Развитие автоиндустрии повлекло за собой ряд проблем, последствия которых влияют на автовладельцев не только нашей страны. В большинстве случаев, дороги не соответствуют насыщенному потоку автомобилей, которые на сегодняшний день передвигаются по городским улицам. Многочисленные дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и дорожно-транспортные инциденты (ДТИ) снижают пропускную способность и без того узких улиц, приводя к многочасовым уличным пробкам. К тому же, случившаяся авария оказывает негативное влияние на окружающую среду, участников дорожного движения, а дорожные заторы нарушают работу экстренных и оперативных служб [3].
В сложившейся ситуации, проблема организации и управления безопасностью дорожного движения становится наиболее актуальной, особенно в части оперативного устранения последствий аварийных случаев, которые отрицательно влияют как на общую дорожную безопасность, так и на пропускную способность проезжей части [2]. Ранее автором уже было рассмотрено влияния ДТИ на общую дорожную безопасность [9] и была выявлена необходимость в оперативной ликвидации последствий ДТИ.
Данную проблему могли бы с успехом решить службы аварийных комиссаров (АК), которые на сегодняшний день являются связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами и одним из необходимых элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения [1,4].
АК выполняют очень много функций: собирают и документируют фактическую информацию о случившемся ДТИ, оформляют необходимый пакет документов для подачи его в страховую компанию, помогают заполнить «европротокол», помогают зарегистрировать ДТИ в местных подразделениях ГИБДД и т.д. Все сильные стороны и положительные эффекты от деятельности служб АК наглядно разобраны в работе [5].
Ранее были рассмотрены основные показателя качества деятельности служб АК, которые способствуют оперативному устранению последствий дорожных происшествий [6]. Временная модель ликвидации затора на проезжей части [8] показала, каким немаловажным, а иногда и решающим фактором является время прибытия экипажа АК к месту совершения дорожного инцидента. Это время напрямую зависит от удаленности месторасположения организации, оказывающей услуги по оформлению ДТИ до места совершения аварии.
Как показано в работе [10], расположение служб АК не содержит никакой закономерности – их расположение хаотично, и чаще всего, это те места, которые наиболее удобны для самих организаций в плане доступности цены арендной платы за помещения. При этом экипажи АК дежурят непосредственно в офисах организаций, что никоем образом не приближает их к потенциальным местам совершения ДТИ.
В связи с этим, авторами предлагается разместить экипажи АК по городской территории таким образом, чтобы время прибытия к месту свершения ДТИ было бы минимальным.
Расстановка сил и средств АК должна осуществляться на основе принципа концентрации в местах, характеризующихся наиболее сложной дорожно-транспортной обстановкой и аварийностью, с учетом:
а) численности личного состава;
б) технического оснащения;
в) протяженности и эксплуатационного состояния автомобильных дорог;
г) интенсивности движения транспортных средств (ТС) и пешеходов в различные периоды времени [7].
Такими местами, являющиеся первоочередными зонами дежурства экипажей АК могут быть:
– места концентрации ДТИ, исходя из топографического анализа аварийности с учетом дней недели, времени суток их совершения;
– места пересечения интенсивных транспортных потоков, систематического возникновения заторов;
– места эпизодического увеличения потоков ТС и пешеходов в зависимости от режима работы различных объектов инфраструктуры.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: для сокращения времени прибытия экипажей АК к месту совершения ДТИ и повышения оперативности ликвидации последствий ДТИ необходимо научно-обоснованная структура расположения АК по территории города. Для этого в настоящей работе автором предпринята попытка формулирования принципов рационального размещения экипажей АК, которые с учетом общей приоритетности расстановки сил и средств будут звучать следующим образом:
1) сосредоточенность экипажей АК в местах с наибольшей вероятностью возникновения ДТИ;
2) потребность в количестве экипажей АК в заданном районе должна полностью удовлетворяться числу поступивших заявок на дорожные инциденты;
3) минимально необходимое время прибытия на место происшествия;
4) минимизация риска возникновения неблагоприятных последствий (нарушение экологии, создание препятствий, ухудшение видимости), вызванных ДТИ;
5) учет пропускной способности городских улиц в «часы пик» и в условиях заторов;
6) приоритетность мест организации дежурства экипажей АК в действующих офисах служб АК.
Расчет количества постов и мест непосредственного дежурства экипажей должен осуществляться с учетом фактической штатной численности АК в каждой службе и рабочего.
Расстановка экипажей АК на текущие сутки по постам и времени несения службы (по сменам) должно осуществляется по решению единого координатора всех городских служб АК, которые, по мнению автора, должны объединиться в саморегулируемую организацию.
Схема расположения экипажей АК выстроенная в соответствии с изложенными принципами позволит:
– максимально быстро реагировать на случившиеся ДТИ;
– сократить время прибытия экипажа к месту совершения ДТИ;
– уменьшить риск возникновения дорожных заторов при совершении дорожного инцидента;
– снизить неблагоприятные экологические воздействия на окружающую среду, вызванные последствиями ДТИ.