Персонал медицинской организации является главным ресурсом, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности организации, ее конкурентоспособность, а также деятельность всей региональной системы здравоохранения. На современном этапе обостряется потребность в обеспечении укомплектованности штата врачебным персоналом и в совершенствовании существующей системы мотивации работы врачей, так как от их эффективности, в конечном счете, зависит и качество оказываемой медицинской помощи населению.
Под трудовым потенциалом понимается имеющиеся физические, интеллектуальные и профессиональные возможности медицинских работников лечебных учреждений, независимо от типа и уровня ЛПУ, направленные на сохранение, поддержание и повышение уровня здоровья людей [3]. С позиции рационального использования ресурсов необходим всесторонний анализ трудового потенциала с учетом объемов и качества оказываемой помощи, а также в соответствии с потребностями системы здравоохранения Российской Федерации.
При преобладании в Российской Федерации врачей на душу населения, по сравнению с системами здравоохранения развитых стран, доступность и качество медицинской помощи, заболеваемость населения в нашей стране по оценкам специалистов хуже. Кадровые диспропорции прослеживаются по уровням оказания медицинской помощи. Излишняя концентрация кадров в стационарных учреждениях (более 100 тысяч врачей) и их нехватка в первичном звене (около 49 тысяч врачей) [3].
В условиях отмены интернатуры, за счёт увеличения практической составляющей на последних полутора годах выпускники вузов сразу получат право работать в отрасли по основным базовым специальностям: участковый терапевт, участковый педиатр, поликлинический стоматолог и др..
Имеющийся дисбаланс между разными медицинскими специальностями планируется устранить за счет внутриотраслевого миграционного перераспределения. Сейчас соотношение врачей и среднего медицинского персонала составляет 1: 2, это значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации. В норме усреднённое соотношение не должно быть ниже один к трём, а для некоторых уровня патронажа и реабилитации — один к семи, один к восьми. Необходимо увеличить количество среднего медицинского персонала.
Проблема оттока медицинского персонала из бюджетного сектора в Курской области явно отслеживается по данным таблицы 1 [8].
Таблица 1 – Обеспеченность медицинскими кадрами за 2014-2016 гг.
Категория персонала |
Годы, чел. |
Темп прироста, % |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
|
Врачи |
5789 |
5490 |
5448 |
-5,16 |
-0,77 |
СМП |
12994 |
13249 |
12985 |
1,96 |
-1,99 |
Соотношение врачей и СМП |
1:2,24 |
1:2,41 |
1:2,38 |
- |
- |
С каждым годом число врачей сокращается (на 5,2 % в 2015 г. и 0,8% в 2016 г.), что ведет к росту недоукомплектованности штатов, коэффициента совместительства и неудовлетворенности медицинского персонала своим трудом, так как, невзирая на увеличение объемов работы, заработная плата растет незначительно. Численность среднего медицинского персонала (СМП), несмотря на ее рост в 2015 г. на 2%, к концу 2016 г. также сократилась, достигнув еще более низкого значения по сравнению с 2014 г. в 12 985 человек. По данным ежегодного статистического сборника, Курская область находится на 28 месте по обеспеченности врачебным персоналом и на 22 месте – по численности среднего медицинского персонала [4].
В соответствии с государственной программой «Развитие здравоохранения в Курской области» соотношение врачей и СМП должно составлять 1:3,0 [2]. В 2014 г. данный показатель был достигнут на 75%, в 2015 г. – на 80% и в 2016 г. – на 79%. Недостаточное количество средних медицинских работников, основной функцией которых является квалифицированное и в полном объеме выполнение назначенного лечения, неблагоприятно влияет на процесс выздоровления больных.
Особую озабоченность вызывает рост нагрузки на одного медицинского работника в здравоохранении Курской области (таблица 2) [4].
Таблица 2 – Нагрузка на работников сферы здравоохранения
Категория персонала |
Годы, чел. |
Темп прироста, % |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2014 г. к 2013 г. |
2015 г. к 2014 г. |
|
Врачи |
195,2 |
193,0 |
204,0 |
-1,13 |
5,70 |
СМП |
85,0 |
86,0 |
84,5 |
1,18 |
-1,74 |
По данным таблицы видно, что динамика нагрузки на медицинский персонал непостоянна. Так, в 2013 г. на 1 врача приходилось 195,2 численности населения, а в 2014 г. – уже на 1,1% меньше. При этом к концу 2015 г. отмечается рост данного показателя на 5,7%, что вызвано сокращением численности врачей на 5,2% (таблица 1). Нагрузка на средний медицинский персонал оказалась существенно ниже, чем на врачебный персонал: на 1 работника приходилось 84-86 человек населения Курской области. Вместе с тем наблюдается ее увеличение на 1,2% в 2014 г. и снижение на 1,7% в 2015 г.
Следует отметить, что высокая нагрузка на медицинский персонал и дальнейшее ее увеличение может привести к тому, что большинство работников здравоохранения данного региона перейдет в коммерческий сектор (частные клиники), либо вообще уйдет в другую отрасль (например, станут медицинскими представителями). На данный момент среднегодовая численность занятых в отрасли здравоохранения Курской области составляет всего 13,4 тыс. чел. или 2,37% (рисунок 1) [8].
Следовательно, важная задача, которую необходимо решить, - это достижение полноты укомплектования медицинских организаций медработниками как с высшим образованием, так и со средним. Особенно остро ощущается дефицит медицинских кадров в районах Курской области.
В этой связи наиболее важным инструментом для привлечения специалистов в отрасль здравоохранения служит достаточный уровень заработной платы наряду со стабильно работающим учреждением. В программе модернизации здравоохранения Курской области четко определено, что зарплата медицинских работников зависит от определенного объема работы и ее качества, что осуществляется за счет выплат стимулирующего и компенсационного характера.
Рисунок 1 – Среднегодовая численность занятых в экономике Курской области по видам экономической деятельности в 2016 г.
Нормативно-правовой основой повышения кадрового потенциала в здравоохранении служит План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» [1]. Дорожная карта предусматривает повышение заработной платы врачей к 2018 году на 200% по отношению к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации, а заработной платы СМП и ММП — на 100 % . Так, в Курской области среднемесячная номинальная заработная плата работников здравоохранения в 2014 г. составляла 23 094,5 руб., что практически соответствовало среднеотраслевой зарплате - 23 099 руб. (таблица 3) [8]. В 2015 г. наряду с увеличением среднеотраслевой зарплаты (на 3,6%) произошло ее сокращение на 3,9% в здравоохранении. При этом медицинский персонал получал зарплату ниже, чем работники в других отраслях на 7,2%. В 2016 г. наблюдается значительное увеличение средней зарплаты в здравоохранении на 49,1% и ее превышение над среднеотраслевой на 30,7%.
Таблица 3 – Среднемесячная начисленная заработная плата работников Курской области за 2014-2016 гг.
Показатель |
Годы, руб. |
Темп прироста, % |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
|
Средняя зарплата в здравоохранении |
23 094,5 |
22 202,4 |
33 098 |
-3,86 |
49,07 |
Среднеотраслевая зарплата |
23 099 |
23 921 |
25 327 |
3,56 |
5,88 |
Отношение СЗП в здравоохранении к среднеотраслевой зарплате, % |
99,98 |
92,82 |
130,68 |
- |
- |
Анализ возрастного состава врачей-специалистов свидетельствует о возможном скором усугублении кадрового дефицита в связи со значительной долей работников, достигших пенсионного и предпенсионного возраста. Трудовую деятельность в возрасте, свыше 56 лет осуществляют 1032 врачей (26,6%) и 1398 средних медицинских работников (15,5%) [2]. Это обстоятельство диктует необходимость в короткий срок подготовить врачей, готовых заменить уходящих на пенсию специалистов.
Ежегодно в рамках целевого приема осуществляется прием абитуриентов в Курский государственный медицинский университет. После окончания ВУЗа часть студентов направляется в целевые интернатуру и ординатуру. В 2015 году после окончания обучения в рамках целевого приема трудоустроились в медицинские организаций, находящиеся в ведении комитета здравоохранения Курской области 7 специалистов, окончивших ординатуру и 26 специалистов, окончивших интернатуру. Процент трудоустройства составил 87,5% и 93% соответственно [5].
По словам министра здравоохранения, квота целевого приема в медвузах страны была увеличена на 2% по сравнению с 2015 годом и составила 56,8% [6].
В 2017 году будет увеличено количество бюджетных мест. В частности, будет на 4,4% мест больше по программам специалитета и на 23% – по программе ординатуры [7].
Однако, несмотря на проводимую в Курской области социальную политику, направленную на поддержку работников социальной сферы, эффективность ее не решает в полной мере поставленных задач и требует определенной корректировки.
Главными препятствиями в решении проблем обеспечения Курской области необходимым числом квалифицированных врачей и средних медицинских работников служат факторы недостаточного морального и материального стимулирования (неэффективная система оплаты труда и невысокий ее уровень), снизившийся престиж профессии, ощущение социальной незащищенности.
Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия достоверной информации, поэтому создаётся кадровый профиль отрасли.
В единую базу данных (Федеральный регистр) будут включены все специалисты с высшим и средним медицинским образованием, независимо от ведомственной принадлежности учреждения, в котором они работают. Благодаря усилиям сотрудников отделов кадров государственного и муниципального здравоохранения уже выполнено около 80% работы. В эту же систему вводятся вузы и медицинские училища. Это позволит давать учебным заведениям государственные задания (целевой приём, целевое повышение квалификации).
Внесённые данные позволят оценить возраст, пол, уровень компетенции и квалификации каждого лицензированного медицинского работника, потребности в специалистах разного профиля на каждом уровне, в каждом регионе и т.д.
Часть информации будет находиться в свободном доступе, что важно для реализации права пациентов на выбор лечащего врача.
Формируется система лицензирования (или допусков) врачей и медсестёр. Как после окончания ВУЗа, так и после ординатуры специалист будет получать пакетную лицензию, где будет жёстко законодательно прописано, что он конкретно должен уметь делать после окончания института или ординатуры. Дальше уровень профессионального совершенствования будет неограничен. Врачи-специалисты, имеющие лицензию на определённый вид деятельности, получат возможность работать в смежных областях, получая дополнительные допуски.
В планах уход от системы повышения квалификации врачей один раз в пять лет. На современном этапе развития медицины повышение квалификации раз в 5 лет — это профессиональная деградация (особенно если учесть, что более 15% вообще не проходят обучения). Будет внедряться система ежегодного накопления кредитов (баллов) за участие в конференциях/съездах, обучение и тестирование с использованием дистанционных технологий, публикации статей в журналах.
Болевой вопрос для отечественного здравоохранения, его ахиллесова пята — это управленческие кадры. Нужно совершенствовать подготовку управленческих кадров в здравоохранении, учить современным принципам управления качеством и стандартизации, давать многопрофильные профессиональные знания (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) и навыки управления кадрами.
Еще одним направлением развития системы оказания медицинской помощи населению и залогом повышения ее эффективности является внедрение рейтинговой оценки результатов работы каждого медицинского работника. То есть отказ от уравнительных подходов и приведение системы оплаты труда в соответствие со сложностью, количеством и качеством оказания медицинской помощи, с персональным вкладом в результат работы медицинского учреждения.
В настоящее время в Курской области насчитывается более 21 тысячи медицинских работников. Укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными кадрами составляет 83,9%, средним медперсоналом – 88,7%. Средний возраст врача – 45 лет.
Областной комитет здравоохранения уделяет пристальное внимание кадровому обеспечению медучреждений, обслуживающих сельское население. Дефицит таких специалистов характерен для всей страны. Для привлечения молодых специалистов заключаются договоры о целевом приеме с медицинскими образовательными организациями. Предусмотрены и меры социальной поддержки: субсидирование процентной ставки по жилищному кредиту, бесплатное предоставление жилья тем, кто трудится в сельской местности. Кроме того, осуществляются дополнительные выплаты при выходе на пенсию, компенсации по оплате коммунальных услуг и др.
Проект «Земский доктор» позволил привлечь на работу в медицинские организации, расположенные в сельской местности и рабочих поселках, 145 молодых врачей. Наиболее активно этот вопрос решали в Горшеченском, Железногорском, Мантуровском, Дмитриевском, Солнцевском, Щигровском районах. В федеральную программу внесены изменения по поводу возраста врача, который может принять в ней участие, увеличен с 35 до 45 лет.
Качество медицинской помощи напрямую зависит не только от численности и наличия, но и от квалификации медицинских работников. С 2016 года произошел поэтапный переход на аккредитацию всех врачей и медицинских сестер на основе разрабатываемых профессиональных стандартов, критериев аккредитации, учитывающих современные клинические рекомендации (протоколы лечения). Должна быть усовершенствована и система непрерывного медицинского образования, в том числе дистанционного.
Таким образом, для того, чтобы преодолеть проблему дефицита медицинского персонала системы здравоохранения Курской области необходимо проводить следующие мероприятия: совершенствование использования трудовых кадров; дополнительное привлечение врачебного, СМП и ММП с целью снижения нагрузки имеющегося медицинского персонала; повышение социальной защищенности работников ЛПУ; увеличение уровня оплаты труда; предоставление единовременных выплат врачам, приезжающим работать в районы; субсидирование; компенсация услуг ЖКХ; повышение уровня квалификации медицинского персонала (прохождение курсов, участие в научных конференциях и семинарах) предоставление новых мест труда для выпускников медицинских учебных учреждений.