Развитие глобальной сети Интернет, а также развивающиеся огромными темпами информационные и телекоммуникационные технологии сделали возможным формирование целого направления в современной коммерции – электронной торговли.
Еще тридцать лет назад было немыслимо представить, что почти 8 % всей мировой торговли будет осуществляться дистанционно, не отходя от мониторов компьютеров, и еще удивительнее было бы предположение, что значительные финансовые потоки будут управляться и контролироваться посредством мобильных телефонов.
Тем не менее, электронная коммерция решительно перекраивает традиционные бизнес-процессы в торговле и считается на данный момент основным драйвером экономического роста. К примеру, за последние два-три года рынок е-коммерции в европейских странах показывает динамику роста на 32 %, а в Соединенных Штатах – на 24,6 %.
Наша страна не стала исключением. В 2008-2016 годах среднегодовые темпы роста электронной коммерции показывают 23,9 %, и общий объем российского рынка е-коммерции уже превышает, по оценкам экспертов, 2 триллиона рублей. Ожидается стабильная динамика рынка на уровне 12-14 % ежегодно[2].
Чаще всего в нашей стране предпочитают дистанционно (через Интернет) оплачивать (приобретать) следующие категории товаров и услуг:
1. Пополнение балансов сотовых телефонов, а также оплата услуг Интернет-провайдеров. В целом, это очевидное потребительское предпочтение, поскольку очень часто баланс «уходит в минус» неожиданно, и редко для кого подобные расходы входят в категорию «плановых». А оставаться без связи в современном мире сложно психологически, даже если речь идет только о недолгом походе к ближайшему терминалу оплаты.
2. Уже практически повсеместной практикой стала покупка билетов на поезд или на самолет через Интернет – это удобнее и проще, чем стоять в очередь в ближайшем трансагентстве. Продуманный пользовательский интерфейс продающих билеты сайтов дает возможность выяснить для себя ряд ключевых вопросов – выбор вагона и конкретного места, маршрут следования, длительность стоянки на транзитных станциях и др. Это вопросы интересуют каждого пассажира, но вряд ли их уместно задавать при оформлении обычного билета в кассе «в реале».
3. Билеты на концерты, шоу и соревнования значительно чаще стали покупаться онлайн – именно потому, что есть возможность оценить заполненность зала и выбрать оптимальное для себя соотношение цены и ожидаемого уровня комфорта.
Рисунок 1. Направления движения электронных денег, 1 Q 2017 г.
Источник: официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг» (РБК)
4. С каждым годом все чаще стали оплачиваться дистанционно различные счета (в том числе за коммунальные услуги) и штрафы ГИБДД. Еще в начале 2000-х люди не пользовались этой возможностью, каждый месяц предпочитая приходить лично, оплачивать ЖКХ в кассе и получать на руки квитанцию об оплате. Сейчас эта традиция пошатнулась , и ей на смену пришли электронные платежи - ведь электронные квитанции сложнее потерять, да и в очереди стоять не приходится.
5. Посредством виртуальной торговли часто покупается виртуальная музыка и игры, приложения для мобильных телефонов и компьютеров, электронные книги.
6. Удобно оказалось бронировать через Интернет гостиницы.
Что касается покупки через Интернет материальных товаров, то быстрее всего развивается электронная торговля через сайты различных Интернет-магазинов, через виртуальные каталоги, а также сетевой маркетинг[3].
На мой взгляд, очень перспективным выглядит такой сегмент электронной коммерции, как дистанционная оплата приобретенных товаров или услуг. Удалось сформировать доверие к электронным платежным системам (Киви-кошелек, Яндекс-деньги и др.). Всё активнее наращивает обороты электронный способ управления банковскими счетами (Сбербанк-онлайн, а также прочие банковские электронные инструменты)[5]. Терминалы оплаты, которые раньше предлагали только пополнить баланс мобильного телефона, сейчас имеют огромное количество вкладок – начиная от оплаты госпошлины и заканчивая перечислением денег на благотворительные цели или оплату текущих счетов[1].
Агентство РБК («РосБизнесКонсалтинг»), которое регулярно производит исследования российского рынка, произвело очередной опрос по выявлению причин изменившихся потребительских предпочтений, и его результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Причины выбора потребителями е-коммерции как способа приобретения товаров
Источник: официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг» (РБК)( http://www.rbc.ru/)
Любопытно, что в России особенно хорошую динамику роста показывает электронная коммерция в регионах. Казалось бы, там проживает население более консервативное и медленно воспринимающее новинки, особенно если речь идет о том, что деньги перечислить нужно уже сейчас, а товар получить только потом. Тем не менее, в небольших российских городах и населенных пунктах люди часто не могут найти нужный им товар, поэтому они используют возможность приобрести его дистанционно. Это дало толчок развития электронной торговле в регионах, - по результатам 2016 года, к примеру, региональная электронная коммерция по объему в 2 раза превысила показатели Москвы и Санкт-Петербурга.
Эксперты объясняют это тем, что ценник электронной торговли бывает значительно ниже, чем в региональной рознице. Та же самая логика приводит к тому, что москвичи и жители Санкт-Петербурга заказывают товары за рубежом, и они обходятся дешевле даже с учетом транспортировки[4].
Анализ статистики также показывает, что устойчиво развивается электронная коммерция в Якутии, на Ямале, Сахалине, на Камчатке; далее идут регионы Урала (Свердловская, Челябинская области, ХМАО)[5].
Кроме расширения объемов присутствия электронной коммерции на российском рынке и глубокого проникновения в регионы, аналитики заявляют об еще одной тенденции: стратегический вектор развития онлайн-ритейла – это универсальный товарный ассортимент. На рынке уже появились сильные бренды, и теперь основная борьба разворачивается не за верхние строчки в поисковых трафиках, а за счет расширенной линейки товаров, опираясь на привлеченную клиентскую базу.
Если говорить о факторах, тормозящих развитие электронной коммерции в России, то в первую очередь следует отметить слабое развитие логистики. Пользователи сетуют, что заказанный в Китае товар до границы доходит в считанные дни, но по России идет неделями.
Количество интернет-пользователей в 2017 году в России приблизилось к отметке в 80 миллионов и продолжает расти. Издержки, связанные с страхом опасением мошеннических схем (деньги сейчас, товар потом), удается снять за счет использования схемы оплаты наличными в момент доставки курьером заказанного товара (так предпочитают оплачивать заказы больше половины покупателей через интернет). Это позволяет рассчитывать на то, что темпы роста электронной коммерции в России будут сохраняться, так как потенциал явно еще не исчерпан.