Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MANDALA AS ONE OF THE METHODS OF ART THERAPY IN THE CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN TROUBLED TEENS

Shpinyak E.S. 1 Nikolaeva I.I. 1
1 Technical Institute (branch) of «North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov»
In modern society, cases of violations on the part of students, mostly adolescents. This article focuses on the prevention and correction of deviant behavior of teenagers. To achieve this goal, we have analyzed the literature and selected art-therapeutic technique as the basis of this work. Having examined the various forms and types of art therapy, we decided to focus on mangalaraj. This article describes the definitions of preventive and corrective methods of work with the use of art therapy, types, factors influencing the development of deviation and the reasons for its occurrence in children of teenage age. The aims and objectives of mangalaraj, the essence of this form of art therapy. Also the statistics of teenage deviation according to the Ministry of internal Affairs for 2013-2017года. in the Republic of Sakha (Yakutia).
deviation
deviant behavior
adolescence
"children at risk"
art therapy
mangalacarana

В последнее время значительно увеличивается количество несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях таких как: алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм. Подростковый возраст - это период значительных изменений. Это одна из самых гибких фаз формирования личности, поэтому подросток и является наименее защищенным от всех внешних влияний, в том числе и негативно сказывающихся на его развитии. А на сегодняшний день, характеризующееся ускоренным темпом жизни, огромными потоками информации, «нагружающими» человека, увеличением разнообразия и свободы выбора вариантов жизненного пути, с одновременным возрастанием нравственной «неопределенности», то есть уменьшением устойчивых культурных ценностей и этических норм, подростку достаточно сложно завершить этот период, выйдя из него гармонично развивающейся личностью.

По данным 2015-2017 годов территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) число преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет составило 1 064 человек. Рост общего количества за год составил 11% по сравнению с аналогичным прошлым периодом 2014-2015гг., и это показывает тенденцию увеличения подростковой девиации. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия [4].

Согласно данным региональной характеристики состояния преступности и лиц их совершивших, преступность несовершеннолетних, в целом, заметно снижается. Число совершенных преступлений значительно снизилось по сравнению с 2011 г. – на 50%, но проблема совершаемых преступлений не теряет своей значимости.

Среди учащихся, как правило, значительна доля неуспевающих, у которых низкий уровень знаний. Во многом это связано с ослаблением требовательности образовательных учреждений к успеваемости некоторой части обучающихся и воспитательной работе среди школьников. В целом, для данной категории характерны: во-первых, отсутствие интереса к учебе, во-вторых, ограниченность и примитивность потребностей, в-третьих, предпочтение пассивно-потребительского досуга с преобладанием негативных его форм (употребление алкоголя, наркотиков).

Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две подгруппы по возрасту и по полу: 14-15 и 16-17 лет, преступность которых имеет достаточно существенные отличия. Более чем на 50% преступлений совершается подростками в возрасте от 16 до 17 лет. Их число в среднем превышает отметку 500. С каждым годом количество преступлений уменьшается. Это объясняется применением наиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения [4].

Исходя из статистических данных возникает вопрос: Как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями? Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их.

Существует огромное количество методов реабилитации и коррекции девиантного поведения подростков. Наиболее распространенными, по моему мнению, являются методы арртерапии.

В психотерапевтической энциклопедии Б.Д. Карвасарского под психологической коррекцией понимается «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» [2].

Г.С. Абрамова рассматривает психологическую коррекцию как «обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, т. е. психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека» [Цит. по: 2, с. 117].

С.Ю. Головин в словарь практического психолога определяет психокоррекцию как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [1].

Арт-терапия - представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества. Термин «арттерапия» впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает других.

Существует большое множество видов арттерапии, например, музыкотерапия, изотерапия, пескотерапия, сказкотерапия. Рассмотрим более подробно изотерапию. Ее целями является:  

  • выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом;
  • настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто
  • невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит и волнует;
  • развитие самоконтроля и рефлексии;
  • налаживание отношений между участниками. Сопряженная художественная деятельность помогает в развитии эмпатии;
  • изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у человека получается работа, он будет удовлетворен, что у него вызовет положительные эмоции.

Научить подростков сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. Именно поэтому был выбран данный метод арттерапии.

В переводе с санскрита слово «мандала» означает круг и представляет рисунок в круге. В своем более глубоком значении слово «мандала» - извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции [3].

Метод мандалотерапии используется для работы с бессознательным. Человеку для начала предлагают изобразить мандалу (рисунок в кругу), с использованием различных символов. После клиент подбирает к символам ассоциации, которые изображены в мандале.

Затем происходит расшифровка каждого символа мандалы, с помощью примерных вопросов: «Какую часть меня представляет этот образ? О каких предстоящих событиях в моей жизни он говорит?». А в заключение производится трактовка самой мандалы и ее расшифровка.

Мандала издавна используется в восточных религиях, особенно в буддизме, создается она с помощью ритуальных действий. Первым кто начал ее использовать, это был К.Г. Юнг. Он сумел обнаружить, что мандала является мощным терапевтическим средством, и начал применять ее в произведениях, которые создавали его пациенты, чтобы выявить их индивидуальность. Юнг провел анализ терапевтических свойств мандалы, сопоставив с ритуальными, и понял: «Что это есть сильна техника, которая ведет к целостности и созданию всей жизненной силы человека».

Дезинтеграция - одна из основных проблем современного общества, которую Юнг предвидел. Мандалотерапия - одно из самых сильных и эффективных средств, которое дает человеку жизненные силы, помогает стать тем, кем человек есть на самом деле. Позднее его идеи получили развитие в трудах американской исследовательницы Дж. Келлог, создавшей «Архетипические стадии Большого круга мандалы». Руководствуясь данными архетипами, можно определить состоянии психики человека, а также определить причину затруднений, а значит и избавиться от нее [5].

Задачи, которые решают с помощью мандалы:

  • разрешение конфликтов;
  • улучшение общего состояния;
  • упадок сил;
  • излечение болезни;
  • изменение жизненной ситуации;
  • обретение внутренней гармонии и целостности и многое другое [5].

Таким образом, мандалотерапия является одним из эффективных универсальных методов профилактической и коррекционной работы с девиантными подростками, так как она может служить инструментом развития и гармонизации подростков и повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения. Мандалотерапия - эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обрести физическое здоровье.