В последнее время увеличивается количество детей, нуждающихся в социальной и психологической поддержке. В некоторых семьях ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, зачастую остается один, не имея возможности обратиться за помощью и не в силах разрешить проблему самостоятельно. В итоге, не получая нужной помощи, дети все сильнее отдаляются от взрослых, стремятся либо скрыть свои переживания и эмоции, либо выплеснуть их не всегда приемлемыми для общества способами. Поэтому работа с детьми семей группы риска не перестает быть актуальной.
Рассмотрим подробнее понятия семьи и семьи группы риска.
Cемья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны единым бытом, взаимной моральной ответственностью и поддержкой, в которой вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми [5]. По Т. Ф. Ефремовой, семья - это группа близких родственников, живущих вместе. Несколько иначе ситуация обстоит в семьях группы риска, или маргинальных, неблагополучных, асоциальных семьях [6].
Под семьей группы риска понимается семья с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни.
А. И. Иванцова выделяет следующие семьи группы риска:
- Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением родителей.
- Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми.
- Семья, в которой дети безнадзорны по различным причинам: развод в семье, занятость родителей и т. д. [1].
М. А. Галагузова в качестве основного критерия классификации семей группы риска выделяет невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие [3].
Основная задача социального педагога в работе с неблагополучными семьями - укрепление взаимодействия с ними, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, коррекция его поведения.
Особое место занимает работа социального педагога с пьющими родителями. Она ведется по трем направлениям: медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому. Первое направление осуществляется наркологами и психиатрами, где внимание уделяется пагубным последствиям наркомании и алкоголизма на личность в целом, на физическое и психическое развитие человека, на влияние этих пороков на потомство. Второе направление реализуется школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная его цель - раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние наркотиков и алкоголя на взаимоотношения между людьми, показать ущерб, который наркомания и пьянство наносят семье. Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действий и поведения лиц, находящихся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения и их ответственности перед законом [2].
Технология работы с семьей группы риска, составленная М. А. Галагузовой, обязательно включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный [4].
Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания [7].
Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Иначе возникает психологический барьер, из-за чего человек не может объективно оценивать поступающие предложения.
Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.
Реабилитационный уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Он состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий: консультирование, телефонное консультирование, метод «письмо-обращение», социальный патронаж. Методы групповой реабилитации: беседа, лекция, диспут, дискуссия, собрание, тренинг [7].
Рассмотрим более подробно методы работы с детьми группы риска на примере обобщение опыта работы социальных педагогов и педагогов-психологов РФ.
Н. Т. Навет, педагог-психолог, МОУ СОШ № 5, г. Губкинский, Тюменская область, в работе с подростками из семей группы риска использует тренинговые занятия, которые включают в себя четыре темы. Первая тема «Игры с историями», цель – формирование адаптивного поведения, навыков рефлексии и самоанализа. Вторая тема «Мое состояние», цель – работа с эмоциональными состояниями, упрямством. Третья тема «Эмоциональная тропинка», цель – изучение эмоций и их влияние на общение, четвертая тема «Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что», цель – поиск внутренних ресурсов, формирование положительного образа «Я».
А. И. Агильбаева, учитель начальных классов, ГОУ «Салаватская коррекционная школа VIII вида», г. Салават, в работе с детьми использует следующие приемы: двигательные игры-разминки, позволяющие снизить эмоциональное и физическое напряжение; для развития в детях уверенности в себе, снятия мышечных зажимов, стабилизации психоэмоционального состояния проводится танцевально-двигательная терапия. Для сплочения детей в дружный коллектив используется изотерапия – изготовление из подручного материала дома, в котором могли бы жить все дети, и рисование на сердечке подарка классу.
Н. Г. Дурнева, педагог-психолог, МУ СРЦН «Полярная звезда» г. Новокузнецк, О. А. Полторак, педагог-психолог, ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж, Новокузнецк, Кемеровская область - в работе с детьми из группы риска используют метод незаконченной сказки, который применяется в целях коррекции мотивации достижений успеха, уровня самооценки. Здесь детям предлагается заполнить пустые строки в бланке, чтобы вышел единый рассказ.
С. Р. Маржина, педагог-психолог, КГУ Средняя школа имени Абая, Казахстан, в работе с учащимися группы риска использует игры и упражнения, направленные на снижение мышечного поведения и эмоционального напряжения, коррекцию агрессивности, развитие самооценки детей: «Колокол», «Волшебные клубочки», «Молекула», «Мешочек со злостью», «Мыльные пузыри», ролевая гимнастика, «Корабль и ветер», «Танец тела», «Ласковое имя», «Ах, какой я молодец!», «Вверх по радуге».
Таким образом, семья группы риска – это семья, неспособная в полной мере удовлетворить потребности ребенка, обеспечить его необходимыми условиями жизни для полноценного психического, физического, социального развития. От типа семьи группы риска зависят формы и методы работы социального педагога или психолога с ними. Так, работа с семьями, где есть пьющие родственники, обязательно ведется по трем направлениям - медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому. Но особенно здесь важна работа с ребенком. Каждый педагог-психолог придерживается своих проверенных методов работы с детьми из семей группы риска. Распространенными методами работы являются тренинги, изотерапия, игротерапия, метод незаконченной сказки.