшем школьном возрасте идет расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром и интенсивное развитие личности ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается развитие мотивированной активности ребенка, закладываются основы его мировоззрения, нравственной и гражданской идентичности, формируются ценности и самосознание [2].  

Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения в младшем школьном возрасте существенным образом связано с воспитанием чувства сопричастности и гордости за свой край, Родину, привитием уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. Процесс познания малой родины младшими школьниками необходимо тесно связать с изучением природы родного края, с начальным экологическим эстетическим воспитанием, а также с изучением, знанием культуры и истории, традиции и обычаев, системы идеалов своего и других народов, составляющих основу нравственности. По мнению Л.С. Выготского, мы должны познакомить детей с историей и культурой Родины, привить замечательные духовные качества, которыми всегда по праву гордился многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до поисковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной, культуры Человечества. [3].   Использование краеведческого материала в начальной школе усиливает эффективность всех аспектов воспитания помогает ребенку стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира, способствует формированию духовного и эстетического мировосприятия, развитию способности понимать красоту окружающей действительности, выработке эстетических представлений и вкуса.  По мнению Г.Н. Волкова, народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле [4]. Краеведческий принцип, заложенный в работе нашего кружка, позволяет совершенствованию интеллектуального, духовного развития младших школьников посредством изучения родного края, воспитания бережного и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на нашей земле, чувства гордости за свою малую Родину. Природообразный подход в воспитании обеспечивает, комплексный подход к формированию гармоничной личности [5].

Цель программы кружка: расширение знаний младших школьников о особенностях уникальной природы родного края, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание любви и ценностного отношения школьников к родному краю и людям, живущим на нашей земле.

Задачи:

- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной земле, ее природным особенностям и преданиям;

- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы Якутии;

- расширение представления младших школьников о культуре, обычае, традиции народов севера;

- привитие младшим школьникам любви и уважения к своему народу, навыков толерантного отношения к другим народам и культурам; 

- приобретение навыков самостоятельно-поисковой работы;

- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;

- воспитание активной гражданской позиции обучающихся;

- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды, правильного поведения в природной и социальной среде.

Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к природе родного края, умение видеть прекрасное в том, что тебя окружает. На занятиях ведется целенаправленная работа по осознанию каждым школьником своей личной связи с малой Родиной, с духовным богатством своего и других народов.

Занятия кружка проводятся в форме теоретических и экскурсионных занятий, заочных путешествий, тематических линеек, фотовыставок фотоотчетов, краеведческих игр и викторин, встречи с интересными людьми, живущими рядом, поиска и сбора краеведческого материала.

 Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные работы: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.

Программа кружка рассчитана на 1 год и включает в себя следующие этапы:

  1. Организационно-подготовительный.

В данном этапе представляется обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач программы кружка, подбор краеведческого материала, литературы, пособий, необходимых для проведения занятий.

  1. Основной.

Этап представляет собой организацию и проведение разнообразных (теоретических, экскурсионных) занятий по теме, краеведческих и дидактических игр, конкурсов и викторин, выпуска стенгазет и плакатов.

  1. Завершающий.

Этап включает, проведение заключительной тематической линейки, фотовыставки, фотоотчета, обобщение итогов работы.

Содержание программы кружка

«Мой край родной - Якутия»» в начальной школе

Название

Методы и приемы

Кол-во часов

1

Якутия -  мой край родной

- рассказ старинной легенды о Якутии;

- презентация о флаге, гербе, гимне, о географии, населении, национальных праздниках Якутии;

- беседа;

- чтение стихов о Якутии;

- выставка фотографий, книг о Якутии.

1 ч.

2

 Якутия-моя малая родина

- просмотр видеофильмов о Якутии;

- выставка детских рисунков «Моя-Якутия».

1 ч

3-4

Лес - краса и богатство нашей республики

- рассказ с элементами беседы, презентация «Деревья, кустарники Якутии»;

- краеведческие игры: «Угадай название», «Классификация»;

- групповая работа: «Правильное и неправильное поведение в лесу»;

- выставка книг, якутских художников о природе Якутии;

-выставка детских рисунков, плакатов на тему охраны природы - «Берегите лес!».

2 ч.

5-6

Обитатели живой природы Якутии.

- рассказ с элементами беседы по презентации;

- использование аудизаписи «Звуки леса»;

- знакомство с «Красной книгой»;

 - различные задания: «Найди пару», ««Кто-где живет?», «Узнай голосу», разгадывание кроссворда;

 - народная игра: «Утки и ястреб», «Сокол и лиса», «Полярная сова и евражки»;

 - демонстрация фото и видеоматериала;

- отгадывание загадок;

- изготовление кормушек для птиц.

2 ч.

7

Растительный мир.

- рассказ с элементами беседы по презентации;

- краеведческая игра: «Путешественники»; «Путаница», «Лото», «Да-Нет», «Узнай описанию», «Ручейки и озера»;

- защита рефератов: «Лекарственные растения Якутии».

1 ч.

8

Экскурсия в природу

- сбор материалов для гербария и поделок из природного материала;

- выпуск «Лесной стенгазеты»

1 ч.

9

Экскурсия в краеведческий музей

- посещение краеведческого музея - «Мир живой природы».

1 ч.

10

Подземные богатства Якутии

- рассказ с элементами беседы по презентации;

- встреча с геологом;

- выставка коллекции минералов и полезных ископаемых;

- отгадывание загадок;

- проведение исследовательской работы;

- игра «Найди соответствие».

1 ч.

11

Экскурсия в Нерюнгринский угольный разрез и технопарк

- посещение с экскурсией угольного разреза;

- знакомство с горнодобывающей техникой и оборудованием. 

1 ч.

12-14

Серия занятий «Заповедники и национальные парки Якутии»

знакомство с заповедниками Якутии с использованием презентационного материала: «Ленские столбы», «Заповедник Олекмы», «Синские столбы», «Улахан Ары Кюеле», «Усть-Ленский заповедник», «Кыталык», «Гора иhилээх»,  «Диринг Юрях», «Дружба», «Орто дойду», «Усть-Вилюйский национальный парк»;

- придумывание экологической сказки «Однажды в заповеднике»;

- экологическая игра «Что? Где? Когда?», « Что в круге?», «Серая Шапочка и Красный волк»;

- конкурс рисунков, плакатов «Лесные правила»;

- конкурс фотографий «Природа глазами детей».

3 ч.

15

Ремесла и искусства у якутов

- рассказ с элементами беседы  по презентации;

- выставка изделий из кожи, конского волоса, дерева, глины, металла, мамонтовой кости;

 - рассматривание художественных альбомов изделий народных мастеров;

- рисование макета якутских сувениров.

1 ч.

16

Ярмарка «Город мастеров»

- проведение мастер-классов народными мастерами;

-   знакомство с техникой изготовления поделок и сувениров в разных техниках.

1 ч.

17

Коренные Якутии (якуты, эвены, чукчи, юкагиры, долганы)

- рассказ с элементами беседы по презентации;

- игра «Собери правильно орнамент»;

- аппликация «Укрась одежду орнаментом»

- народные игры: «Пастух и олени», «Хабылык», «Тырыынка»  и т.д.

1 ч.

18

 

Народные промыслы

- знакомство с видами народных промыслов: охота, рыбалка.

- просмотр видеофильмов из серии «Охота и рыбалка в Якутии»;

- игра «Стрельба в цель», «Ловкий оленевод», «Куропатки и охотники», «Рыбаки и рыбки», «Охота на волка».

1 ч.

19

Подвижные национальные игры народов Севера

- национальные игры «Перетягивание каната», Перетягивание на палках», «Оленьи упряжки», «Нарты-сани», «Успей поймать», «Тройной прыжок», «Соколиный бой».

 

20-21

Обычаи, традиции и культура народов Якутии

- изготовление тематических книжек-раскладушек: «Кухня народов Севера», «Жилища и быт коренных народов Якутии», «Национальная одежда малочисленных народов», «Национальные игры», «Народные промыслы народов Севера».

2 ч.

22

Ярмарка блюд национальной кухни

Выделение победителей по номинациям: «Мастерство приготовления», «Творческий подход», «Самое вкусное блюдо», «Самое оригинальное блюдо», «Самое - экзотическое блюдо», «Национальный колорит», «Лучшее представление блюда», «Приз зрительских симпатий».

1 ч.

23

Путешествие родному краю

- конкурс стихов, рисунков о родном крае;

- викторина, блиц турнир.

1 ч.

24

Тематическая линейка

- фотоотчет;

- фотовыставка;

- подведение итогов работы кружка.

1 ч.

Итого

24 ч.

 

Программа кружка «Мой край родной — Якутия» в начальной школе, на наш взгляд, способствует созданию организационно-педагогических условий для развития основ гражданской идентичности личности, формирования нравственных качеств и ценностной ориентации по отношению к природе и к месту человека в ней, развития чувства сопричастности, гордости за свою Родину и осознания своей этнической принадлежности. В результате реализации программы кружка мы предполагаем повышение у младших школьников интереса к родному краю; развитие ценностных отношений к своей малой Родине, ее природе, истории и культуре народов, населяющих ее. Позитивной стороной нашего кружка в плане воспитания ответственного, инициативного гражданина и гармоничной личности, можно считать то, что дети, являясь активными участниками совместной деятельности на наших занятиях, приобретают навыки и способы самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе, учатся применять знания на практике, принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение.