Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ART-PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH DEVIANT BEHAVIOR IN CONDITIONS OF PLAYING SPORTS

Lykov M.A. 1
1 Institute of pedagogical education and social technologies, Tver state University
The problem of rendering effective assistance to children with deviant behavior is for the modern system of preschool education, which is really archival. The article is devoted to art-pedagogical work with children of preschool age with deviant behavior in conditions of playing sports. The article pays much attention to the creation of comfortable psychological and pedagogical conditions for the formation of coordinated interaction between the pedagogue and the psychologist with parents and their children who have individual experience of deviating behavior in conditions of sporting activities. The materials presented in this article can be useful for trainers-teachers working with children of preschool age. The article contains a description of a complex of sports game exercises, the use of which allows you to conduct creative pedagogical work both in conditions of sport activities and at home.
art pedagogy
sports exercises for preschoolers
deviant behavior.

В современных реалиях индивидуализация дошкольного образования, в том числе и занятий спортом с детьми дошкольного возраста подразумевает поиск оригинальных способов самореализации ребенка, что обусловливает содержание креативной среды. Оригинальность является ключевым признаком креативности, развитие которой наиболее эффективно может происходить в условиях эстетической деятельности, а область искусства человечеству необходима, прежде всего, как психотренинговая площадка для раскрытия творческого потенциала личности [1;2;3;4;6]. С целью обеспечения профилактики отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста нами была научно обоснована и построена программа педагогических условий, суть которой заключается в создании креативных конструктивных взаимодействий взрослых участников образовательного процесса, направленных на преобразование импульсивно-негативного индивидуального опыта проживания жизненных ситуаций в конструктивно-согласованный.

Трехкомпонентная структура программы строится на основе арт-педагогических исследований:

  • создание безопасной эстетической среды,
  • педагогическое сопровождение
  • ценностно-смысловое самоуправление [1, с. 131]

Формирование согласованного педагогического взаимодействия в профилактике отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста содержит:

  1. Мотивационный компонент – обеспечение возможности проявления индивидуальных потребностей участников образовательного процесса; принятие потребностей ребенка; актуализация потребности в согласовании ценностей и способов педагогического взаимодействия;
  2. Когнитивный компонент – обеспечение возможности формулирования и позиционирования собственных суждений; стимулирование процесса рефлексии потребностей и ценностных ориентаций участников образовательного процесса; формулирование индивидуальных ценностей и согласование общих ценностей взрослыми участниками образовательного процесса;
  3. Операциональный компонент – обеспечение возможности презентации своих способов реализации ценностей; индивидуальных поиск и моделирование способов согласования педагогического взаимодействия; коллективный поиск и моделирование способов реализации своих целей взрослыми участниками образовательного процесса.

Признаки согласованного педагогического взаимодействия в профилактике отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста таковы:

  1. проявление конструктивных межличностных отношений субъектов образовательного процесса (родителя, ребенка, педагога);
  2. искреннее, открытое проявление (в невербальных реакциях) своих актуальных переживаний ребенком, родителем, педагогом;
  3. опосредованная педагогом и родителем вербализация переживаний и потребностей ребенка и непосредственная вербализация им (эмоционально- ексическое оформление) своих переживаний и потребностей на основе прямого подражания значимым взрослым.
  4. нравственность как преобразование своего негативного индивидуального опыта позитивными способами понимания (рефлексия) и взаимодействия с близкими при удовлетворении своих потребностей в согласовании с потребностями других участников образовательного процесса;
  5. осознание, позиционирование и согласование ценностей (как идеального представления о должном) субъектами образовательного процесса;
  6. реализация индивидуальных творческих конструктивных моделей проявления своих ценностей в искусственных (эстетических) и/или естественных (реальных жизненных) условиях деятельности.

Так же среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их включенности в создание условий для развития физической культуры своего ребенка ;
  • физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть актуализирован для каждого ребенка как способ сохранения и укрепления своего здоровья;
  • объем двигательной активности на всех возрастных этапах, который должен составлять не менее 6-8 ч в неделю.

Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:

  • организованные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;
  • дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
  • спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные события в образовательных учреждениях и домашних условиях.

Целесообразно увеличить время, отводимое на демонстрацию в СМИ уроков по развитию силы, выносливости, ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. Именно такой путь будет способствовать массовому вовлечению детей и подростков в занятия физической культурой и спортом.

Занятия, которые проводятся на нашей базе детской футбольной школы «Чемпионика» (г. Тверь) помогают детям не только развивать свои физические и футбольные технические навыки, но социально-психологические умения согласованного взаимодействия тренера и ребёнка, чтобы достигнуть максимальной реализации потребности ребёнка.

Правила, которые введены в организации «Чемпионика» полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО [6], где в пункте 3.2.1 указывается на необходимость создания таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивают успешную реализацию образовательной программы, реализуемой в дошкольной образовательной организации. К таким условиям относятся:

  1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям: недопустимость как искусственного ускорения и превышения предельных возможностей, так и искусственного замедления и ограничения естественных ресурсов в развитии ребенка;
  3. Построение образовательной деятельности на основе эмпатийного, но требовательного взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающей социальную ситуацию его развития;
  4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и конструктивного взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  1. Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка на основе его эмоциональной отзывчивости в специфических для него видах деятельности;
  2. Возможность самостоятельного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  3. Обеспечение защиты детей от всех форм физического и психического насилия;
  4. Психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Первостепенным в ряду этих условий является наличие психоэмоционального комфорта детей в образовательной среде [2], обеспечивающего удовлетворение их потребности в чувстве защищенности и их адекватной самореализации, которая обеспечивается конструктивно согласованным педагогическим взаимодействием взрослых участников образовательного процесса: педагогов и родителей. Отсюда следует, что педагогически согласованное взаимодействие — наиболее значимая составляющая профилактики отклоняющегося поведения и один из ведущих факторов личностного саморазвития ребенка.

На каждом занятии с детьми проводится от 6 до 8 игровых упражнений, рассчитанных не только на физическое развитие и освоение технических элементов, но и направленных на улучшение взаимодействия друг с другом, развитие чувства эмпатии и коллективных способов согласованного взаимодействия, необходимых для формирования сплочённой команды как единого организма, где каждый участник понимает значимость своего места в этом согласованном взаимодействии и имеет признание окружающих.

Ниже приведена таблица, в  которой представлены упражнения, которые помогут развить в ребёнке все вышеуказанные аспекты. Данные упражнения можно выполнять и дома, при наличии определённого реквизита.

Название

Описание

Развивает

1.

Прогулка с «животными»

Дети гуляют по поляне с выдуманными животными (мячиками) и обходят «капканы» (фишки).

Аккуратность, внимательность, ответственность

2.

«Спасатели»

Тренер выступает в роли охотника и догоняет детей. Те в свою очередь должны убегать от тренера и спасать уже пойманных ребят

Командное взаимодействие, чувство ответственности за товарищей

3.

«Индейцы и Ковбои»

Задача «индейцев» пробежать так, чтобы «ковбои», которые стоят по сторонам не попали в них мячом

Смелость, решительность, упорство, внимание

4.

«Морской Бой»

Тренер делит детей на 2 команды. Каждая из команд стоит на своей половине площадки. Тренер объясняет что дети – военные корабли, которые должны перебивать мячи со своей площадки на сторону соперников

Сообразительность, смелость, ответственность за свои действия перед коллективом

5.

«Треугольнички»

Дети занимают свои места, формируя треугольник. В центре треугольника стоит водящий. Задача детей – предавать друг другу ногами мяч так, чтобы водящий его не перехватил

Сообразительность, внимательность, ответственность за свои действия перед коллективом

6.

«Тёмный Рыцарь»

Тренер объясняет детям, что он тёмный рыцарь, и защищает ворота, не давая забить гол. Задача детей – переиграть тренера и поразить ворота

Решительность, упорство, смелость, лидерские качества

7.

«Тоннельчики»

Дети поочерёдно меняются ролями. Один из детей управляет поездом (мячом), а остальные должны делать тоннельчики (упор лёжа)

Аккуратность, командное взаимодействие

8.

Футбол

Тренер делит детей на 2 команды, которые играют друг против друга

Психологическую устойчивость, командное взаимодействие, лидерские качества, ответственность за свои действия перед коллективом

 

Указанные упражнения могут быть основой для творческих идей и способов их реализации педагогом-тренером и родителями как в условиях занятий спортом в условиях тренажерного зала, так и в домашних условиях. Сотворение новых игр-упражнений участниками по сути и является той важнейшей педагогической средой, которая позволяет находить новые способы согласованного взаимодействия и упреждать любые формы проявления негативизма ребенка и его протестного поведения.