Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ESSENTIAL AND DEFINITION OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

Tarbakov T.M. 1
1 Karaganda Economic University by Kazpotrebsoyuz
We can always see the appearance of different types of economic system crisis during the formation of market economy. So we faced the necessity of theory and practice development of anti-crisis management. The anti- crisis management is a mechanism, focused on foresight, softening and minimization of crisis consequences. The anti-crisis management today is one of basic ways to overcome the crisis for enterprise. Today we can see the more and more works devoted to the anti-crisis management, despite on this nowadays we can see many controversial about the definitions and interpretations of this concept. In this article, the author researched and clarified the anti-crisis management essential by usement basic interpretations and definitions of this phenomenon. The goal, the object and the subject of anti-crisis management had been clarified.
crisis management
crisis
bankruptcy
Organization
management
enterprise

В настоящее время, в экономической литературе, авторами, все чаще употребляется понятие «антикризисное управление». Данная область менеджмента является сравнительно молодой, но довольно быстро развивающейся. Особый интерес к данной теме обусловлен тем что, современные условия рыночной экономики, характеризуются повышенным уровнем неопределенности. В таких условиях, существует шанс того что, организация столкнется с появлением кризисных явлений на любом из этапов своего жизненного цикла. [7]

Кризисная ситуация на предприятии требует от менеджеров принятия сложных управленческих решений, в обстановке повышенной неопределенности и рисков. Эти решения должны быть направленны на предвидение и анализ кризиса, а также на выведение из него организации с минимальными потерями.

В экономической литературе существуют различные точки зрения на счет антикризисного управления. Некоторые авторы определяют данный вид управления как деятельность, направленную на выведение предприятия из ситуации, угрожающей его существованию. В таких условиях ключевой задачей является выживание предприятия. Так, например, Грязнова А.Г, в своем определении антикризисного управления, называет его системой управления предприятием, имеющей комплексный характер, и ориентированной на ликвидацию явлений, влияние которых негативно скажется на бизнесе, а также направленной на сохранение и приумножение рыночных позиций в любых обстоятельствах. [1] Другие авторы понимают под антикризисным управлением, использование инструментов и методов, необходимых для предвидения кризисной ситуации. Так, например, Уткин Э.А., трактует антикризисное управление, как управление, основной задачей которого является обеспечение для предприятия такого положения, в котором о кризисе не может быть и речи. По мнению Э.А Уткина для каждого предприятия необходимо разработать, и реализовать на практике специальную стратегическую программу, которая позволит остаться предприятию «на плаву» при любых рыночных условиях. [2]

Принимая во внимание точки зрения различных авторов, можно сказать что, антикризисное управление стоит рассматривать в широком и узком смысле.

Управление, направленное на предотвращение банкротства, вывод предприятия из кризиса с минимальными финансовыми потерями, восстановление его платёжеспособности и конкурентоспособности следует называть антикризисным управлением в узком смысле, так как процесс выведение предприятия из кризиса обычно имеет специфический характер.

Управление, целью которого является предвидение кризисных явлений, анализ их природы и вероятности наступления, предполагает использование всестороннего и системного подхода. Такое управление имеет общие черты, в связи с этим можно сказать что это антикризисное управление в широком смысле. [6]

Антикризисное управление – это особый вид управленческой деятельности, которая направлена на предвидение вероятности наступления кризисной ситуации, проведение анализа её симптомов, так же оно включает в себя систему мер, направленную на вывод организации из кризиса, смягчение его последствий, и использование его факторов для своего дальнейшего развития.

Антикризисное управление, это непрерывно действующая, особо организованная система управления предприятием, она имеет особый объект, субъект, цели и инструменты управления.

Объектом антикризисного управления выступают кризисные ситуации в ходе хозяйственной деятельности предприятия, основания их возникновения и распространения, а также действия, направленные на их преодоление и предотвращение.

Субъектами антикризисного управления выступают лица, выполняющие поставленные перед ними задачи. К ним можно отнести собственника, финансового директора предприятия, антикризисного менеджера и т.д.

К целям антикризисного управления предприятием, относится своевременное выявление сигналов о наступлении кризисного явления, определение его масштабов. В случае наступления кризиса - разработка и внедрение комплекса мер, направленного на выведение из него организации, восстановление платежеспособности, обеспечение стабильного положения на рынке, и недопущение повторения кризиса.

В своём определении Попов Р.А. говорит, что, кризисное состояние – это положение организации, характеризующиеся неустойчивым состоянием базовых параметров системы, и выйти из него она может посредством незначительных внутренних или внешних воздействий. [3]

Возникновение кризисной ситуации для предприятия может быть обусловлено как влиянием факторов, не зависящих от деятельности предприятия, т.е. внешних, так и от влияния внутренних, зависящих от деятельности предприятия факторов.

К внешним факторам можно отнести: нестабильность национальной валюты, нестабильность политической и налоговой систем, увеличение безработицы, стихийные бедствия, уменьшение емкости внутреннего рынка, снижение реальных доходов населения и т.п. [5]

К внутренним факторам относится: зависимость от определенных поставщиков, неэффективное финансовое управление, неэффективные средства сбыта продукции, неоптимальные технологии производства, профессионально-неквалифицированный   состав, низкая конкурентоспособность продукции и т.д.

К основным направлениям антикризисного управления организацией относятся: непрерывное наблюдение за финансово-экономическим состоянием организации, создание и внедрение новой управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, снижение постоянных и переменных издержек, увеличение производительности труда, улучшения мотивации персонала.

  Можно выделить 4 группы проблем антикризисного управления:

  • Проблемы, связанные со своевременным распознаванием кризисных явлений.
  • Методологические проблемы жизнедеятельности организации, включающие в себя комплекс проблем финансово-экономического характера.
  • Проблемы, связанные с разработкой управленческих решений, и прогнозированием развития социально-экономических систем.
  • Проблемы, связанные с отбором и сохранением квалифицированного персонала в условиях кризиса.

Кризисная ситуация для организации отягощается сопутствующими проблемами с кадровым составом. К таким проблемам можно отнести убывание квалифицированных кадров, снижение производительности труда, связанного с неудовлетворённостью оплатой труда, и социально-психологическую напряжённость, в следствии риска потери рабочего места. В ходе реализации антикризисных программ, перед руководящим составом ставятся задачи по удержанию и вовлечению в мероприятия по выходу из кризиса одних сотрудников, и минимизации рисков появления конфликтных ситуаций при освобождении от должности других. Сохранит или потеряет должность определенный сотрудник, зависит от выбранного организацией направления развития, и от общего плана организации по выходу из кризиса. Для решения данных задач, необходима разработка и реализация комплекса мер, направленного на обеспечение верного понимания сотрудниками сложившейся ситуации, и планов руководства по выведению из неё организации, а также их мотивированию. [4]

Таким образом, антикризисное управление представляет собой непрерывно действующую, особым образом организованную систему управления предприятием. Данная система имеет специфический объект, субъекты, цели и инструменты управления. Антикризисное управление направленно на предвидение кризисных явлений, анализ их симптомов и вероятности наступления, а в случае наступления кризиса, выведение из него организации, смягчение последствий, и недопущение повторного возникновения кризиса.