Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHERS IN THE PROCESS OF ORGANIZATION OF METHODICAL WORK AT SCHOOL

Zhunisbekova Z.A. 1 Kerimbekov M.A. 2 Mombieva G.A. 3 Rezhametova S.K. 1
1 М.O.Аuеzоv South Kazakhstan State University
2 Institute of improvement of professional skill of pedagogical workers on the South Kazakhstan area (joint-stock company Branch «National training centre of pedagogical shots «Orley»)
3 Kazakh National Pedagogical University named after Abay
This work raises important issues of application of innovative technologies and methods in practical activities of educational institutions, namely the methodical work of secondary schools. Undoubtedly, the school understands what a difficult but doable task, it is necessary to implement, and puts all the efforts for the development of new curricula, programs, methods, contributing to the improvement of the educational process. Psychological-pedagogical system of it, because it has the potential of scientists-teachers, methodologists, educational program development, school curricula, educational standards. There is a very important and serious practical experience of the secondary school and theory development, where we discuss the theory and practice of management methodical work of the school, recommendations for the effective updating of the education system, in terms of empowerment and responsibility for results of training, education and development of pupils and prepare them for life and work.
methodical work
basic needs
educational process
quality level
self-actualization
innovation
innovation

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве Республики Казахстан затрагивают и школу, которая тоже вынуждена и должна измениться, чтобы удовлетворить требованиям общества и государства, и в процессе обновления образования - создать новую школу, школу будущего, школу, которая будет функционировать в новом тысячелетии. Видеть школу будущего – важная для руководства и педколлектива творческая задача, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способной изменить структуру, статус и назначение школы.

Несомненно, школа понимает, какие трудные, но выполнимые задачи ей приходится реализовать, и укладывает все усилия для разработки новых учебных планов, программ, методик, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогической системе это по силам, т.к. она имеет в своем потенциале ученых-педагогов, методистов, образовательные программы развития школы, базисный учебный план, образовательные стандарты. Имеется весьма значимый и серьезный практический опыт работы общеобразовательной школы и теоретические разработки, где рассматриваются вопросы теории и практики управления методической работой школы, даются рекомендации по эффективному обновлению системы образования, в условиях расширения прав и ответственности за конечные результаты обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни и труду. Однако во многих исследованиях, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания важному звену в работе общеобразовательной школы – структуре, содержанию и формам методической работы [1].

Обновления, происходящие в различных областях, в том числе и в образовании, не могли не отразиться на методической работе. Назрела необходимость их перехода на качественно новый уровень, который соответствует новым требованиям, предъявляемым образовательными учреждениями и органами управления образованием. Основное назначение методической работы на современном этапе непосредственно связано с созданием психолого-педагогических условий для становления и профессионального роста психолого-педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей.

Методическая работа, направленная на развитие профессионализма учителя, положительно влияет на конкретные результаты учебно-воспитательного процесса. В связи с этим в методической работе одним из приоритетных направлений должно быть управление качеством образования через создание системы повышения уровня обучения учащихся. Наиболее подвижно и динамично содержание методической работы, причем оно давно включает не только вопросы теории и методики преподавания предмета, а охватывает весь комплекс функциональных обязанностей учителей, который требует от него умения воздействовать на развитие личности школьника, умения общаться с родителями, осуществлять их педагогическое просвещение, знать специфику учащихся [2].

В поиске новых форм и методов повышения психолого-педагогического мастерства значительную роль играет постоянное обращение к богатому педагогическому опыту в системе образования. Новые организационные формы развития профессионального мастерства учителя нуждаются в дальнейшем исследовании, в то же время содержание их тесно связано с потребностями времени и интересами учителей. Успешная реализация содержания методической работы в школе способствует развитию профессионального роста учителя, которая успешно осуществляется при условии целенаправленного управления на всех уровнях системы повышения квалификации и учреждений психолого-педагогической и методической службы в школах Республики.

Общеобразовательные учреждения должны обеспечить содержательное и методическое управление, разрабатывать общую стратегию развития психолого-педагогического творчества учителя. Основное содержание формирования инновационной  деятельности учителей  в аспекте организации методической работы  школы  в настоящее время представлено традиционными и инновационными направлениями. К традиционным мы относим вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания в широком понимании. К инновационным те, которые в последние годы по-новому сформулированы (технологии вместо методов и приемов) или приобрели большую остроту в силу изменившихся социальных, педагогических, экономических и других условий.

С целью выявления особенностей инновационной деятельности учителя в современных условиях, нами были выявлены характерные признаки традиционного содержания образования и содержание формирования инновационной деятельности учителей в процессе организации  методической работы в школе

Вместе тем, социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, достаточно ярко высветили кризис традиционной модели образования, обеспечивающий социальный заказ прежде всего на специализацию и функционализацию человека. Следует отметить, что такие ориентации образования привели к следующим негативным последствиям: нарушение целостности человеческой личности; усредненность и обезличенность образования, нарушение целостности образовательного процесса, преобладающее отношение к ученику как объекту педагогических воздействий учащихся; абсолютизация субъект-объектных отношений; слабая степень осознавания педагогами и учащимися смысла образования, ограничение личностного и профессионального роста учителя, слабая востребованность в думающих, мыслящих, творческих педагогах [3].  

Традиционный подход представляет образование, ориентированное  на общественную реальность и требующее прежде всего усвоения заданной суммы знаний, умений и навыков. Такое образование осуществляется в рамках учебно-дисциплинарной модели с ее строгой регламентацией учебного процесса, закрепленной в жестком учебном плане, расписании занятий, в программах и методических пособиях, с одинаковым усредненным отношение к ученику. В системе традиционного образования в основном преобладает функциональный подход к организации деятельности детей, без учета их интересов, склонностей и способностей. В основном деятельность учителя ориентировано на овладение учащимися определенными знаниями умениями и навыками, а не на их индивидуальное личностное развитие. В такой системе главным критерием образования является формирование человека, подготовленного к деятельности в стандартных ситуациях.

В целом можно утверждать, что в современной практике образования проявляется неадекватность принципов традиционной системы образования требованиям современного общества к развитию личности, ее познавательных способностей. Насущной потребностью практики становится такая система образования, которая строилась бы с учетом: признания за ребенком права на уникальность, внутреннюю свободу, активность, творчество; построение образовательного процесса с учетом целостности личности ребенка; ориентации на самореализацию личности учащегося, его самоизменение и самоутверждение.

В своем исследовании нами, по мере возможности, проведен сравнительный анализ системы традиционного содержания образования и содержание формирования инновационной деятельности учителей в процессе организации методической работы в школе на основе инновационного подхода.

В обеспечении предлагаемой модели принимают участие системы учреждений (органы управления и учреждения методической службы) и должностные лица различного уровня (организаторы образования, методисты, учителя).  

Модель, которая внедряется в общеобразовательные школы, представляет систему взаимосвязанных организационных форм содержания, организация которой учитывает и включает исторически сложившийся опыт и материалы опытно-экспериментальной и исследовательской работы; подтверждена формирующейся практикой деятельности методической работы по развитию профессионального мастерства учителей [4].

Модель находится в постоянной динамике, развитии в зависимости от происходящих изменений в содержании школьного образования, социально-экономических условий, социокультурных процессов, образовательного уровня работающих учителей. Данная модель имеет ряд особенностей:

Во-первых, системно-функциональный подход ориентирует методиста и учителя  на объективную структуру инновационной деятельности по изучению, обобщению и применению передового педагогического опыта в коллективе. При такой организации каждому компоненту системы принадлежит определенная роль, которая обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость между ними.

Во-вторых, структурно-функциональная модель является основанием для разработки системы инновационной деятельности учителей, которая связывает различные компоненты.

В-третьих, качество этой деятельности следует ориентировать на соответствие повышения квалификации учителей по взаимосвязанным направлениям.

Концептуальное различие традиционной и современной модели образования приводят к существенному изменению психолого-педагогической деятельности учителя.

Таким образом, вышеизложенное позволяет нам подтвердить, что современная образовательная парадигма ориентирована на конечный результат - формирование саморазвивающейся, саморегулирующейся, творческой личности с разносторонними знаниями и выраженными интересами, умеющая принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, подготовленная  найти свое место в непрерывно изменяющемся мире. Но рождение новой школы – длительный  и сложный путь.