Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DESIGN CONCEPT OF THE CENTRAL PART OF THE CITY OF ARKHANGELSK

Prigotskaya V.L. 1 Dorodnyaya N.N. 1 Antonov A.M. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
9644 KB
The work purpose – development of the design concept of the central part of the city of Arkhangelsk. On the basis of the analysis of the territory, social poll and the executed review of literature the concept of improvement and gardening of the districts located in the central part of the city is offered. A historical, town-planning and planning assessment of the explored territory is given. Unique style capable to reflect "face" of the city is chosen. Optimal variants of improvement and gardening of the district are offered. Convenient walking routes and recreation areas are designed. The new image of the domestic territory is developed. Small architectural forms are executed in unique style. Actions for care of the urban area are offered. On the basis of the analysis of the territory of the designed site, allocation of his main problems and taking into account opinion of residents, the design concept of improvement and gardening of the central part of the city of Arkhangelsk has been developed.
design concept
urban environment
landscaping
improvement
design
plantations

Актуальность выбранной темы определяется тем, что именно благоустройство и озеленение является той составляющей городской среды, которая способна сформировать комфорт, эстетическую и функциональную привлекательность [2].

Объектом исследования стали Октябрьский и Ломоносовский округа города Архангельска. Для того чтобы город обрел свое «лицо» для начала необходимо создать идею и художественный образ центральной части, поскольку это - «визитная карточка» города.

Процесс предпроектного анализа выявил следующие цели и задачи, которые необходимо решить при проектировании: создание нового образа города, фирменного стиля; создание условий для устойчивого развития территории, сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия; улучшение жилищных условий населения; организация рекреационных, прогулочных зон отдыха; формирование берегового фасада и прогулочной зоны набережной; формирование зеленого каркаса территории.

В прошлом Архангельск был известен как «деревянный город», но в 70х годах с ростом численности населения началось массовое строительство типовых каменных многоэтажных домов и город утратил свое «историческое лицо». В настоящее время «деревянный город» неуместен, в связи с чем была выбрана идея «Архангельск — современная столица Поморья», которая сможет сформировать полноценное представление о городе, его культуре и особенностях.

В 2017 году на основе авторской анкеты "Внешний облик города Архангельска" было проведено исследование по изучению мнения жителей города. В опросе приняли участие 358 человек, большинство опрошенных оказались не удовлетворены внешним обликом города. Наиболее важные проблемы по мнению граждан: улучшение качества работ по уборке территории; устройство тротуаров и пешеходных дорожек; обустройство мест для отдыха.

Большинство жителей хотели бы видеть Архангельск современным городом, но в то же время многие хотят, чтобы он был столицей Поморья и городом-парком. Из чего следует, что население поддерживает идею «Архангельск — современная столица Поморья».

Для улучшения состояния городской среды необходимо упорядочить уже существующие объекты и создать новые, дающие возможность человеку не только ориентироваться в пространстве, но и отдыхать, проводить свободное время на свежем воздухе [1].

Ландшафтная организация дворов — одна из основных задач благоустройства города. Во дворах предусматривается расширение проездов, создание современных детских и спортивных площадок, площадок для отдыха, удобной сети пешеходных дорожек. Детские площадки в округе шаблонные и неинтересные, цвета слишком яркие, вызывающие дисгармонию. Поэтому создаем площадки более спокойные и комфортные для отдыха детей. Спортивные площадки не привлекают население, проектируем такие, которые подходят для многих видов спорта и которые гармонично вписываются в окружающую среду.

В городе необходимо создание площадок для выгула собак.

Проблему парковочных мест предлагается решить путем устройства подземных и многоуровневых паркингов, а также экопарковок.

Благоустройство набережной плохое, за исключением Красной пристани. Для того чтобы создать широкую, непрерывную набережную, необходимо расширить ее в сторону реки. Также необходимо закрыть ее для движения транспорта (рисунок 1).

Рисунок 1 — Улица Набережная Северной Двины

Система улиц города на данный момент во многом требует усовершенствования, а именно: реконструкцию и капитальный ремонт существующих улиц и дорог, строительство новых улиц, транспортных развязок, создание велосипедных дорожек (рисунок 2). Кроме этого необходимо создание городской среды, доступной для всех категорий граждан, путем введения тактильной плитки в покрытие дорожек, пандусов, подъемников и др.

Рисунок 2 — Улица Тимме

Без экологически чистого электротранспорта город потерял облик полноценной областной столицы. Предлагаем возобновить движение трамвая по улице Ломоносова и Ленинградскому проспекту.

Развитие жилых зон в границах городского округа планируется осуществлять за счёт сноса ветхого и аварийного жилья в соответствии с утверждёнными целевыми программами, а также освоения новых территорий.

По СНиП 2.07.01-89 [4] норма зеленых насаждений в крупных городах составляет 16м² на одного человека. В Архангельске на одного жителя приходится 2,4 м² озелененных территорий [3].

Поэтому мы предлагаем увеличить количество древесно-кустарниковых растений и расширить их ассортимент, заменить малодекоративные породы на более привлекательные. Проблему неинтересного зимнего пейзажа можно решить путем введения хвойных пород.

В планировке города система его озелененных территорий должна органично «вплетаться» в структуру города, а существующий и искусственно созданный садово-парковый ландшафт — быть основой ее планировки [5].

Таким образом ,удет создана единая система зеленых насаждений города, представляющая собой различные объекты озеленения, которые будут объединены озелененными улицами. Создание небольших скверов для отдыха предполагается в основном за счет сноса ветхой застройки, на пустых территориях, на месте рынков, заброшенных хозяйственных построек и др (рисунок 3,4).

Рисунок 3 — Сквер вблизи кинотеатра Искра

Рисунок 4 – Сквер на улице Выучейского

Необходима замена светового оборудования на более современное. Нужно вводить декоративное освещение растений, зданий, малых архитектурных форм.

Предусматриваем размещение мусоросборников и урн для подземного раздельного сбора мусора. Размещаем указатели, стенды, знаки для гостей города. На информационных стендах помимо полезной информации по поводу ориентации, размещаем краткие истории об Архангельске, чтобы гости могли лучше изучить город.

Для поддержания привлекательного внешнего облика необходимо проводить определенные уходы: своевременную уборку территории и вывоз мусора, уборку снега в зимнее время, мытье улиц и фасадов зданий с применением спецсредств, уходы за растениями.

В ходе данной работы были разработаны концепции озеленения и благоустройства Октябрьского и Ломоносовского округов в рамках выбранной идеи города «Архангельск – современная столица Поморья».

В основу концепции Октябрьского округа легла идея создания сети прогулочных маршрутов, главными из которых будут Большое и Малое прогулочное кольцо. Их создание связано с тем, что в городе недостаточно мест для прогулок и отдыха.

Большое прогулочное кольцо будет начинаться от Ломоносовского парка, проходить по ул.Комсомольской, которую предполагается сделать пешеходной, далее по современной набережной, ул.Воскресенской, ул.Нагорной (рисунок 5). Малое прогулочное кольцо так же будет начинаться в парке им.Ломоносова, оно будет проходить по ул.Комсомольской, по бульвару на пр.Ломоносова, по ул.Логинова, пр.Обводный канал и обратно к Ломоносовскому парку, который необходимо благоустроить и посвятить именно Ломоносову, как самому великому помору.

Рисунок 5 — Улица Комсомольская

В перспективе предполагается создание довольно крупного парка вблизи Кузнечевского моста, который отделит промышленную зону от селитебной и станет точкой притяжения как жителей Октябрьского округа, так и жителей северных округов (рисунок 6). А также на него будет обращено внимание людей, въезжающих в центр с Талажского и Окружного шоссе, что сформирует положительное первое впечатление о городе.

Рисунок 6 — Парк вблизи Кузнечевского моста

В северной части округа предполагается строительство современного жилого микрорайона. Необходимо улучшение и внешнего вида существующей застройки путем покраски фасадов, установки одинаковых балконов, предусматриваются также тематические рисунки на зданиях.

В целях создания комфорта и эстетического обогащения территории, предусматривается размещение различных малых архитектурных форм (рисунок 7).

Рисунок 7 — Утилитарные малые архитектурные формы Октябрьского округа

Остановки общественного транспорта создаются с уникальным дизайном, а ткже на них устанавливаются интерактивные карты, с помощью которых можно будет узнать маршрут автобуса и где он находится в данный момент. Свой дизайн будут иметь таблички на домах, парковки для велосипедов, урны, скамьи, все они будут выполнены в тематике Поморья.

Предусматривается размещение декоративных малых архитектурных форм, отражающих традиции, культуру и особенности Поморья (рисунок 8). Среди них: Поморский коч, птица счастья, козули, белые медведи.

Рисунок 8 — Декоративные малые архитектурные формы Октябрьского округа

Создание дизайн-концепции округов решает одновременно несколько задач и в том числе: создание отличительных черт и единства внутри округа.

Лицом города для приезжих являются вокзалы, на территории Ломоносовского округа их три. Через железнодорожный вокзал проходит наибольший поток людей, на сегодняшний день территория вокзала выглядит запущенно и некрасиво. Предлагаем разбить здесь озелененную и благоустроенную площадь, которая станет как местом отдыха, так и будет служить комфортной транзитной зоной для пассажиров, для этого следует парковку заменить на подземную, киоски и магазины перенести в находящийся рядом торговый центр.

На территории Ломоносовского округа проектируем парк-выставку. Основа такого парка — комплекс павильонов и площадок для организации выставок по разнообразной тематике. В летний период на территории парка будут проходить тематические конкурсы по созданию цветников.

Используем брусчатку для покрытия пешеходных дорожек, включаем в нее морскую тему, для поддержания идеи Поморья.

На территории округа проектируем остановки двух типов: на первой изображены люди, которые внесли вклад в развитие города Архангельска, данная остановка будет находиться в более исторических частях города. На второй изображены красные медведи.

Рисунок 9 – Утилитарные малые архитектурные формы Ломоносовского округа

На территории округа создадим маршрут для прогулки на велосипеде в виде замкнутого кольца, которое пройдет по улицам: Выучейского, Набережная Северной Двины, Смольный буян, Дзержинского и Воскресенская.

Рисунок 10 – Благоустройство и озеленение улицы Выучейского

На улице Смольный буян многочисленные деревянные дома заменяем многоэтажными зданиями, а также создаем санитарно-защитную зону вдоль железнодорожных путей.

Рисунок 11 – Реновация жилой застройки с созданием санитарно-защитной зоны

На территории Ломоносовского проектируем фонтаны, которые размещаем в скверах и парках для обогащения внешнего вида территории.

По мнению приезжих, белые медведи ходят по нашим улицам, осуществим это в реальность добавив скульптуры медведей. Используем самую старую модель трамвая в виде памятника. Также вводим арт-объекты на улицы города.

Рисунок 12 – Декоративные малые архитектурные формы в Ломоносовском округе

В округе используем мозаику в морском и цветочном стиле на фасадах зданий, декорировании лестниц и др.

Рисунок 13 – Использование мозаики в оформлении фасадов зданий и мафов

В результате изучения территории составлено проектное предложение по развитию центральной части города в определенном стиле. Организованы рекреационная, селитебная зоны, разработано решение по транспортной разгрузке округа, предложена идея по системе пешеходных связей и зеленых зон города.