Зарубежными и отечественными учеными Интернет – экономика признана одним из перспективных направлений развития мировой экономики. Исследования свидетельствуют о высоких темпах роста электронной коммерции во всем мире [3, 4, 6]. Увеличивается вовлеченность современного потребителя в сферу дистанционной торговли.
По прогнозам влиятельных аналитических агентств и ученых РФ, рынок отечественной электронной коммерции имеет большие перспективы. Согласно данным исследования, проведенного аналитическими службами Яндекс и InSales.ru, рост количества интернет – магазинов за 2016 год составил 35%, при этом, объемы средств в данной отрасли выросли на 45%, несмотря на кризис [1]. Анализ объема рынка по товарным категориям, проведенный порталом MarketingUp.ru за 2014 – 2016 год, показал, рост оборотов для категории «Аксессуары для телефонов» свыше 41% за два года. Наценка на аксессуары для мобильных устройств 200-500%. Подавляющее большинство производителей мобильных устройств используют операционную систему Android [2].
Резюмируя всё вышеобозначенное, можно отметить высокую экономическую целесообразность создания Интернет – магазина по продаже аксессуаров для устройств под управлением Android.
В теории и практике отсутствуют описанные примеры, способы и методы реализации таких проектов, что позволило сформулировать цель исследования – разработать проект Интернет-магазина, реализующего аксессуары для устройств под управлением Android, при помощи методологий проектного менеджмента.
Развитие технологий продаж в электронной коммерции эволюционирует по направлению к максимальной виртуализации, когда торговые посредники выходят за рамки географических рынков, сосредотачиваясь на целевых аудиториях потребителей [5, 7]. Наибольшая степень виртуальности присуща сегодня дропшиппингу. Такие продажи осуществляются без передачи посредникам физических товаров, прав собственности на них, а иногда и без юридического оформления отношений. Посредник (дропшиппер) продает товары поставщиков от своего имени, оформляя заказ на поставку после получения оплаты от покупателей. Затем деньги переводятся поставщику, который сам отгружает товар клиенту.
Для наглядности, схема «Дропшиппинга» приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема работы дропшиппинг поставщиков товаров
для Интернет – магазинов
Главным преимуществом данного формата бизнеса является возможность работать без большего начального вложения, то есть необходимый минимум для открытия Интернет-магазина и рекламы все-таки нужен, но существенных затрат (аренда склада, транспортные расходы и т.п.) не последует.
Риски минимальны, так как Интернет-магазин не покупает товар, а рассчитывается с поставщиком только после получения оплаты за товар от конечного клиента.
Успешный и экономически безопасный с минимальными вложениями электронный магазин сегодня должен обладать следующими важными критериями:
1. Бюджет проекта создания и внедрения Интернет-магазина не должен превышать 200000 рублей;
2. Реализация Интернет-магазина должна быть построена преимущественно на открытых CMS системах, например, таких как линейка OpenCart;
3. Интерфейс обязательно должен быть выполнен в соответствии с требованиями UX дизайна;
4. Современный электронный магазин должен обладать большим выбором платежных систем для клиентов, иметь удобный авто-подбор рекомендуемых товаров, обладать мощной поисковой системой с морфологией и релевантностью, иметь возможность автоматически обрабатывать прайс-листы различных поставщиков, иметь продвинутую систему SEO оптимизации всего контента, располагать удобным функционалом по пакетной обработке товаров и обязательно иметь в своём распоряжении удобную систему создания резервных копий.
5. Наиболее эффективное первичное наполнение электронного магазина товарами – это парсинг веб-сайтов дропшиппинг поставщиков таких как: AliExpress.com, TaoBao.com с помощью специального программного обеспечения, например, такого как Datacol.
6. Электронный магазин обязательно должен обмениваться данными с программой, используемой для ведения бухгалтерского учета, например, такой как 1С: УНФ.
В качестве основной методологии управление проектами была выбрана методология PMBOK.
Для инициализации проекта был проведен анализ на предмет выгодности, выполнимости, привлекательности будущего проекта. Данный анализ для проекта разработки электронного магазина аксессуаров для Android-устройств представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели |
Наименование |
0-6 мес |
6-12 мес |
12-18 мес |
18-24 мес |
24-30 Мес |
30-36 Мес |
Параметры |
Размер конверсии, % |
1 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Посещаемость сайта (уникальные посетители), чел. |
17600 |
29000 |
36400 |
45000 |
52600 |
61500 |
|
Количество покупателей, чел. |
176 |
870 |
1456 |
2250 |
2630 |
3075 |
|
Валовая выручка, руб. |
61600 |
304500 |
509600 |
787500 |
920500 |
1076250 |
|
Валовая прибыль, руб. |
30800 |
152250 |
254800 |
393750 |
460250 |
538125 |
|
Расходы |
Проектирование и разработка Интернет-магазина, руб. |
100000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Организационные издержи, руб. |
800 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Онлайн-касса |
30000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
ОФД |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
|
Фискальный накопитель |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
|
Связь (ip-телефония, интернет) |
5400 |
5400 |
5400 |
5400 |
5400 |
5400 |
|
Аренда офиса |
36000 |
36000 |
36000 |
36000 |
36000 |
36000 |
|
Продвижение, руб. |
30000 |
30000 |
30000 |
30000 |
30000 |
30000 |
|
Ведение РКО, руб. |
6000 |
6000 |
6000 |
6000 |
6000 |
6000 |
|
Страховые взносы ПФ, ФФОМС (23400руб.+4590руб.), руб. |
3696 |
24294 |
16091 |
18870 |
23200 |
24758 |
|
Налог УСН 6%, руб. |
0 |
0 |
14485 |
28380 |
32030 |
39817 |
|
Непредвиденные расходы, руб. |
7500 |
7500 |
7500 |
7500 |
7500 |
7500 |
|
Аренда хостинга, руб. |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
|
Итого, руб. |
225396 |
115194 |
121476 |
138150 |
146130 |
155475 |
|
Прибыль |
Чистая прибыль, руб. |
-194596 |
37056 |
133324 |
255600 |
314120 |
382650 |
По данным таблицы 1 видно, что первые 6 месяцев работы Интернет-магазина принесут убыток в размере 194 596 рублей, что укладывается в стартовый капитал проекта.
Сумму 194 596 рублей примем за размер инвестиций и рассчитаем накопленный ROI (эффективность инвестиций) для проекта за период 3 года по формуле (1):
, (1)
где – эффективность инвестиций, %;
– накопленная положительная чистая прибыль за 3 года, руб.;
– размер инвестиций, руб.
ROI =
Таким образом, видно, что рассматриваемый проект Интернет-магазина, на отрезке 3 года является высокорентабельным. К концу третьего года чистая прибыль от магазина составит 63 775 рублей в мес. Стоит принять во внимание, что дальнейшая прибыльность при тех же издержках будет постепенно, но постоянно расти (лояльность покупателей, повторные покупки, известность бренда).
Основываясь на выше обозначенных результатах, было принято решение о необходимости инициации проекта, результатом которого является спроектированный Интернет-магазин.
Согласно методологии PMBOK базовыми планами проекта являются: базовый план по содержанию; базовое расписание; базовый план стоимости [9].
Для разработки этих планов была создана иерархическая структура работ (ИСР) включающая 7 этапов: предпроектное обследование, разработка проектной документации, анализ, проектирование, разработка и передача электронного магазина в эксплуатацию. После чего был разработан базовый план по содержанию - состоящий из одобренного подробного описания содержания проекта, на основе данных ИСР, далее было разработано базовое расписание проекта, содержащее план-график с указанием временных фаз проекта, контрольными точками и элементами иерархической структуры работ, и только затем была разработана базовая стоимость проекта – распределенный по времени бюджет, представленный на рисунке 2, по которому производилась сверка, мониторинг и контроль использования денежных средств всего проекта.
Рис. 2. Базовая стоимость проекта
Вспомогательные планы являются основой для выполнения базовых планов проекта [8], поэтому для реализации проекта разработки электронного магазина аксессуаров для Android-устройств были разработаны следующие вспомогательные планы:
1) План управлением содержанием включил в себя: цели проекта, его описание, основные этапы и результаты проекта, границы и критерии приемки проекта, параметры отклонений и управление изменениями в проекте;
2) План по управлению расписанием включил в себя: иерархическую структуру работ и календарно сетевой план;
3) План управления стоимостью вобрал в себя план поступления и расходования средств;
4) План управления человеческими ресурсами включил в себя описание участников проекта, матрицу ответственности, требование к ресурсам и управление персоналом;
5) План управления коммуникациями зарегламентировал то, кто, как, когда и какую информацию будет получать о развитии проекта;
6) План управления поставкам включил в себя перечень подрядчиков и схему взаимодействия с заказчиком;
7) План управления качеством проекта зарегламентировал процесс выполнения работ по созданию продукта проекта в соответствии с согласованными требованиями заказчика в заданные сроки и без превышения плановой сметы;
8) План управления рисками проекта включил в себя данные о возможных рисках, мерах по предотвращению, а также возможные сроки наступления рисков.
В таблице 2 представлен план управления рисками проекта.
Таблица 2.
Риск |
Мера предупреждения |
Предполагаемая дата наступления |
Вероятность, % |
Меры уменьшения последствий риска |
Ответственный |
Сложность (размер) проекта Интернет-магазина |
Четко сформулированное ТЗ Интернет-магазина |
31.03.2017 –11.04.2017 |
25 Низкая вероятность |
Повышение стоимости Интернет-магазина, на 10% при требовании любой доработки и внесение денежных средств за весь проект в течении 5 рабочих дней. |
Заказчик |
Ошибочный учет непредвиденных расходов |
При расчете бюджета проекта, резервировать расходы на общие и специальные непредвиденные затраты |
12.04.2017 –27.04.2017 |
25 Низкая вероятность |
Наличие суммы, для того, чтобы переждать неблагоприятный период |
Заказчик |
Изменения условий выполнения проектных работ заказчиком |
Утверждение устава проекта всеми сторонами |
27.04.2017 –12.05.2017 |
40 Вероятно, не наступит |
Введение штрафных санкций для стороны заказчика |
Заказчик |
Компетентность заказчика в сфере ИТ |
Привлечение к проекту доверенного лица заказчика, с достаточным уровнем знаний в сфере ИТ |
12.05.2017 – 18.05.2017 |
5 Крайне маловероятно |
Привлечении третьей стороны, для оценки выполненных работ. |
Заказчик |
Срыв сроков работ программистом |
Использование труда опытных специалистов, с хорошим портфолио |
18.05.2017-21.06.2017 |
20 Низкая вероятность |
Введение мотивационных выплат, в случае соблюдения сроков |
Исполнитель |
Болезнь исполнителей: программиста, проектировщика или менеджера фирмы проектировщика |
Документирование этапов разработки, с возможностью передачи работы другому сотруднику. |
31.03.2017 – 10.07.2017 |
20 Низкая вероятность |
Резервирование времени и работа менеджера проекта по изменению порядка работ проекта и сроков |
Исполнитель |
Некачественный результат разработки |
Тщательная разработка технического задания |
18.05.2017-20.06.2017 |
25 Низкая вероятность |
Доработка сайта, и оставление резерва времени и денег. |
Исполнитель |
Разрушение информационных активов сайта |
Аудит информационной безопасности и использование надежного программного и аппаратного обеспечения |
20.06.2017-06.07.2017 |
25 Низкая вероятность |
Наличие «зеркала» интернет-магазина. |
Заказчик |
Потеря работоспособности сайта |
Мониторинг сайта |
20.06.2017-06.07.2017 |
30 Скорее не наступит |
Смена паролей, распределение шифрующей SSL инфраструктуры, проверка трафика приложений на предмет атак |
Заказчик |
Обеспечение требуемой производительности приложений |
Использование надежных поставщиков сервисов с адекватной службой поддержки |
06.07.2017 – 10.07.2017 |
15 Низкая вероятность |
Аудит ИТ-инфраструктуры и затраты на её обновление. |
Заказчик |
Обеспечение требуемой безопасности сервисов Интернет-магазина |
Использование, обновляемого ПО для обеспечения безопасности личных данных |
06.07.2017 – 10.07.2017 |
35 Скорее не наступит |
Предупреждение покупателя о принятых мерах защиты и несмотря на это, возможности потери данных |
Заказчик |
Таким образом, для реализации проекта была предоставлена технико-экономическая характеристика предметной области, произведена постановка задачи на создание электронного магазина аксессуаров для Android-устройств, обоснован выбор проектного менеджмента, осуществлена инициация проекта электронного магазина аксессуаров для Android-устройств, определены и разработаны базовые и вспомогательные планы управления проектом разработки электронного магазина аксессуаров для Android-устройств. Выполнение основных положений предложенного плана позволит создать высокорентабельный электронный магазин, реализующий аксессуары для устройств под управлением Android.