Введение:
В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком, особенно для врача[1]. Развитая коммуникабельность помогает успешно вести переговоры, выступать перед публикой, понимать пациента и быть понятым им[2]. Трудности в общении с пациентом могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения[9]. Поэтому в Казахском Национальном Университете имени С.Ж.Асфендиарова решением Ученого Совета от 30 декабря 2008 года (протокол №6) кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии были включены в список кафедр включающие теоретические и клинические дисциплины.
Цель исследования: Определение разницы в компетентностях врачей разных возрастов, с учетом того, что проходили ли они курсы коммуникативных навыков.
Материалы и методы исследования:
Для достидения проводилось на базе города Жаркент среди 50 жителей в возрасте от 20 до 70 лет.
С целью узнать улучшилось ли качество коммуникативной компетентности врачей за последние 20 лет мы провели опрос, состоящий из следующих вопросов:
- Часто ли вы обращаетесь к врачам?
- Были ли вежливыми врачи, к которым вы обращались?
- Здороваются ли, и представляют ли себя врачи при приеме?
- Слушают ли внимательно вас врачи?
- Бывало ли так, что они перебивали ваши слова?
- Объясняют ли свои назначения врачи подробно?
- Торопят ли вас, или торопятся ли сами врачи?
- Встречали ли вы грубых врачей, не соблюдающих врачебную компетентность?
И главным вопросом нашего опроса являлся:
Из какой возрастной категории врачи вам больше нравятся по врачебной этике и эстетике? (25-45(изучали предмет Коммуникативные навыки) / 46-60)
Итоги были такими, как показано на диаграмме. 47 % жителей часто обращаются за помощью к врачам. Соответственно остальные 53 % обращаются не так часто. 69% отметили вежливость врачей . 82% опрошенным врачи соблюдали этику, т.е. здоровались, как полагается, и представлялись. Только 61,5% врачи слушали внимательно , и 54% не перебивали пациентов. Каждый врач обязан объяснять свое назначение на простом языке, чтобы было понятно пациенту, как никак здоровье самое главное в нашей жизни. Оказалось, что 55% врачей, к которым обращались наши опрошенные не поясняли свое назначение. Конечно, после таких отношений у жителей не останется желания к ним идти. Торопливыми врачей отметили половина. А грубых врачей встречали 54 % опрошенных. С такими показателями мнение простого народа будет все хуже и хуже. Для интереса мы спросили какого возраста были врачи, которых они описывали как грубых и не исполняющих правильно свои обязанности. Ответ был таким: «врачи старше среднего возраста».
Диаграмма №1. Результаты анкетирования среди жителей г.Жаркент
Диаграмма №2. выбор анкетированных, среди возрастных групп врачей, как коммуникативно компетентных.
Выводы:
Итоги данного исследования были такими, как показано на диаграмме №1. 47 % жителей часто обращаются за помощью к врачам. Соответственно остальные 53 % обращаются не так часто. 69% отметили вежливость врачей . 82% опрошенным врачи соблюдали этику, т.е. здоровались, как полагается, и представлялись. Только 61,5% врачи слушали внимательно , и 54% не перебивали пациентов. Каждый врач обязан объяснять свое назначение на простом языке, чтобы было понятно пациенту, как никак здоровье самое главное в нашей жизни. Оказалось, что 55% врачей, к которым обращались наши опрошенные не поясняли свое назначение. Конечно, после таких отношений у жителей не останется желания к ним идти. Торопливыми врачей отметили половина. А грубых врачей встречали 54 % опрошенных. С такими показателями мнение простого народа будет все хуже и хуже. Для интереса мы спросили какого возраста были врачи, которых они описывали как грубых и не исполняющих правильно На опрос, который являлся главным в нашем опросе дал положительные результаты. Целью нашей работы было определить эффективность Центра Коммуникативных навыков имени Джулиет Драпер, открывшийся в 1994 году. Жители, участвовавшие в нашем опросе выбрали возрастную категорию врачей от 25 до 45 лет, как вежливых и соблюдающих этику, как указано на диаграмме №2.
Коммуникативная компетентность помогает врачу не только для правильного установления контакта с пациентом и войти в его доверье, чтобы улучшить качество проводимых курсов лечения, но и соблюдению субординации среди медицинского персонала. Ведь для врача важна как работа с пациентами, так и работа в команде, то есть среди своего рабочего коллектива.