В настоящее время, в экономической литературе, авторами, все чаще употребляется понятие «антикризисное управление». Данная область менеджмента является сравнительно молодой, но довольно быстро развивающейся. Особый интерес к данной теме обусловлен тем что, современные условия рыночной экономики, характеризуются повышенным уровнем неопределенности. В таких условиях, существует шанс того что, организация столкнется с появлением кризисных явлений на любом из этапов своего жизненного цикла. [7]
Кризисная ситуация на предприятии требует от менеджеров принятия сложных управленческих решений, в обстановке повышенной неопределенности и рисков. Эти решения должны быть направленны на предвидение и анализ кризиса, а также на выведение из него организации с минимальными потерями.
В экономической литературе существуют различные точки зрения на счет антикризисного управления. Некоторые авторы определяют данный вид управления как деятельность, направленную на выведение предприятия из ситуации, угрожающей его существованию. В таких условиях ключевой задачей является выживание предприятия. Так, например, Грязнова А.Г, в своем определении антикризисного управления, называет его системой управления предприятием, имеющей комплексный характер, и ориентированной на ликвидацию явлений, влияние которых негативно скажется на бизнесе, а также направленной на сохранение и приумножение рыночных позиций в любых обстоятельствах. [1] Другие авторы понимают под антикризисным управлением, использование инструментов и методов, необходимых для предвидения кризисной ситуации. Так, например, Уткин Э.А., трактует антикризисное управление, как управление, основной задачей которого является обеспечение для предприятия такого положения, в котором о кризисе не может быть и речи. По мнению Э.А Уткина для каждого предприятия необходимо разработать, и реализовать на практике специальную стратегическую программу, которая позволит остаться предприятию «на плаву» при любых рыночных условиях. [2]
Принимая во внимание точки зрения различных авторов, можно сказать что, антикризисное управление стоит рассматривать в широком и узком смысле.
Управление, направленное на предотвращение банкротства, вывод предприятия из кризиса с минимальными финансовыми потерями, восстановление его платёжеспособности и конкурентоспособности следует называть антикризисным управлением в узком смысле, так как процесс выведение предприятия из кризиса обычно имеет специфический характер.
Управление, целью которого является предвидение кризисных явлений, анализ их природы и вероятности наступления, предполагает использование всестороннего и системного подхода. Такое управление имеет общие черты, в связи с этим можно сказать что это антикризисное управление в широком смысле. [6]
Антикризисное управление – это особый вид управленческой деятельности, которая направлена на предвидение вероятности наступления кризисной ситуации, проведение анализа её симптомов, так же оно включает в себя систему мер, направленную на вывод организации из кризиса, смягчение его последствий, и использование его факторов для своего дальнейшего развития.
Антикризисное управление, это непрерывно действующая, особо организованная система управления предприятием, она имеет особый объект, субъект, цели и инструменты управления.
Объектом антикризисного управления выступают кризисные ситуации в ходе хозяйственной деятельности предприятия, основания их возникновения и распространения, а также действия, направленные на их преодоление и предотвращение.
Субъектами антикризисного управления выступают лица, выполняющие поставленные перед ними задачи. К ним можно отнести собственника, финансового директора предприятия, антикризисного менеджера и т.д.
К целям антикризисного управления предприятием, относится своевременное выявление сигналов о наступлении кризисного явления, определение его масштабов. В случае наступления кризиса - разработка и внедрение комплекса мер, направленного на выведение из него организации, восстановление платежеспособности, обеспечение стабильного положения на рынке, и недопущение повторения кризиса.
В своём определении Попов Р.А. говорит, что, кризисное состояние – это положение организации, характеризующиеся неустойчивым состоянием базовых параметров системы, и выйти из него она может посредством незначительных внутренних или внешних воздействий. [3]
Возникновение кризисной ситуации для предприятия может быть обусловлено как влиянием факторов, не зависящих от деятельности предприятия, т.е. внешних, так и от влияния внутренних, зависящих от деятельности предприятия факторов.
К внешним факторам можно отнести: нестабильность национальной валюты, нестабильность политической и налоговой систем, увеличение безработицы, стихийные бедствия, уменьшение емкости внутреннего рынка, снижение реальных доходов населения и т.п. [5]
К внутренним факторам относится: зависимость от определенных поставщиков, неэффективное финансовое управление, неэффективные средства сбыта продукции, неоптимальные технологии производства, профессионально-неквалифицированный состав, низкая конкурентоспособность продукции и т.д.
К основным направлениям антикризисного управления организацией относятся: непрерывное наблюдение за финансово-экономическим состоянием организации, создание и внедрение новой управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, снижение постоянных и переменных издержек, увеличение производительности труда, улучшения мотивации персонала.
Можно выделить 4 группы проблем антикризисного управления:
- Проблемы, связанные со своевременным распознаванием кризисных явлений.
- Методологические проблемы жизнедеятельности организации, включающие в себя комплекс проблем финансово-экономического характера.
- Проблемы, связанные с разработкой управленческих решений, и прогнозированием развития социально-экономических систем.
- Проблемы, связанные с отбором и сохранением квалифицированного персонала в условиях кризиса.
Кризисная ситуация для организации отягощается сопутствующими проблемами с кадровым составом. К таким проблемам можно отнести убывание квалифицированных кадров, снижение производительности труда, связанного с неудовлетворённостью оплатой труда, и социально-психологическую напряжённость, в следствии риска потери рабочего места. В ходе реализации антикризисных программ, перед руководящим составом ставятся задачи по удержанию и вовлечению в мероприятия по выходу из кризиса одних сотрудников, и минимизации рисков появления конфликтных ситуаций при освобождении от должности других. Сохранит или потеряет должность определенный сотрудник, зависит от выбранного организацией направления развития, и от общего плана организации по выходу из кризиса. Для решения данных задач, необходима разработка и реализация комплекса мер, направленного на обеспечение верного понимания сотрудниками сложившейся ситуации, и планов руководства по выведению из неё организации, а также их мотивированию. [4]
Таким образом, антикризисное управление представляет собой непрерывно действующую, особым образом организованную систему управления предприятием. Данная система имеет специфический объект, субъекты, цели и инструменты управления. Антикризисное управление направленно на предвидение кризисных явлений, анализ их симптомов и вероятности наступления, а в случае наступления кризиса, выведение из него организации, смягчение последствий, и недопущение повторного возникновения кризиса.