Сфера здравоохранения является одним из важных направлений развития в государстве. Охрана здоровья по сей день продолжает требовать к себе особого внимания и больше современных исследований в различных областях медицины. В связи с переходом к информационному обществу и внедрению информационных систем почти в каждую сферу деятельности, выросла необходимость автоматизации многих видов рабочего процесса, в том числе у медицинского персонала.
Заполнение медицинских карт амбулаторных пациентов от руки, процесс маркирования пробирок химическим карандашом, ведение журналов о поступлении биоматериала в лабораторию и другие привычные медицинскому работнику виды деятельности претерпевают значительные изменения. Постепенно появляется возможность и необходимость ввода данных в компьютер и ведение информационных баз данных в нём. Что касается именно медицины, то рабочие процессы медицинских учреждений стали автоматизировать с помощью специально разработанной медицинской информационной системы (МИС). А применительно к клинико-диагностическим лабораториям – лабораторной информационной системы (ЛИС), являющейся одним из компонентов МИС.
Следует отметить, что Правительство РФ в ноябре 2016 года определило информатизацию здравоохранения в качестве одного из приоритетных проектов, в котором расписаны основные цели, ключевые этапы и выделенный на реализацию данных процессов бюджет. Согласно положениям такого проекта, не менее 99% государственных медицинских организаций в России должны внедрить МИС, все граждане должны обладать электронными медкартами к 2018 году, а к 2025 году должны быть автоматизированы процессы оказания медпомощи во всех 85 субъектах РФ [5].
На сегодняшний день именно клинико-диагностическая лаборатория превращается в один из самых высокотехнологичных отделов медицинского учреждения, поэтому в данной статье будет детально рассмотрена проблема функционирования Лабораторной Информационной Системы (ЛИС), которая является связующим звеном между задачами и инструментами клинико-диагностической лаборатории. Стоит отметить, что актуальность ЛИС также связана с тем, что через клинико-диагностическую лабораторию многопрофильного стационара проходит до 10000 образцов биоматериала в день. Такой рабочий процесс безусловно требует его автоматизации и грамотной координации.
Среди задач современной многопрофильной клинико-диагностической лаборатории выделяют:
1. управление большими и разноплановыми потоками исследований,
2. обеспечение качества всей палитры исследований и на всех этапах исследования,
3. удовлетворение потребностей заказчика и предоставление им персонального сервиса.
Помимо вышеперечисленных задач ЛИС должна быть интегрирована с ЭМК (Электронная Медицинская Карта), должна объединять все лабораторные структуры стационара в одну систему, непосредственно работать с процедурными кабинетами, где производится забор биологического материала для клинико-диагностической лаборатории (предусмотреть возможность автоматизации процедурного кабинета). Необходимо обеспечить возможность интеграции клинико-диагностической лаборатории с внешними лабораториями.
Инструментами, использующимися для достижения вышеперечисленных целей, являются:
1. организация и оптимизация лабораторных процессов,
2. подбор оптимального оборудования,
3. менеджмент качества исследований,
4. информатизация/автоматизация.
Среди главных целей ЛИС выделяют:
1. ускорение выполнения исследований широкого спектра (иммунология, биохимия, цитология, гистология, бактериология, гемостаз, общеклинические исследования и др.),
2. увеличение скорости получения результатов лечащим врачом
3. максимальное упорядочивание материала и результатов исследований,
4. уменьшение ошибок на преаналитическом этапе,
5. освобождение рабочих рук и уменьшение ошибок из-за человеческого фактора,
6. снижение финансовых затрат.
ЛИС обладают следующими функциями:
1. Штрих-кодирование (используется в процедурных кабинетах),
2. Разбор и сортировка биоматериалов (сканирование штрих-кода с помощью электронного устройства, распознающего код; зафиксировать факт поступления биоматериала в лабораторию, распределить биоматериал по рабочим местам/анализаторам и определить маршрут движения пробирки и отследить его на каждом этапе в электронном виде в ЛИС),
3. Ведение электронных журналов (все данные хранятся в системе в электронном виде, что позволяет легко найти любую информацию и мгновенно строить любые отчеты в электронном виде с целью их дальнейшей передачи руководству или другим подразделениям ЛПУ),
4. Электронный архив и отслеживание динамики результатов (быстрая выдача дубликата результата исследования, отслеживание и печать истории результатов исследований),
5. Контроль повторных и избыточных направлений,
6. Учет и маршрутизация срочных услуг,
7. Подключение анализаторов (автоматическая передача результатов в ЛИС и режим работы лаборатории для диагностики неотложных состояний),
8. Автоматический расчет референсных интервалов (учитывая пол, возраст пациентов, а также единицы измерения исследуемого показателя),
9. Помощь и контроль при одобрении результатов (подтверждение и постановка электронно-цифровой подписи),
10. Упрощение ручных методик (в ряде случаев их исключение),
11. Формирование уникальных бланков результатов данного лечебно-профилактического учреждения,
12. Ведение как внутрилабораторного, так и внешнего контроля качества клинико-диагностической лаборатории,
13. Учет реагентов,
14. Распечатка лабораторных журналов и формирование отчетов, которые могут быть экспортированы в форматы PDF, XML, Excel, Word и др., предусмотрена возможность использования электронной почты.
15. Формирование электронных рецептов для аптеки и электронных требований для склада, а также отчетов, накладных, счетов-фактур и т.п. [3]
Общий рабочий процесс в ЛИС выглядит следующим образом (рис. 1):
Рисунок 1 – Бизнес-процесс ЛИС
В ЛИС поддерживаются многочисленные виды реляционных баз данных как, например, Access, MS SQL Server, Oracle и другие. Их наличие позволяет оперативно вносить изменения в ЛИС и легко настраивать программу согласно необходимым требованиям определенной клинико-диагностической лаборатории. Сотрудники лаборатории работают с ЛИС с помощью широко используемых операционных систем MS Windows (95, 98, NT, 2000, XP). Кроме того, сервер базы данных поддерживается операционной системой типа NT, UNIX и использует сетевые протоколы типа TCP/IP. Также ЛИС даёт возможность врачам работать с системой на разных языках мира.
Благодаря гибкости системы, ЛИС интегрируема с другими автоматизированными решениями на предприятии, такими как системы электронного документооборота, с системами уровня MES, АСУТП и ERP-системами, что позволяет хранить данные в одном ресурсе на всём предприятии.
Ранее медицинские учреждения вполне обходились без использования информационных систем или с их минимальным участием в рабочем процессе. Однако на сегодняшний день необходимо не в последнюю, а чаще всего в первую очередь предусмотреть интеграцию лабораторного оборудования в ЛИС, чтобы оптимизировать рабочий процесс медицинского учреждения с целью уменьшения финансовых затрат, грамотной координации работы медицинского персонала, увеличения производительности и получения максимальной выгоды от внедрения такого информационного продукта (ЛИС).
Несмотря на массу положительных характеристик ЛИС, главной проблемой внедрения такой информационной системы является сочетание универсальности, а именно применения ЛИС в лабораториях различных профилей и мощностей, автоматизации всего лабораторного спектра исследований, а также простоты ЛИС не только с технической стороны, но и со стороны пользователя-потребителя: удобство использования, эксплуатации, поддержки, эргономичность интерфейса программы [1]. Эргономичность пользовательского интерфейса играет ключевую роль в работе сотрудника с системой. Такой пример описан в [4].
Cледует отметить, что технология сервисного обслуживания должна быть отработана до мелочей и обеспечивать безупречное функционирование ЛИС. Производственные процессы поставки, внедрения и сервисного обслуживания ЛИС должны быть сертифицированы в соответствии с ГОСТ Р 54360-2011 «Лабораторные информационные менеджмент-системы (ЛИМС). Стандартное руководство по валидации ЛИМС». Данный стандарт используется для обучения медицинского персонала процессу валидации ЛИМС, а также обеспечения руководства при разработке планов валидации, планов испытаний и заключительного отчета по валидации. [2]
Подводя итог, можно сказать, что использование ЛИС с целью автоматизации работы в медицинском учреждении позволяет максимально эффективно решать задачи информатизации в лабораториях любого профиля и специализации, уменьшать количество ошибок на всех этапах лабораторного исследования (преаналитическом, аналитическом и постаналитическом), повышать качество, точность и скорость проводимых исследований. Однако при внедрении и старте эксплуатации такой системы очень важно соблюсти баланс технических и пользовательских функций, а также соответствие системы главным стандартам российского законодательства в сфере здравоохранения.