Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF CIVIC EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

Dzioeva D.F. 1
1 North Ossetian State University. named K.L.Hetagurova, Vladikavkaz
Civic education is the formation of citizenship as an integrative quality of personality that allows the person to feel himself legally, socially, morally and politically capable. This process occurs simultaneously with the loss of interest in education personal and social values, weakening of civil activity of youth and adolescents, alienation from family values. These events indicate a certain complexity and inconsistency of the process of civic education as one of the important components of socialization. However, it can be noted that recent years have seen some progress in the solution of the problem of civic education. Thus, the Federal centre for civic education, Russian center of civil and Patriotic education of children and youth at the state level has received the support of the activities of the various funds, organizations engaged in civic education.
civic education
pedagogical process
morality
patriotism.

Общеизвестно, что гражданское общество начинается с воспитания гражданина. В разные исторические периоды развития России проблема гражданского воспитания имела приоритетное значение. В XYIII веке воспитание человека-гражданина считалось главной целью педагогического процесса. Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Социально-педагогические исследования последних лет (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.Д.Никандров и др. ученые) указывают на то, что в настоящее время все более заметным становится отчуждение учащегося от государства, которое выражается в низком уровне гражданского самосознания и отсутствии осознанной гражданской позиции, утрате патриотических чувств, нарастающей агрессивности и высоком уровне экстремистских тенденций в молодежной среде [1, 2, 5, 7]. Данный процесс происходит одновременно с потерей интереса к образованию как личностной и социальной ценности, ослаблением гражданской активности молодежи и подростков, отчуждением от ценностей семьи. Вышеперечисленные явления указывают на определенную сложность и противоречивость процесса гражданского воспитания как одного из важных составляющих социализации личности.

Вместе с тем можно отметить, что последние годы произошли некоторые сдвиги в решении проблемы гражданского воспитания. Так, созданы Федеральный центр гражданского образования, Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, на государственном уровне получила поддержку деятельность различных фондов, организаций, занимающихся вопросами гражданского воспитания. Задачи, поставленные в нормативно-правовых документах, активизировали комплекс психолого-педагогических исследований по вопросам воспитания. Отечественными исследователями разрабатываются различные вопросы теории и практики гражданского воспитания. Так, историко-педагогическим аспектам посвящены работы С.И. Беленцева, И.В. Суколенова, В.К.Кочисова и других ученых. Решению проблем активизации различных видов деятельности, способствующих формированию гражданских качеств у молодежи, их интериоризации и экстериоризации посвящены работы А.С. Гаязова, Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляев и др.); формированием гражданских качеств у учащейся молодежи занимаются С.В. Анохин, В.Н. Власова, О.У.Гогицаева, С.Д. Гуриева, Т.Н. Османкина, О.Д. Халгагарова и другие исследователи. Процесс формирования гражданственности средствами учебных дисциплин и в детских общественных объединениях стал предметом исследования З.И. Васильевой, З.Н. Каландаршвили, Е.В. Известновой, Г.Г. Николаева, Т.П. Скребцовой, В.К.Шамановой и других ученых. Изучение вопросов содержания гражданского образования школьников в общеобразовательных учреждениях составили основу монографических исследований Т.Ю. Сайпулаевой, Р.М. Салиховой, Н.А. Сиволобовой, М.А. Шкробовой и других авторов. Проблемы подготовки будущего учителя к деятельности по гражданскому воспитанию получили отражение в работах Н.А. Вахрушевой, Л.В. Лазаревой, С.В. Митросенко, О.П. Песоцкой и других отечественных ученых.

Вместе с тем, к настоящему времени не получили развития вопросы совершенствования механизмов управления процессом гражданского воспитания подрастающих поколений на уровне развития и функционирования целостной региональной образовательной системы. Актуальность данного направления исследования продиктована тем, что в настоящее время сложились определенные предпосылки для исследования социально-педагогических аспектов гражданского воспитания молодежи в условиях национально-региональной образовательной системы, которые связаны с демократизацией общества, повышением требований к качеству целостного образовательного процесса и необходимостью совершенствования процесса гражданского воспитания, обеспечивающего социализацию подростков в условиях их включенности в этническую культуру, российскую действительность и общемировые процессы [3, 4, 6, 8, 9]. Еще большую значимость данное направление исследования приобрело в рамках решения социально-педагогических задач, поставленных приоритетным Национальным проектом «Образование» (2006-2010 годы). В данном случае речь идет о поддержке инновационных проектов развития воспитательной системы образовательных учреждений, поддержке одаренной и талантливой молодежи, вовлеченной в различные социальные проекты. Следует также признать и факт того, что в условиях региональной образовательной системы не в полной мере реализованы имеющиеся возможности в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, способных эффективно решать целый спектр воспитательных проблем, в том числе, осуществлять гражданское воспитание школьников на различных ступенях образования.

В рамках построения методологии исследования мы ориентируемся на актуализации философско-педагогического аспекта анализа проблемы, который является отражением гуманистической парадигмы в образовании (А.Ю.Белогуров, Е.В. Бондаревская, В.И. Бочкарев, О.С. Газман, В.К. Кочисов, Л.И. Новикова, Е.Н. Шиянов и др.), выдвигающую на первый план в гражданском воспитании процессы демократизации, гуманизации и самоуправления. В рамках понимания социально-психологического аспекта наиболеезначимыми выступают следующие идеи: всестороннего и гармоничного развития личности в условиях осуществления различных видов деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, О.У. Гогицаева, С.Д. Гуриева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), субъект-субъектного взаимодействия (А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, Б.Ф. Ломов и др.), целостности мира как гармоничной структуры, построенной на основе общечеловеческих ценностей (М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад и др.). В педагогическом аспекте интересными и важными для понимания организационных и содержательных особенностей гражданского воспитания выступили идеи классиков педагогики (Я.А.Коменский, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также отечественных (В.П.Борисенков, Б.З. Вульфов, А.Я.Данилюк, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов и др.) и зарубежных исследований (П. Балкански, К. Влодзимеж, З. Захариев, М. Бренсон, С. Шехтер, Д. Патрик и др.).

Таким образом, можно отметить, что к настоящему времени сложились как культурно-исторические, так и собственно-педагогические предпосылки развития теории и практики гражданского воспитания подрастающих поколений в условиях развития региональной образовательной системы. Активная гражданская позиция и позитивная инициатива каждого индивида является необходимым условием формирования полноценного гражданского общества и демократического правового государства России. Демократия воспринимает таких граждан как основную составляющую устойчивого развития гражданского общества, интегрированного в мировое информационное сообщество.