Центральный банк Российской Федерации регулирует потоки и объёмы денежной массы, прогнозирует инфляционные процессы и управляет ими посредством системных решений. Это позволяет воздействовать на экономический рост, контролировать сальдо платежного баланса и котировки валютных курсов.
Обеспечение ликвидности, минимизация рисков и повышение надежности – вот показатели деловой репутации финансово-кредитных организаций. На это направлено максимальное использование инструментов денежно-кредитного регулирования.
К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся:
- изменение ключевой ставки (ставки рефинансирования);
- изменение норм обязательных резервов;
- операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой;
- регулирование процентных ставок по операциям Банка России. [3, с. 336]
В данной работе рассмотрим подробнее один из этих инструментов – формирование политики обязательных резервов.
Первоначально страховые резервы банковской системы формировались за счёт добровольных отчислений в централизованный фонд. И лишь позже появились Федеральная резервная система на основе обязательных вкладов банков.
Управление привлечением банковских ресурсов достигается путём использования такого мощного инструмента, как обязательное резервирование. Кредитные организации в законодательном порядке обязаны постоянно хранить в центральном банке на специальных счетах резервную часть денежных средств, чтобы обеспечить свои финансовые обязательства по привлеченным средствам.
Функциями системы обязательного резервирования являются:
– контроль над оптимальным состоянием денежной массы посредством изъятия избыточных резервов банковской системы;
– стабилизация состояния банковской системы – снижение диапазона колебаний процентных ставок и страхование ликвидности и платежеспособности банков. [5, с. 2]
Следовательно, резервные требования обеспечивают как краткосрочное, так и долгосрочное денежно-кредитное регулирование.
Источником обеспечения обязательств кредитных организаций по депозитам клиентов, как раз, являются резервы, хранящиеся в Центральном банке. Эту задачу решает каждая кредитная организация самостоятельно, а контролирует Центральный Банк, который, исходя из складывающейся на рынке ситуации, изменяет нормы обязательных резервов, тем самым обеспечивая стабильность в отношении ликвидности банков. Посредством резервирования Центральный Банк регулирует также и объём денежной массы в экономике.
Резервную политику Смирнова О. В. в монографии «Центральный банк Российской Федерации: прибыль, капитал и финансовое состояние» описывает как инструмент регулирования доходов и расходов самого центрального банка. При осуществлении денежно-кредитной и курсовой
политики ЦБ РФ сталкивается с конфликтом интересов, который получил название дихотомии центрального банка. С одной стороны, ЦБ РФ должен обеспечить стабильность национальной валюты, снижать темпы инфляции, а с другой стороны, должен получить достаточный объем доходов, чтобы покрыть расходы и не допустить получение на своем балансе отрицательного капитала. [4, 132 с.]
Есть мнение, что сокращение резервов было вызвано, в первую очередь, более чем двукратным уменьшением средств банков на корсчетах в Банке России. Наталья Лукша в статье «Инфляция и денежно-кредитная политика» отметила, что рост этого показателя был вызван появившейся возможностью открывать корсчета не только в рублях, но и в иностранной валюте. Соответственно, банки в условиях плавной девальвации рубля начали в массовом порядке открывать валютные корсчета. А сокращение можно объяснить прекращением управляемой девальвации рубля и удорожанием денег, предоставляемых кредитным организациям Центральным Банком.[2, 12 с.]
Если обязательные резервы кредитных организаций превышают установленный Центральным Банком минимум, возникают предпосылки к увеличению ссудных операций. Расширение ссудных операций формирует в обороте избыточную массу денег, превышающую необходимую потребность. В таком случае регулятор осуществляет контроль объёмов активных операций коммерческих банков, прибегая к политике кредитной рестрикции посредством увеличения процента резервирования средств в Центральном Банке.
Остановимся на роли резервной политики в сфере банковской системы более подробно. При помощи корреляционного анализа вычислим влияние изменения ставок резервирования на ставки по потребительским кредитам. Данные при поведении анализа использованы за период с 1.03.2011 по 31.07.2016 и приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Данные для анализа влияния ставок резервирования на ставки по потребительским кредитам
n |
Норматив обязательных резервов x, % |
Процентная ставка по кредиту y, % |
x2 |
xy |
y2 |
1 (01.03.2011-31.03.20110 |
3,5 |
20,1 |
12,25 |
70,35 |
404,01 |
2 (01.04.2011-28.02.2013) |
4 |
20,33 |
16 |
81,32 |
413,31 |
3. (1.03.2013-31.07.2016) |
4,25 |
22,05 |
18,06 |
93,71 |
486,2 |
Итого |
11,75 |
62,48 |
46,31 |
245,38 |
1303,52 |
Определим параметры уравнения прямой yx = a +bx. Для этого решим систему уравнений.
a=20,83-3,92b
b=2,52
Коэффициент регрессии равен 2,52. Поскольку b – положительное число, имеется прямая связь между параметрами х и у, то есть между нормативом обязательных резервов и процентными ставками по потребительским кредитам.
a = 20,83-3,92*2,52=10,95
Линейное уравнение имеет вид:
yx = 10,95+2,52x
Для определения тесноты связи между изучаемыми признаками определим величину коэффициента корреляции r
r = = 0,82
Коэффициент корреляции r равен 0,82, что говорит о том, что связь между х и у прямая. Таким образом, с увеличением норматива обязательных резервов происходит увеличение ставок по потребительским кредитам. (0<r<1). Характер связи – сильный. (0,7<r<1).
Статистическая связь – линейная, то есть, выражена уравнением прямой линии yx = 10,95+2,52x
Центральный банк постоянно увеличивает норматив обязательных резервов, контролируя тем самым объем выдаваемых банками кредитов, и, как следствие, объем денежной массы в стране. Но, вопреки всему, в динамике мы можем наблюдать постоянный рост выдаваемых потребительских кредитов. Спрос на кредиты постоянно растет, несмотря на увеличение процентных ставок. Именно поэтому Центральный Банк продолжает увеличивать ставку резервирования, и уже 1.08.2016 года она составила 5%.
Несмотря на увеличение норматива обязательных резервов, ставки по кредитам постоянно стремятся к снижению, а объемы выданных кредитов в целом по России растут, что, несомненно, может привести к переизбытку денежной массы в стране. Именно поэтому, для нормализации денежного потока в стране, Центральный банк был вынужден в августе 2016 года увеличить норматив обязательных резервов с 4,25% до 5%.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о зависимости рентабельности коммерческих банков от изменений обязательных резервов. С увеличением обязательных резервов прибыль финансовых посредников снижается. Следовательно, этот метод весьма эффективен в качестве меры по снижению инфляции. Но есть и негативные особенности в использовании этого метода, в частности: банки с наибольшими ресурсами находятся в наименее выгодном положении, чем банки с невысокими депозитами, как, например, специализированные некрупные финансовые учреждения оказываются в преимущественном положении.
Можно сделать вывод, что кредитная деятельность банков по выдаче дополнительных ссуд, и размер процентных ставок напрямую зависят от действий Центрального Банка. При недостатке ресурсов банк вынужден дифференцированно подходить к выбору выдаваемых ссуд, их размеру и срокам, вплоть до отказа в кредитовании. Когда же ресурсы достаточно велики, условия для заёмщиков наиболее благоприятны.
Прогнозирование в долгосрочном плане эффективности влияния на денежную массу Центрального банка посредством вливания новых денег бывает очень сложным.
Ясно, что держать в фиксированном состоянии денежную массу и ставку процента Центральный банк одновременно не сможет. Но необходимо отметить, что изменение нормы обязательных резервов происходит не часто, поскольку это достаточно сильное средство, оказывающее влияние на объёмы кредитных возможностей финансовых институтов. Так, при повышении норм резервирования коммерческие банки могут прекратить кредитование, и даже затребовать возврата ссуд, которые уже выданы. А следствием этого через эффект мультипликатора может стать значительное денежное сжатие. Поэтому в финансовом мире инструмент изменения норм обязательных резервов не считается гибким и эффективным в денежно-кредитном регулировании.
Мнения многих авторов о том, в чем же заключается основная задача резервной политики и ее необходимости разделились.
Лукша Н. считает, что основная проблема заключается не столько в отсутствии ресурсов в банковской системе, сколько в сохранении высокой неопределенности относительно дальнейшего развития ситуации в экономике, а также в возможном резком росте невозвратов по ранее выданным банками кредитам.
Точка зрения Смирновой О.В. напротив, заключается в том, что основная цель резервирования - есть регулирование доходов и расходов самого Центрального банка.
Справедливо заметил Гасанов О. С. в своей работе «Процентная политика и инфляция в России», что для проверки оптимальности выбора значения процентной ставки следует использовать простые правила денежно-кредитной политики. Любые существенные и систематические отклонения от расчетных значений должны адекватно объясняться. [1, с .9].
В последние двадцать лет в развитых странах произошло уменьшение роли метода изменения норм обязательных резервов, как инструмента денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже её отмена по некоторым видам депозитов.[3, с. 192]
Очевидно поэтому, в настоящее время, во многих странах изменение норм обязательных резервов считается малоэффективным инструментом денежно-кредитного регулирования. Следует отметить, что некоторые высокоразвитые страны, имеющие очень высокий уровень развития банковской системы и низкий уровень инфляции, исключили норму обязательного резервирования из состава инструментов денежно-кредитной политики.
Однако, важно отметить, что механизм обязательных резервов в данный период экономического развития остаётся важным инструментом кредитной политики, он используется в подавляющем большинстве развитых стран в рамках гибкого регулирования (например, таких, как ЕЭС).