В последнее время значительно увеличивается количество несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях таких как: алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм. Подростковый возраст - это период значительных изменений. Это одна из самых гибких фаз формирования личности, поэтому подросток и является наименее защищенным от всех внешних влияний, в том числе и негативно сказывающихся на его развитии. А на сегодняшний день, характеризующееся ускоренным темпом жизни, огромными потоками информации, «нагружающими» человека, увеличением разнообразия и свободы выбора вариантов жизненного пути, с одновременным возрастанием нравственной «неопределенности», то есть уменьшением устойчивых культурных ценностей и этических норм, подростку достаточно сложно завершить этот период, выйдя из него гармонично развивающейся личностью.
По данным 2015-2017 годов территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) число преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет составило 1 064 человек. Рост общего количества за год составил 11% по сравнению с аналогичным прошлым периодом 2014-2015гг., и это показывает тенденцию увеличения подростковой девиации. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия [4].
Согласно данным региональной характеристики состояния преступности и лиц их совершивших, преступность несовершеннолетних, в целом, заметно снижается. Число совершенных преступлений значительно снизилось по сравнению с 2011 г. – на 50%, но проблема совершаемых преступлений не теряет своей значимости.
Среди учащихся, как правило, значительна доля неуспевающих, у которых низкий уровень знаний. Во многом это связано с ослаблением требовательности образовательных учреждений к успеваемости некоторой части обучающихся и воспитательной работе среди школьников. В целом, для данной категории характерны: во-первых, отсутствие интереса к учебе, во-вторых, ограниченность и примитивность потребностей, в-третьих, предпочтение пассивно-потребительского досуга с преобладанием негативных его форм (употребление алкоголя, наркотиков).
Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две подгруппы по возрасту и по полу: 14-15 и 16-17 лет, преступность которых имеет достаточно существенные отличия. Более чем на 50% преступлений совершается подростками в возрасте от 16 до 17 лет. Их число в среднем превышает отметку 500. С каждым годом количество преступлений уменьшается. Это объясняется применением наиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения [4].
Исходя из статистических данных возникает вопрос: Как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями? Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их.
Существует огромное количество методов реабилитации и коррекции девиантного поведения подростков. Наиболее распространенными, по моему мнению, являются методы арртерапии.
В психотерапевтической энциклопедии Б.Д. Карвасарского под психологической коррекцией понимается «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» [2].
Г.С. Абрамова рассматривает психологическую коррекцию как «обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, т. е. психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека» [Цит. по: 2, с. 117].
С.Ю. Головин в словарь практического психолога определяет психокоррекцию как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [1].
Арт-терапия - представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества. Термин «арттерапия» впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает других.
Существует большое множество видов арттерапии, например, музыкотерапия, изотерапия, пескотерапия, сказкотерапия. Рассмотрим более подробно изотерапию. Ее целями является:
- выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом;
- настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто
- невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит и волнует;
- развитие самоконтроля и рефлексии;
- налаживание отношений между участниками. Сопряженная художественная деятельность помогает в развитии эмпатии;
- изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у человека получается работа, он будет удовлетворен, что у него вызовет положительные эмоции.
Научить подростков сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. Именно поэтому был выбран данный метод арттерапии.
В переводе с санскрита слово «мандала» означает круг и представляет рисунок в круге. В своем более глубоком значении слово «мандала» - извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции [3].
Метод мандалотерапии используется для работы с бессознательным. Человеку для начала предлагают изобразить мандалу (рисунок в кругу), с использованием различных символов. После клиент подбирает к символам ассоциации, которые изображены в мандале.
Затем происходит расшифровка каждого символа мандалы, с помощью примерных вопросов: «Какую часть меня представляет этот образ? О каких предстоящих событиях в моей жизни он говорит?». А в заключение производится трактовка самой мандалы и ее расшифровка.
Мандала издавна используется в восточных религиях, особенно в буддизме, создается она с помощью ритуальных действий. Первым кто начал ее использовать, это был К.Г. Юнг. Он сумел обнаружить, что мандала является мощным терапевтическим средством, и начал применять ее в произведениях, которые создавали его пациенты, чтобы выявить их индивидуальность. Юнг провел анализ терапевтических свойств мандалы, сопоставив с ритуальными, и понял: «Что это есть сильна техника, которая ведет к целостности и созданию всей жизненной силы человека».
Дезинтеграция - одна из основных проблем современного общества, которую Юнг предвидел. Мандалотерапия - одно из самых сильных и эффективных средств, которое дает человеку жизненные силы, помогает стать тем, кем человек есть на самом деле. Позднее его идеи получили развитие в трудах американской исследовательницы Дж. Келлог, создавшей «Архетипические стадии Большого круга мандалы». Руководствуясь данными архетипами, можно определить состоянии психики человека, а также определить причину затруднений, а значит и избавиться от нее [5].
Задачи, которые решают с помощью мандалы:
- разрешение конфликтов;
- улучшение общего состояния;
- упадок сил;
- излечение болезни;
- изменение жизненной ситуации;
- обретение внутренней гармонии и целостности и многое другое [5].
Таким образом, мандалотерапия является одним из эффективных универсальных методов профилактической и коррекционной работы с девиантными подростками, так как она может служить инструментом развития и гармонизации подростков и повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения. Мандалотерапия - эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обрести физическое здоровье.