Общеизвестно, что гражданское общество начинается с воспитания гражданина. В разные исторические периоды развития России проблема гражданского воспитания имела приоритетное значение. В XYIII веке воспитание человека-гражданина считалось главной целью педагогического процесса. Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Социально-педагогические исследования последних лет (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.Д.Никандров и др. ученые) указывают на то, что в настоящее время все более заметным становится отчуждение учащегося от государства, которое выражается в низком уровне гражданского самосознания и отсутствии осознанной гражданской позиции, утрате патриотических чувств, нарастающей агрессивности и высоком уровне экстремистских тенденций в молодежной среде [1, 2, 5, 7]. Данный процесс происходит одновременно с потерей интереса к образованию как личностной и социальной ценности, ослаблением гражданской активности молодежи и подростков, отчуждением от ценностей семьи. Вышеперечисленные явления указывают на определенную сложность и противоречивость процесса гражданского воспитания как одного из важных составляющих социализации личности.
Вместе с тем можно отметить, что последние годы произошли некоторые сдвиги в решении проблемы гражданского воспитания. Так, созданы Федеральный центр гражданского образования, Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, на государственном уровне получила поддержку деятельность различных фондов, организаций, занимающихся вопросами гражданского воспитания. Задачи, поставленные в нормативно-правовых документах, активизировали комплекс психолого-педагогических исследований по вопросам воспитания. Отечественными исследователями разрабатываются различные вопросы теории и практики гражданского воспитания. Так, историко-педагогическим аспектам посвящены работы С.И. Беленцева, И.В. Суколенова, В.К.Кочисова и других ученых. Решению проблем активизации различных видов деятельности, способствующих формированию гражданских качеств у молодежи, их интериоризации и экстериоризации посвящены работы А.С. Гаязова, Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляев и др.); формированием гражданских качеств у учащейся молодежи занимаются С.В. Анохин, В.Н. Власова, О.У.Гогицаева, С.Д. Гуриева, Т.Н. Османкина, О.Д. Халгагарова и другие исследователи. Процесс формирования гражданственности средствами учебных дисциплин и в детских общественных объединениях стал предметом исследования З.И. Васильевой, З.Н. Каландаршвили, Е.В. Известновой, Г.Г. Николаева, Т.П. Скребцовой, В.К.Шамановой и других ученых. Изучение вопросов содержания гражданского образования школьников в общеобразовательных учреждениях составили основу монографических исследований Т.Ю. Сайпулаевой, Р.М. Салиховой, Н.А. Сиволобовой, М.А. Шкробовой и других авторов. Проблемы подготовки будущего учителя к деятельности по гражданскому воспитанию получили отражение в работах Н.А. Вахрушевой, Л.В. Лазаревой, С.В. Митросенко, О.П. Песоцкой и других отечественных ученых.
Вместе с тем, к настоящему времени не получили развития вопросы совершенствования механизмов управления процессом гражданского воспитания подрастающих поколений на уровне развития и функционирования целостной региональной образовательной системы. Актуальность данного направления исследования продиктована тем, что в настоящее время сложились определенные предпосылки для исследования социально-педагогических аспектов гражданского воспитания молодежи в условиях национально-региональной образовательной системы, которые связаны с демократизацией общества, повышением требований к качеству целостного образовательного процесса и необходимостью совершенствования процесса гражданского воспитания, обеспечивающего социализацию подростков в условиях их включенности в этническую культуру, российскую действительность и общемировые процессы [3, 4, 6, 8, 9]. Еще большую значимость данное направление исследования приобрело в рамках решения социально-педагогических задач, поставленных приоритетным Национальным проектом «Образование» (2006-2010 годы). В данном случае речь идет о поддержке инновационных проектов развития воспитательной системы образовательных учреждений, поддержке одаренной и талантливой молодежи, вовлеченной в различные социальные проекты. Следует также признать и факт того, что в условиях региональной образовательной системы не в полной мере реализованы имеющиеся возможности в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, способных эффективно решать целый спектр воспитательных проблем, в том числе, осуществлять гражданское воспитание школьников на различных ступенях образования.
В рамках построения методологии исследования мы ориентируемся на актуализации философско-педагогического аспекта анализа проблемы, который является отражением гуманистической парадигмы в образовании (А.Ю.Белогуров, Е.В. Бондаревская, В.И. Бочкарев, О.С. Газман, В.К. Кочисов, Л.И. Новикова, Е.Н. Шиянов и др.), выдвигающую на первый план в гражданском воспитании процессы демократизации, гуманизации и самоуправления. В рамках понимания социально-психологического аспекта наиболеезначимыми выступают следующие идеи: всестороннего и гармоничного развития личности в условиях осуществления различных видов деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, О.У. Гогицаева, С.Д. Гуриева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), субъект-субъектного взаимодействия (А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, Б.Ф. Ломов и др.), целостности мира как гармоничной структуры, построенной на основе общечеловеческих ценностей (М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад и др.). В педагогическом аспекте интересными и важными для понимания организационных и содержательных особенностей гражданского воспитания выступили идеи классиков педагогики (Я.А.Коменский, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также отечественных (В.П.Борисенков, Б.З. Вульфов, А.Я.Данилюк, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов и др.) и зарубежных исследований (П. Балкански, К. Влодзимеж, З. Захариев, М. Бренсон, С. Шехтер, Д. Патрик и др.).
Таким образом, можно отметить, что к настоящему времени сложились как культурно-исторические, так и собственно-педагогические предпосылки развития теории и практики гражданского воспитания подрастающих поколений в условиях развития региональной образовательной системы. Активная гражданская позиция и позитивная инициатива каждого индивида является необходимым условием формирования полноценного гражданского общества и демократического правового государства России. Демократия воспринимает таких граждан как основную составляющую устойчивого развития гражданского общества, интегрированного в мировое информационное сообщество.