Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOME FEATURES OF DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES OF CHILDREN IN PREPARATION FOR SCHOOL

Zhunisbekova Z.A. 1 Kravtsova A.R. 1 Tuseev M.O. 1 Shalkharbekova N.A. 1
1 М.O.Аuеzоv South Kazakhstan State University
The work raises questions that describe the basic mental processes that are formed in preparing the child for school. Highlights some of the indicators and causes of the psychological immaturity of children entering school. In the life of a child of preschool age is important preparation for school. Where to receive training: in the preparatory classes at school or centers child development? At what age is best to begin systematic preparation for the training: 5 or 6 years? These questions concern both parents and educators In order for a child to the end of the preschool was ready to accept him as a student, are also required psychological and personal readiness for systematic learning, which depend directly on the formation or nesformirovannost the most important growths in mental development of the child. At the time of admission to school child should have an idea of what to expect, how learning takes place. And most importantly, he should have the desire to learn.
preschool child
age peculiarities
mental processes
correction

В жизни ребёнка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе. Где лучше проходить подготовку: в подготовительных классах при школе или в центрах развития ребёнка? В каком возрасте лучше начать систематическую подготовку к обучению: в 5 или 6 лет? Эти вопросы беспокоят как родителей, так и воспитателей. Ведь оттого, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит будущее благополучие ребёнка в школьной и взрослой жизни, эмоциональное самочувствие не только ребёнка, но и всех членов семьи.

Но, к сожалению, часто родители не понимают, что работа с дошкольниками не должна ограничиваться только развитием учебных качеств и умений. Для того чтобы ребёнок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимы также психологическая и личностная готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребёнка [1].

Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами посеве. Они являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Неслучайно неорганизованные дети, не посещающие детский сад и в семьях которых не созданы соответствующие условия, отстают в своем развитии от сверстников.

Переход ребёнка на более высокую ступень развития возможен лишь тогда, когда на предыдущем этапе сформированы необходимые для этого предпосылки, т.е. возрастные новообразования. Для этого взрослые (родители и педагоги) должны понимать возрастные закономерности психического развития, знать специфику возрастных этапов и возрастные новообразования, являющиеся основой для дальнейшего развился ребёнка.

Дошкольный возраст ребёнка с трёх до семи лет. В этот период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребёнка. Развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребёнка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребёнок сознательно изучает предмет, выявляя его основные свойства и признаки [2]. Дети-дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли. Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Внимание и память преобладают у ребёнка в непроизвольной форме. Ребёнок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, запоминает то, что запоминается само. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного периода ребёнок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи, появляется речевое мышление. Все перечисленные данные способствуют переходу ребёнка на новый уровень развития личности.

Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребёнок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть «как большой» и недостатком физических и психических возможностей реализовывать это. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей:

  • негативизм (ребёнок отказывается подчиняться требованиям взрослых);
  • упрямство (ребёнок настаивает на собственных требованиях и решениях);
  • строптивость (ребёнок протестует против порядков, существующих в доме);
  • своеволие (проявляется в стремлении отделиться от взрослого);
  • обесценивание взрослых (мать может услышать от ребёнка, что она - «дура»);
  • протест-бунт (ребёнок часто ссорится с родителями);
  • в семьях с единственным ребёнком встречается стремление к деспотизму [3].

Разрешение возрастного кризиса лежит в открытии для ребёнка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить свою инициативу, и в системе социальных связей, способствующих личностному росту.

Российские психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) считают, что в дошкольном возрасте ребёнок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребёнка в этом возрасте: «Я сам!». Ребёнок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребёнка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребёнком своего «Я», у него могут сформироваться чувства вины и зависимости.

Важным аспектом развития ребёнка в дошкольном возрасте является становление нравственных чувств и моральных суждений. Уже в раннем периоде его побуждают считаться с другими людьми: «Не шуми, бабушка отдыхает», «Помоги маме собрать игрушки». У него формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе развития самооценки, отношения к самому себе и к своим качествам.

Наиболее ранней формой обогащения нравственного опыта является подражание. Ребёнок подражает родителям не только внешне, но и перенимая эталоны оценки происходящего. Родители обсуждают между собой те или иные ситуации, используя слова типа: «неправ», «хороший», «не уважает», «добрый». Ребёнок, соотнося высказывания с ситуацией, учится оценивать происходящее. Если дети видят доброту и щедрость со стороны других или их хвалят за их собственную доброту, то эти качества получат свое развитие. Важно научить ребёнка ставить себя на место другого [4].

Нравственное сознание состоит из знаний, чувств и поведения. Ребёнок по мере взросления учится распознавать хорошее и плохое, доброе и злое, приобретает опыт переживаний «несправедливого» наказания, уважения к старшим. Он действует в соответствии с усвоенными эталонами поведения. Именно с таким усвоением связано проявление ябедничества у дошкольников. Дошкольник бежит к воспитателю или родителю не для того, чтобы наказали товарища, а для того, чтобы убедиться в правильности усвоенных норм морали. «А Арман дерется с Тогжан» (мальчик не должен драться с девочками), «А Куралай порвала книжку» (с книгами надо обращаться бережно).

Поведение ребёнка во многом зависит от опыта разрешения Нравственных ситуаций: помочь больной маме или поиграть машинкой; пожалеть раненого котенка или побежать с друзьями на качели. Родителям стоит стимулировать пробуждение нравственных чувств, основанных на альтруизме, бескорыстии. В этом случае быстрее формируются внутренние моральные побудители (совесть), чем в случаях прагматически ориентированного воспитания, построенного по принципу обмена («ты - мне, я - тебе»).

В среднем дошкольном возрасте усвоение ребёнком норм и правил, умение соотнести свои поступки с нормами постепенно приводят к формированию основ произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Конечно, у дошкольника еще нет развитых моральных суждений, глубокого понимания причин своих поступков и действий других людей. Но взрослые могут сделать очень многое для того, чтобы помочь ребёнку в его моральном становлении: это и личный пример, и обсуждение и реальное проживание вместе с ребёнком проблемных ситуаций, с которыми он встречается в жизни,

На 3-м году жизни дети пытаются играть вместе. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, имеющая важное значение для психического развития ребёнка. Участие в игре предполагает согласование действий, помощь товарищу по игре, подчинение и руководство. В ней происходит развитие инициативы ребёнка, способности подчиняться правилам, стремления соблюдать этические нормы и правила общения. Понаблюдайте за детьми, играющими во дворе. Малыши 3-4 лет еще не способны к совместным играм, каждый из играющих стремится установить свое игровое пространство. Дети постарше договариваются о ходе и содержании игры, введени­ем жеребьевки подчиняют индивидуальные желания общему правилу [5].

Важным регулятором поведения ребёнка является самооценка, т. е. его отношение к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Чтобы правильно оценивать себя, ребёнок должен научиться оценивать других людей. Если родители подчеркивают положительные качества ребёнка, поддерживают его в начинаниях, отмечают достижения, а не фиксируют только неудачи, то это станет основой положительной самооценки ребёнка. Внешняя, социальная оценка постепенно становится внутренней самооценкой ребёнка.

Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно любуются собой, но охотно критикуют все, что делают другие. Дети с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения друзей. Для формирования положительной самооценки ребёнку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребёнку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребёнок научится доверять себе.

Возрастной кризис 7 лет связан с тем, что ребёнок попадает в новую социальную ситуацию развития: из дошкольного окружения - в окружение учителей, школьников. Этот кризис характерен тем, что он может пройти безболезненно, если не будет слишком большой разницы в системе взаимоотношений, сложившейся у ребёнка до школы и при поступлении в нее. Ошибаются родители, которые используют упоминание о школе в качестве инструмента запугивания: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут...», а также те, которые рисуют для ребёнка жизнь в школе радостной и безоблачной. Ребёнок с желанием готовится к встрече со школой, но в то же время он должен понимать, что учеба - это труд, требующий серьезных усилий.

Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребёнка дошкольного возраста, следующие [6]:

  1. Формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение.
  2. Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?».
  3. Ребёнок способен управлять своими эмоциями, ставить веред собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.
  4. Ребёнок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, зрительно-моторной координации. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого–педагогическую коррекцию.

Психолого–педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолог, родитель, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.

Исходными теоретическими положениями работы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка, исследованные Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов. Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационной сфере, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Важное значение имеет успешная школьная адаптация ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Авторы выделяют ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

  1. Слабое речевое развитие детей.
  2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.
  3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.
  4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.
  5. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.
  6. Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.

Таким образом, чёткая, планомерная и профессиональная деятельность воспитателей, методистов и родителей приведёт к тому, что к семи годам ребёнок: вступает в контакт со взрослым; называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон; собирает предметную разрезную картинку из 6 и более частей без помощи взрослого; знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов; знает и использует в речи обобщающие понятия «игрушки», «фрукты», «овощи», «мебель», «обувь», «посуда», «одежда», «цветы», «ягоды», «деревья», «транспорт», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «части суток», «времена года», «месяцы года», «дни недели» и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях; выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор; собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета; самостоятельно выполняет задания по образцу; развита зрительно-моторная координация, т.е. может перенести рисунок на чистый лист; проявляет интерес к новым заданиям.