Существенные изменения в социально-экономическом устройстве Республики Казахстан затрагивают и школу, которая тоже вынуждена и должна измениться, чтобы удовлетворить требованиям общества и государства, и в процессе обновления образования - создать новую школу, школу будущего, школу, которая будет функционировать в новом тысячелетии. Видеть школу будущего – важная для руководства и педколлектива творческая задача, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способной изменить структуру, статус и назначение школы.
Несомненно, школа понимает, какие трудные, но выполнимые задачи ей приходится реализовать, и укладывает все усилия для разработки новых учебных планов, программ, методик, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогической системе это по силам, т.к. она имеет в своем потенциале ученых-педагогов, методистов, образовательные программы развития школы, базисный учебный план, образовательные стандарты. Имеется весьма значимый и серьезный практический опыт работы общеобразовательной школы и теоретические разработки, где рассматриваются вопросы теории и практики управления методической работой школы, даются рекомендации по эффективному обновлению системы образования, в условиях расширения прав и ответственности за конечные результаты обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни и труду. Однако во многих исследованиях, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания важному звену в работе общеобразовательной школы – структуре, содержанию и формам методической работы [1].
Обновления, происходящие в различных областях, в том числе и в образовании, не могли не отразиться на методической работе. Назрела необходимость их перехода на качественно новый уровень, который соответствует новым требованиям, предъявляемым образовательными учреждениями и органами управления образованием. Основное назначение методической работы на современном этапе непосредственно связано с созданием психолого-педагогических условий для становления и профессионального роста психолого-педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей.
Методическая работа, направленная на развитие профессионализма учителя, положительно влияет на конкретные результаты учебно-воспитательного процесса. В связи с этим в методической работе одним из приоритетных направлений должно быть управление качеством образования через создание системы повышения уровня обучения учащихся. Наиболее подвижно и динамично содержание методической работы, причем оно давно включает не только вопросы теории и методики преподавания предмета, а охватывает весь комплекс функциональных обязанностей учителей, который требует от него умения воздействовать на развитие личности школьника, умения общаться с родителями, осуществлять их педагогическое просвещение, знать специфику учащихся [2].
В поиске новых форм и методов повышения психолого-педагогического мастерства значительную роль играет постоянное обращение к богатому педагогическому опыту в системе образования. Новые организационные формы развития профессионального мастерства учителя нуждаются в дальнейшем исследовании, в то же время содержание их тесно связано с потребностями времени и интересами учителей. Успешная реализация содержания методической работы в школе способствует развитию профессионального роста учителя, которая успешно осуществляется при условии целенаправленного управления на всех уровнях системы повышения квалификации и учреждений психолого-педагогической и методической службы в школах Республики.
Общеобразовательные учреждения должны обеспечить содержательное и методическое управление, разрабатывать общую стратегию развития психолого-педагогического творчества учителя. Основное содержание формирования инновационной деятельности учителей в аспекте организации методической работы школы в настоящее время представлено традиционными и инновационными направлениями. К традиционным мы относим вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания в широком понимании. К инновационным те, которые в последние годы по-новому сформулированы (технологии вместо методов и приемов) или приобрели большую остроту в силу изменившихся социальных, педагогических, экономических и других условий.
С целью выявления особенностей инновационной деятельности учителя в современных условиях, нами были выявлены характерные признаки традиционного содержания образования и содержание формирования инновационной деятельности учителей в процессе организации методической работы в школе
Вместе тем, социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, достаточно ярко высветили кризис традиционной модели образования, обеспечивающий социальный заказ прежде всего на специализацию и функционализацию человека. Следует отметить, что такие ориентации образования привели к следующим негативным последствиям: нарушение целостности человеческой личности; усредненность и обезличенность образования, нарушение целостности образовательного процесса, преобладающее отношение к ученику как объекту педагогических воздействий учащихся; абсолютизация субъект-объектных отношений; слабая степень осознавания педагогами и учащимися смысла образования, ограничение личностного и профессионального роста учителя, слабая востребованность в думающих, мыслящих, творческих педагогах [3].
Традиционный подход представляет образование, ориентированное на общественную реальность и требующее прежде всего усвоения заданной суммы знаний, умений и навыков. Такое образование осуществляется в рамках учебно-дисциплинарной модели с ее строгой регламентацией учебного процесса, закрепленной в жестком учебном плане, расписании занятий, в программах и методических пособиях, с одинаковым усредненным отношение к ученику. В системе традиционного образования в основном преобладает функциональный подход к организации деятельности детей, без учета их интересов, склонностей и способностей. В основном деятельность учителя ориентировано на овладение учащимися определенными знаниями умениями и навыками, а не на их индивидуальное личностное развитие. В такой системе главным критерием образования является формирование человека, подготовленного к деятельности в стандартных ситуациях.
В целом можно утверждать, что в современной практике образования проявляется неадекватность принципов традиционной системы образования требованиям современного общества к развитию личности, ее познавательных способностей. Насущной потребностью практики становится такая система образования, которая строилась бы с учетом: признания за ребенком права на уникальность, внутреннюю свободу, активность, творчество; построение образовательного процесса с учетом целостности личности ребенка; ориентации на самореализацию личности учащегося, его самоизменение и самоутверждение.
В своем исследовании нами, по мере возможности, проведен сравнительный анализ системы традиционного содержания образования и содержание формирования инновационной деятельности учителей в процессе организации методической работы в школе на основе инновационного подхода.
В обеспечении предлагаемой модели принимают участие системы учреждений (органы управления и учреждения методической службы) и должностные лица различного уровня (организаторы образования, методисты, учителя).
Модель, которая внедряется в общеобразовательные школы, представляет систему взаимосвязанных организационных форм содержания, организация которой учитывает и включает исторически сложившийся опыт и материалы опытно-экспериментальной и исследовательской работы; подтверждена формирующейся практикой деятельности методической работы по развитию профессионального мастерства учителей [4].
Модель находится в постоянной динамике, развитии в зависимости от происходящих изменений в содержании школьного образования, социально-экономических условий, социокультурных процессов, образовательного уровня работающих учителей. Данная модель имеет ряд особенностей:
Во-первых, системно-функциональный подход ориентирует методиста и учителя на объективную структуру инновационной деятельности по изучению, обобщению и применению передового педагогического опыта в коллективе. При такой организации каждому компоненту системы принадлежит определенная роль, которая обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость между ними.
Во-вторых, структурно-функциональная модель является основанием для разработки системы инновационной деятельности учителей, которая связывает различные компоненты.
В-третьих, качество этой деятельности следует ориентировать на соответствие повышения квалификации учителей по взаимосвязанным направлениям.
Концептуальное различие традиционной и современной модели образования приводят к существенному изменению психолого-педагогической деятельности учителя.
Таким образом, вышеизложенное позволяет нам подтвердить, что современная образовательная парадигма ориентирована на конечный результат - формирование саморазвивающейся, саморегулирующейся, творческой личности с разносторонними знаниями и выраженными интересами, умеющая принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, подготовленная найти свое место в непрерывно изменяющемся мире. Но рождение новой школы – длительный и сложный путь.