В современных реалиях индивидуализация дошкольного образования, в том числе и занятий спортом с детьми дошкольного возраста подразумевает поиск оригинальных способов самореализации ребенка, что обусловливает содержание креативной среды. Оригинальность является ключевым признаком креативности, развитие которой наиболее эффективно может происходить в условиях эстетической деятельности, а область искусства человечеству необходима, прежде всего, как психотренинговая площадка для раскрытия творческого потенциала личности [1;2;3;4;6]. С целью обеспечения профилактики отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста нами была научно обоснована и построена программа педагогических условий, суть которой заключается в создании креативных конструктивных взаимодействий взрослых участников образовательного процесса, направленных на преобразование импульсивно-негативного индивидуального опыта проживания жизненных ситуаций в конструктивно-согласованный.
Трехкомпонентная структура программы строится на основе арт-педагогических исследований:
- создание безопасной эстетической среды,
- педагогическое сопровождение
- ценностно-смысловое самоуправление [1, с. 131]
Формирование согласованного педагогического взаимодействия в профилактике отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста содержит:
- Мотивационный компонент – обеспечение возможности проявления индивидуальных потребностей участников образовательного процесса; принятие потребностей ребенка; актуализация потребности в согласовании ценностей и способов педагогического взаимодействия;
- Когнитивный компонент – обеспечение возможности формулирования и позиционирования собственных суждений; стимулирование процесса рефлексии потребностей и ценностных ориентаций участников образовательного процесса; формулирование индивидуальных ценностей и согласование общих ценностей взрослыми участниками образовательного процесса;
- Операциональный компонент – обеспечение возможности презентации своих способов реализации ценностей; индивидуальных поиск и моделирование способов согласования педагогического взаимодействия; коллективный поиск и моделирование способов реализации своих целей взрослыми участниками образовательного процесса.
Признаки согласованного педагогического взаимодействия в профилактике отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста таковы:
- проявление конструктивных межличностных отношений субъектов образовательного процесса (родителя, ребенка, педагога);
- искреннее, открытое проявление (в невербальных реакциях) своих актуальных переживаний ребенком, родителем, педагогом;
- опосредованная педагогом и родителем вербализация переживаний и потребностей ребенка и непосредственная вербализация им (эмоционально- ексическое оформление) своих переживаний и потребностей на основе прямого подражания значимым взрослым.
- нравственность как преобразование своего негативного индивидуального опыта позитивными способами понимания (рефлексия) и взаимодействия с близкими при удовлетворении своих потребностей в согласовании с потребностями других участников образовательного процесса;
- осознание, позиционирование и согласование ценностей (как идеального представления о должном) субъектами образовательного процесса;
- реализация индивидуальных творческих конструктивных моделей проявления своих ценностей в искусственных (эстетических) и/или естественных (реальных жизненных) условиях деятельности.
Так же среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:
- повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их включенности в создание условий для развития физической культуры своего ребенка ;
- физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть актуализирован для каждого ребенка как способ сохранения и укрепления своего здоровья;
- объем двигательной активности на всех возрастных этапах, который должен составлять не менее 6-8 ч в неделю.
Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:
- организованные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;
- дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные события в образовательных учреждениях и домашних условиях.
Целесообразно увеличить время, отводимое на демонстрацию в СМИ уроков по развитию силы, выносливости, ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. Именно такой путь будет способствовать массовому вовлечению детей и подростков в занятия физической культурой и спортом.
Занятия, которые проводятся на нашей базе детской футбольной школы «Чемпионика» (г. Тверь) помогают детям не только развивать свои физические и футбольные технические навыки, но социально-психологические умения согласованного взаимодействия тренера и ребёнка, чтобы достигнуть максимальной реализации потребности ребёнка.
Правила, которые введены в организации «Чемпионика» полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО [6], где в пункте 3.2.1 указывается на необходимость создания таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивают успешную реализацию образовательной программы, реализуемой в дошкольной образовательной организации. К таким условиям относятся:
- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям: недопустимость как искусственного ускорения и превышения предельных возможностей, так и искусственного замедления и ограничения естественных ресурсов в развитии ребенка;
- Построение образовательной деятельности на основе эмпатийного, но требовательного взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающей социальную ситуацию его развития;
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и конструктивного взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка на основе его эмоциональной отзывчивости в специфических для него видах деятельности;
- Возможность самостоятельного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Обеспечение защиты детей от всех форм физического и психического насилия;
- Психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Первостепенным в ряду этих условий является наличие психоэмоционального комфорта детей в образовательной среде [2], обеспечивающего удовлетворение их потребности в чувстве защищенности и их адекватной самореализации, которая обеспечивается конструктивно согласованным педагогическим взаимодействием взрослых участников образовательного процесса: педагогов и родителей. Отсюда следует, что педагогически согласованное взаимодействие — наиболее значимая составляющая профилактики отклоняющегося поведения и один из ведущих факторов личностного саморазвития ребенка.
На каждом занятии с детьми проводится от 6 до 8 игровых упражнений, рассчитанных не только на физическое развитие и освоение технических элементов, но и направленных на улучшение взаимодействия друг с другом, развитие чувства эмпатии и коллективных способов согласованного взаимодействия, необходимых для формирования сплочённой команды как единого организма, где каждый участник понимает значимость своего места в этом согласованном взаимодействии и имеет признание окружающих.
Ниже приведена таблица, в которой представлены упражнения, которые помогут развить в ребёнке все вышеуказанные аспекты. Данные упражнения можно выполнять и дома, при наличии определённого реквизита.
№ |
Название |
Описание |
Развивает |
1. |
Прогулка с «животными» |
Дети гуляют по поляне с выдуманными животными (мячиками) и обходят «капканы» (фишки). |
Аккуратность, внимательность, ответственность |
2. |
«Спасатели» |
Тренер выступает в роли охотника и догоняет детей. Те в свою очередь должны убегать от тренера и спасать уже пойманных ребят |
Командное взаимодействие, чувство ответственности за товарищей |
3. |
«Индейцы и Ковбои» |
Задача «индейцев» пробежать так, чтобы «ковбои», которые стоят по сторонам не попали в них мячом |
Смелость, решительность, упорство, внимание |
4. |
«Морской Бой» |
Тренер делит детей на 2 команды. Каждая из команд стоит на своей половине площадки. Тренер объясняет что дети – военные корабли, которые должны перебивать мячи со своей площадки на сторону соперников |
Сообразительность, смелость, ответственность за свои действия перед коллективом |
5. |
«Треугольнички» |
Дети занимают свои места, формируя треугольник. В центре треугольника стоит водящий. Задача детей – предавать друг другу ногами мяч так, чтобы водящий его не перехватил |
Сообразительность, внимательность, ответственность за свои действия перед коллективом |
6. |
«Тёмный Рыцарь» |
Тренер объясняет детям, что он тёмный рыцарь, и защищает ворота, не давая забить гол. Задача детей – переиграть тренера и поразить ворота |
Решительность, упорство, смелость, лидерские качества |
7. |
«Тоннельчики» |
Дети поочерёдно меняются ролями. Один из детей управляет поездом (мячом), а остальные должны делать тоннельчики (упор лёжа) |
Аккуратность, командное взаимодействие |
8. |
Футбол |
Тренер делит детей на 2 команды, которые играют друг против друга |
Психологическую устойчивость, командное взаимодействие, лидерские качества, ответственность за свои действия перед коллективом |
Указанные упражнения могут быть основой для творческих идей и способов их реализации педагогом-тренером и родителями как в условиях занятий спортом в условиях тренажерного зала, так и в домашних условиях. Сотворение новых игр-упражнений участниками по сути и является той важнейшей педагогической средой, которая позволяет находить новые способы согласованного взаимодействия и упреждать любые формы проявления негативизма ребенка и его протестного поведения.