«Спорт – это здоровье!» - говорят одни.
«Спорт губит его!» - говорят другие.
Кто же прав?»
Иваниченко Г.Г. [6]
Актуальность.
На биологический возраст могут воздействовать множество факторов, влияющих на него: экология, генетика, образ жизни, а также качество медицинского обслуживания [1, 3]. Образ жизни включает в себя питание, эмоциональное и духовное состояние, наличие вредных привычек и физическую активность [4, 5]. Данное исследование посвящено последнему фактору. Актуальным остается вопрос: распространяется ли эта закономерность на лиц молодого возраста, занимающихся спортом [2, 7, 8]?
Целью работы было исследование отличия биологического возраста от фактического в условиях усиленной физической активности.
Материалы и методы
Были сформированы две группы студентов 18-20 лет, занимающимися различными видами спорта (первая группа, 15 человек), и студентов − не спортсменов (вторая группа, 15 человек).
Все прошли несколько тестов, определяющих состояние различных систем организма: 1) сердечно-сосудистой (частота сердечных сокращений, удары в минуту), 2) дыхательной (расстояние, с которого доброволец мог задуть свечу, сантиметры), 3) опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, 4) тургора кожи (http://natyropat.ru/zdorove-dlya-vseh/prostyie-testyi-na-opredelenie-biologicheskogo-vozrasta.html).
На момент исследования вся выборка было соматически здорова, психологических стрессов не наблюдалось, режим жизни не менялся.
Результаты и обсуждение
На рисунках 1 и 2 красным тоном окрашен фактический возраст добровольцев, синим его биологический возраст. Следует отметить, что отклонения от паспортного возраста наблюдаются в обеих группах. Не смотря на то, во второй группе у трех человек биологический возраст соответствует паспортному, средний показатель отклонения в этой группе выше.
Рис. 1. Сопоставление фактического (красный и биологического (синий возраста в первой группе (спортсмены, 15 человек). По оси Х – порядковый номер добровольца, по оси У – возраст (лет).
Рис. 2. Сопоставление фактического (красный и биологического (синий возраста во второй группе (не спортсмены, 15 человек). По оси Х – порядковый номер добровольца, по оси У – возраст (лет).
Тесты показали (рис.3), что в первой группе у 36% спортсменов выявлено ухудшение со стороны скорости реакции, в 3% случаев диагностировано отклонение от нормы со стороны координации, дыхательной системы, суставов и связок. Что является характеристиками функционального напряжения и нормой в данных условиях (усиленная психоэмоциональная и физическая нагрузка).
У 91% спортсменов обнаружено ухудшение функции сердечно-сосудистой системы (точнее по итогам теста это самая частая причина увеличения биологического возраста), чего не наблюдается у не спортсменов.
Рис. Показатели отклонения в негативную сторону исследуемых параметров у всей выборке в целом, %.
Органы и системы организма спортсмена претерпевают различные морфофункциональные перестройки по мере увеличения нагрузок и степени адаптации к ним. В процессе спортивной тренировки развиваются приспособительные изменения и в работе сердечно-сосудистой системы, которые подкрепляются морфологической трансформации («структурный след», по определению Ф.З. Меерсона). Сердце обладает уникальными особенностями приспосабливаться к интенсивной мышечной деятельности. В покое у спортсмена ЧСС снижено, и увеличивается прямо пропорционально величине нагрузки, дабы удовлетворить нужды организма в энергии.
Еще в XIX веке было обращено внимание на особенности сердечно-сосудистой системы спортсменов. Так, у хорошо тренированных лиц было обнаружено со временем увеличение размеров сердца, «высокий», упругий пульс – что объясняется высокими затратами кислорода (то есть энергией). Уже в 1899 году был предложен новый медицинский термин — «спортивное сердце» (S. Henschen). Под этим понятием подразумевалось увеличенное в размерах сердце спортсмена, и это явление расценивалось как патологическое.
Поэтому 91% добровольцев 1 группы (молодые спортсмены) в нашем исследовании имеют такое сильное отклонение от нормы при диагностике работы сердечно-сосудистой системы, что является предпосылкой к развитию такой патологии, как «спортивное сердце» в более старшем возрасте, при условии, что исследуемые продолжат заниматься спортом с усиленными нагрузками.
Что касается добровольцев второй группы (не спортсменов), можно отметить следующее. Динамика исследуемых параметров достаточна большая, но равномерная по всем показателям.
Заключение.
Таким образом, в данной работе показано отличие биологического возраста от фактического в условиях усиленной физической активности и выявлен риск развития сердечно-сосудистой патологии у молодых спортсменов.
Как практическую значимость этого исследования можно указать важность диагностики состояния сердечно-сосудистой системы у молодых людей с целью включения их в группу риска.