Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

YOUNG PEOPLE IN RUSSIA TODAY: THE VALUED OPTIONS AND PROBLEMS

Makarin A.I. 1 Vetvitskaya S.M. 1
1 Rostov state University of railway engineering branch
The problem of modern youth. The search for an answer to the question - what it is today's young people in modern Russia? It is noted that Russia in the 21st century has changed dramatically compared to the end of the last century. The new generation is no longer what it was before, changed concepts, values, habits, views on life. Based on data sampling Rosstat "Family and fertility" in the article marked the main factors influencing the birth of a young family in the desired number of children. According to a survey, opinion poll examines young people's attitudes to the problems of national importance to the choice of profession, whether today is ready to Russian youth become self-employed? The conclusion is that young people, on the one hand, this vulnerable group, which is rather a destabilizing force in society, and on the other - this generation, on which depends the future of the country.
modern youth
values
attitudes
problems of youth.

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 и более годами.[1]

Россия в 21 веке очень сильно изменилась, по сравнению с концом прошлого века. Новое поколение, уже не то, что было ранее. Изменились понятия, ценности, привычки, взгляды на жизнь: изменилось все!

Какая она, современная молодежь, в современной России?

Дать ответ на этот вопрос однозначно не возможно, так как наша страна очень большая и развитие регионов в ней неодинаковое. Проживающая ближе к западу - молодежь более прогрессивна к современным технологиям и идеям, проживающая на юге – склонна к творчеству и креативу, на севере - к науке и познанию и т.д. Тем не менее, основные «течения», которые сформировались под воздействием, как средств массовой информации, так и экономического влияния и уровня жизни, идут с запада России на ее восток. О них и пойдет речь в данной статье.

Современная российская молодежь при расстановке приоритетов, жизненных целей, отдает предпочтение в первую очередь материальной стороне жизни, и лишь во вторую — семье, связывая последнюю непосредственно с уровнем жизни и способностью воспитать ребенка с позиции материального аспекта.

Принципиально иные подходы молодежи к вопросам морали и нравственности. Более половины молодых людей в возрасте 18–24 лет готовы переступить через моральные принципы и нормы, иными словами, руководствуются девизом — цель оправдывает средства. При этом 40% молодежи считает, что моральные нормы уже устарели, и вероятно со временем эти оценки будут еще хуже в сторону большей утраты понимания того, что такое мораль.

Российская молодежь в ценностном плане уже отличается от поколения предыдущих периодов в сторону поступательной утраты присущих российской цивилизации ценностей. Если ранее во главу угла ставился коллективный принцип всеобщего или общественного блага, то сейчас ему на смену приходит личный успех, невзирая на принципы морали.

Мнимое улучшение демографической ситуации, о котором провозглашают первые лица государства, при детальном анализе, напротив, говорит о губительных тенденциях — вымирании русского населения и трансформации у молодежи подходов к созданию семьи.

Молодежь предпочитает откладывать вопрос создания семьи, ставя на первое место карьерный рост и накопление первоначального капитала для социальной устойчивости молодой семьи. В настоящее время более половины всех браков приходится на возраст двадцать пять – тридцать четыре года, при этом ежегодно в рамках этой группы смещается возраст вступающих в брак в сторону повышения. Результатом позднего вступления в брак стало сокращение рождаемости в группе двадцать –двадцать четыре года и повышение в группе двадцать пять – двадцать девять лет и тридцать – тридцать четыре года. Основная причина данной трансформации — это материальные проблемы, которые вынуждена решать молодежь.

По данным выборочного исследования Росстата «Семья и рождаемость» три главные причины для рождения желаемого числа детей (двоих):

  • это материальные трудности - (47,8%),
  • неуверенность в завтрашнем дне - (44,5%),
  • жилищные трудности - (33,3%).

Эти тенденции в будущем закладывают подрывные основы для российской государственности, обрекая страну на вымирание.

Но заботят ли молодежь проблемы государственного масштаба?

Соотносит ли она свои ориентиры с государственными задачами или считает государство чуждым элементом?

Только 47% молодежи оценивает любовь к родине, ее благополучие как очень важное в своей жизни, в то время как семью и дом — 87%. Согласно опросам ВЦИОМ от 5 июля 2015 года, 26% молодежи в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет и 18% в возрасте от двадцати пяти до тридцать четырех лет хотели бы уехать за границу на постоянное место жительство. Это четверть российской молодежи! Из них половина уже точно определилась со сроком — через два-три года или больше. Из модального «хотели бы уехать» проблема превращается в актуальную повестку — молодежь планирует свой отъезд за границу!

За годы суверенной России молодежь была воспитана вне привязки к Родине. Молодежная формула сводится к тому, что жить надо там, где будет лучше. При таком подходе молодежь просто не способна стать локомотивом преобразований в стране, ведь для мобилизационного рывка требуются усилия и готовность к временным материальным трудностям.

Какие профессиональные ориентиры для себя выбирает молодежь?

В основном выбор обусловлен внешними обстоятельствами, примерами из жизни, гораздо реже - интересом и способностями к этой сфере у абитуриента. Некоторая деформация рынка труда и системы образования формируют впоследствии ситуацию, когда молодой специалист не в состоянии устроиться на работу в соответствии с его профилем. В итоге ВУЗы выпускают уже армию офисного планктона, трудящегося в секторах экономики и гуманитаристики. За годы эволюции государственной системы профиль выпускников резко изменился: от инженерно-технических в сторону экономистов и гуманитариев. ВУЗы выпускают специалистов, которых приходится на рынке труда адаптировать к интересам отдельных компаний. 66,8% всех выпускников не способны заниматься производством, и являются представителями сферы услуг, многие пополняют рынок безработных или специалистов, работающих не по образовательному профилю.

В России складывается уже критическая ситуация сокращения молодежи в таких стратегических сферах, как образование, здравоохранение, обрабатывающее производство. Доминирование молодежи в таких секторах, как финансовая деятельность, гостиницы и рестораны, торговля указывает не столько на специфику этих отраслей, сколько на выбор молодежи. Трудно себе представить, что проработавший порядка 5 лет специалист из финансового сектора вдруг резко пойдет в промышленность. В стране в перспективе 20–30 лет не останется кадров, необходимых для структурной перестройки экономики.

Готова ли сегодня российская молодежь заниматься собственным делом?

Социологические опросы показывают, что интерес к собственному бизнесу проявляют 43,8% мужчин и 28,1% женщин. Но, несмотря на то, что почти половина молодежи хотела бы заниматься собственным делом, работает не по найму только 5,6% молодежи! Это предельно низкий показатель. Число индивидуальных предпринимателей из молодежи — 554 тыс., в то время как общее число предпринимателей составляет 3,3 млн. Только 16,7% предпринимателей находятся в молодом возрасте, что явно указывает на то, что молодежи не хватает стимула, условий или возможности и способности для открытия собственного бизнеса, хотя желание есть! Из тех, кто выбирает путь предпринимателя, только единицы вносят вклад в будущее страны, поскольку выпускники гуманитарного профиля выбирают не путь инноваций и технологий, в которых они просто в силу образования не разбираются, а занимаются куплей-продажей одежды, продовольствия и т.п.

Эти тенденции указывают на необходимость скорейших изменений в молодежном вопросе:

  1. Необходимо формирование государственной молодежной политики на всех уровнях становления и развития молодежи. Это детские сады и школы, СМИ и Интернет - как фактор воздействия на сознание подрастающего поколения, профессиональная ориентация молодежи, структура подготовки профессиональных кадров и структура российской экономки, политика в отношении молодых семей и др.
  2. Безотлагательно следует вернуть национальную идею народу, и государство обязано ее всецело поддерживать и защищать. Пока молодежь находится в стадии становления, ей необходима направляющая роль наставника, которым и выступает государство. Национальная идея неразрывным образом должна быть связана с традиционными российскими ценностями.
  3. Необходима работа со СМИ и иными инструментами мягкой силы — телевидение, кино, Интернет. Около 50–60% молодежи предпочитает свое свободное время проводить за просмотром телепередач и видеофильмов. Бесконтрольный поток «мусорной» информации, пропагандирующей ценности античеловека, убивает в молодежи способность отделять добро от зла, лишает ее морально-нравственных ориентиров.
  4. Молодежи следует переосмыслить политические и жизненные приоритеты. От подхода критики без действий, готовности примириться с внешними обстоятельствами, молодежи предлагается осознать, что именно она — эта основа будущего России и от выбора молодежью профессии, ценностных ориентиров зависит то, в какой России жить молодежи и детям через 20–30 лет.[3]

Каковы основные проблемы молодежи? Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия. Если в периоды социальной стабильности эти проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность.

Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль.

То же касается и инноваций: некоторые из них могут быть полезны для общества, а некоторые — губительны для него. Поэтому важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться. Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, имеет культурно-исторический ответ. В стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения. Но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни. Однако даже при самом радикальном изменении этих условий многие традиционные ценности должны сохраниться для поддержания культурной преемственности поколений в обществе. Нельзя полностью отказаться от традиций, как, впрочем, нельзя полностью перекрыть дорогу новому.

Молодежь, с одной стороны, — это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — это поколение, от которого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.[4]