Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES AS THE CONDITION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

Koldina M.I. 1 Trutanova A.V. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
The formation of a teacher as a professional takes place taking into account many different factors. Among them are research activities. The article gives the definition of the term "scientific research activity". Considers its integral components. The conditions are considered in which the university teacher carries out his research activities. It is noted that the importance of research activities is enshrined in the National Doctrine of Education of the Russian Federation, the Federal Program for the Development of Education for the Period to 2020, and also in the Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation". It was proposed to develop, within the framework of the research component, the environment of the system of electronic publications, the creation of virtual exhibitions of scientific achievements, the holding of online seminars and conferences for the exchange of experience and more productive development of research activities. It is determined that scientific work is not an addition to the educational process, but an integral part of it. Formation of interest of students of the senior courses to research activity should pass some stages. The article examines these stages in detail.
scientific-research activity
professionalism
teacher
high school
competence
competence.

Научно-исследовательская деятельность – это один из ведущих видов деятельности преподавателя в вузе. Ее роль как инструмента инновационного развития вузов отмечена в Национальной доктрине образования РФ, Федеральной программе развития образования на период до 2020 года, а также в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Исследовательская деятельность представляет собой комплексный целенаправленный процесс изучения преподавателем существующего опыта какой-либо научной сферы, после чего преподаватель занимается созданием, распространением дидактических и научных нововведений. Научная деятельность преподавателя развивает не только его профессиональные навыки, но и качество образования в вузе в целом, поэтому исследование данной темы так актуально. Чем больше преподаватели занимаются исследовательской деятельностью, тем выше уровень конкурентоспособности вуза.

Обычно, научно-исследовательскую деятельность рассматривают в роли:

  • составной части профессиональной деятельности;
  • фактора развития профессионализма;
  • формой реализации творческого потенциала личности педагога [2].

Все эти условия формируют личность педагога, выводят его на новый качественный уровень.

Необходимость в исследовательской направленности профессиональной подготовки преподавателя обуславливается рядом некоторых обстоятельств. Современная парадигма образования ориентирована на функционирование в ней преподавателей  нового типа, приспособленных к нестандартным ситуациям, готовыми максимально быстро ориентироваться в ситуации и предлагать решение проблемы. Образовательный процесс в свою очередь должен отвечать потребностям личности обучающегося, быть открытым, предоставлять возможности для самораскрытия личности. В современных условиях в образовании должен быть организован постоянный поиск нетрадиционных форм организации и технологий обучения.

Для развития профессионального мастерства на кафедре вуза должны быть созданы необходимые условия, чтобы преподаватель мог показать свою творческую составляющую, научно-исследовательская деятельность должна быть поддержана вузом материально, в свою очередь преподаватель должен быть включен в деятельность научной школы, развивающей определенную концепцию.

Стоит отметить, что частью научно-исследовательской деятельности является педагогическое общение. Коммуникативная компетенция – это отдельный блок в структуре общей профессиональной компетентности преподавателя и может быть отнесена к разряду ключевых, как информационная или регулятивная. Ее рассматривают также как подструктуру отдельных видов компетентностей, входящую в общую профессиональную компетентность специалиста [3]. Коммуникативная компетентность является не только ключевой, являющейся гарантом эффективности научно-исследовательской деятельности, но и как самостоятельный элемент в профессиональной компетентности педагога.

Компетентностный подход, популярный на сегодняшний день в сфере образования, продиктованный условиями федеральных государственных образовательных стандартов, призывает к умению применять свои знания и умения на практике. Качество ориентирования личности в нестандартных профессиональных условиях показывает степень усвоенности компетенций. Научно-исследовательская деятельность развивает множество компетенций, позволяет их совершенствовать.

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных решать задачи современного вуза, предвидеть перспективы его развития. Данные качества будущий специалист сможет приобрести только при органичном соединении обучения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа- это не дополнение учебного процесса, а неотъемлемая составляющая.

Те компетенции, которые были не развиты на протяжении обучения в университете, начинают развиваться во время профессиональной деятельности в условиях исследования какой-либо научной сферы. Молодой преподаватель имеет более широкие возможности для реализации своих планов, проявления своей творческой составляющей.

Рефлексия – неотъемлемая часть развития преподавателя. Умение провести анализ собственной деятельности выводит его к более высокому уровню творчества в педагогической деятельности [4]. Современный преподаватель – это «гибкая», творческая личность, способная адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия, готовая участвовать в инновационных процессах, адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, реализовывать себя в проблемных ситуациях.

Под термином «гибкость» мы понимаем способность адекватно выразить свою индивидуальность в предоставляемых условиях.

К условиям, в которых преподаватель вуза осуществляет свою научно-исследовательскую деятельность, относятся:

  • разработанная вузом стратегическая инновационная программа развития;
  • участие научно-преподавательского состава в разработке инновационных проектов для реализации программы развития вуза;
  • обучение преподавателей на специальных курсах;
  • мониторинг педагогических инноваций, предложенных преподавателями вуза;
  • постоянный обмен между преподавателями лучшими результатами педагогических достижений;
  • материальная, информационная и организационная поддержка исследовательских направлений [5].

Но стоит заметить, что успех реализации научно-публикационных и научно-исследовательских разработок педагогических кадров зависит не столько от размера бюджетного финансирования, высокой рентабельности работ или грамотного управления этим процессом, сколько от творческого, научно и практически обоснованного отношения непосредственных исполнителей этой работы, их креативного научного мышления.

По нашему мнению, следует выделить следующие направления повышения научной активности преподавателей:

  • инновационная и исследовательская деятельность не может развиваться под давлением администрации. Должна быть сформирована система стимулов для этой деятельности;
  • необходима мотивация ученых к более качественной научной работе. Другими словами, важно не количество публикаций, а их качество;
  • мотивация преподавателей во многом зависит от благоприятной научной среды. Это достигается не только за счет материальных средств, но и за счет формирования положительного имиджа исследовательской работы, как в глазах преподавателей, так и студентов, с помощью информирования о научных достижениях различными способами;
  • основой кадровой политики должна выстпать оддержка наиболее перспективных, продуктивно работающих ученых;
  • необходимость стимулирования студенческой науки как посредством взаимодействия преподавателей и обучающихся, так и самостоятельной их научной работы;
  • возможность коммерциализации в академической среде. То есть активнее вовлекать преподавателей и студентов в научную деятельность для применения ее результатов на практике [6].

Финансовое обеспечение может осуществляться за счет:

  • средств федерального бюджета (это могут быть задания и заказы Министерства образования и науки, отраслевых министерств России и других органов власти, грантов и правительственных фондов поддержки науки, проектов научно-технических программ);
  • средств предприятий и организаций, общественных фондов поддержки науки, других учреждений различных форм собственности;
  • меценатской помощи и спонсорской;
  • собственных средств.

Проявить свои научные способности педагог может:

  • на момент организации и проведения научно-исследовательских работ со студентами;
  • в стремлении к инновационному поиску в работе в научной секции [7].

В соответствии с современными требованиями, научно-исследовательская деятельность должна развиваться и в электронной среде с использованием технических средств.

Таким образом процесс оптимизируется, преподаватель и студенты могут взаимодействовать в любое время в любом месте при наличии сети Интернет. Освоение нового опыта идет гораздо быстрее. К примеру, через функцию «Вебинар» можно провести конференцию. Это позволяет провести обмен опытом с зарубежными коллегами в короткие сроки без лишних затрат.

На наш взгляд, для еще более продуктивного обмена информацией необходимо развивать в рамках научно-исследовательской компоненты среду системы электронных публикаций и электронных периодических изданий научного профиля по тематике научного профиля, создавать виртуальные выставки научных достижений; проводить online-семинары и конференции. В электронной среде педагог развивает свою информационную компетенцию.

Кроме того, электронная среда помогает самообразованию педагога. Во время поиска информации, преподаватель находит темы, интересные для общего всестороннего развития.

Во многих университетах существует система планирования научно-исследовательской работы. В плане научно-исследовательской работы отражаются основные направления научных изысканий ученых на будущий период, а также план научной литературы.

На протяжении года отслеживается степень выполнения плана с помощью отчетов по исследовательской деятельности кафедр и структурных подразделений, занимающихся НИР. Таким образом реализуется процессный подход в управлении научно-исследовательской работой.

Среди научно-исследовательских умений преподавателей выделяют:

  • умение ставить проблему, находить эффективный и оптимальный способ ее решения;
  • умение вести поиск информации;
  • умение прогнозировать ситуации;
  • умение научно обосновывать и объяснять, показывать научно-практическое значение выявленного научного факта, закономерности или разработанной новой системы [8].

Что касается становления будущего специалиста-педагога, то необходимо отметить научно-исследовательскую деятельность как обязательную составную часть его обучения. Научно-исследовательская деятельность отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Важность привлечения внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов обоснована Министерством образования Российской Федерации. В документах делается акцент на то, что творческая активность и проведение НИРС должно осуществляться на каждом курсе любого вуза.

Правильно организованная деятельность вуза, направленное на привлечение студентов к научной деятельности направляет выпускника на дальнейшую исследовательскую деятельность, в начале и в продолжение своего профессионального пути в роли педагога. Формы проведения НИРС на старших курсах – это курсовые работы, проекты, дипломные работы, научные эксперименты в рамках лабораторно-исследовательских практикумов. Участие в хоздоговорной или госбюджетной работе вместе с педагогами кафедры нацеливают студента на продолжение данной деятельности в будущем. Это позволяет сделать плавный переход от учебной деятельности к профессиональной.

Привлечение студентов к науке нужно для формирования их готовности к ведению всех видов деятельности для формирования профессиональных компетенций. Научно-исследовательская деятельность студента должна  непрерывно и плавно переходить в экспериментально-исследовательскую деятельность специалиста.

Формирование интереса студентов старших курсов к научно-исследовательской деятельности должно пройти несколько этапов:

  1. Установочный этап. Здесь происходит формирование установки на профессиональную деятельность;
  2. Формирующий этап. На данном этапе формируются профессиональные направленности личности, усваиваются научные основы профессиональной деятельности;
  3. Развивающий этап. Здесь развивается готовность к креативной профессиональной деятельности, развиваются умения применять профессиональные знания в нестандартных ситуациях [9].

Для организации такого перехода создается научная группа в количестве нескольких студентов, желательно с разных курсов для осуществления преемственности знаний, опыта, непрерывности и четкой организации их работы [10].

Таким образом, научно-исследовательская деятельность для преподавателя – это возможность успешного развития своего профессионализма на основе педагогического творчества, инициативности, имеющегося опыта, применения информационно-коммуникационных средств и умения ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях. На наш взгляд, для развития научно-исследовательской составляющей необходимо  активно использовать электронную среду, а именно сформировать среды системы электронных публикаций, создать виртуальные выставки научных достижений, проводить online-семинары и конференции для обмена опытом. Чем больше преподаватель занимается научной деятельностью и развивает свои разработки, тем больший вклад он делает в свое профессиональное становление, увеличивая конкурентоспособность всего вуза.