С момента становления Архангельска освоение территорий шло с учетом наиболее благоприятных гидрографических условий, к началу ХХI века сложилась линейная система чередующихся поселений и промышленных площадок со всеми сопутствующими ей недостатками. В настоящее время город занимает площадь 30 тыс. га, состоит из исторического центра, Соломбальского поселения, островных, приречных селений и поселков лесозаводов, поселка железнодорожников Исакогорка и территорий бывшего Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината (СЦБК) с прилегающими производственными базами. В его административном подчинении находятся 6 сельских населенных пунктов: аэропорт Васьково, поселок Боры, поселок Лесная речка, поселок Новый Турдеевск, Талажский авиагородок, поселок Турдеевск [4].
Административно-территориальное деление города было закреплено Решением Совета депутатов № 88 от 15 ноября 1991 года. Архангельск растянут на десятки километров, что в значительной степени затрудняет регулирование ЖКХ. Основная часть населения, – 54,8 % от общей численности, проживает центральных Октябрьском, Ломоносовском и Соломбальском округах [5]. Самыми малонаселенными являются Цигломенский, Северный и Маймаксанский, последний состоит из ряда разбросанных по большой территории поселков, построенных в ХХ веке при лесозаводах.
Часть микрорайонов Архангельска не имеют сухопутной транспортной доступности, изолированы от централизованных коммуникаций и имеют автономные инженерные сети. Разобщенная планировочная структура и слабость местных бюджетов негативно влияет на регулирование ЖКХ. Слабая экономика не позволяет выполнить интеграцию локальных поселковых систем в централизованные общегородские сети.
Массовая застройка Архангельска проводилась в 1957-1995 годах, в период с 1971 по 1995 годы возведен основной объем зданий. До 1971 года большая часть жилых строений периферийных округов была выполнена из дерева. В центральных – Октябрьском и Ломоносовском округах сосредоточено самое большое количество каменного жилфонда (70%), построенного в 1957-1970-е годы. Деревянный жилфонд занимает в Маймаксанском – 18,2 %, Соломбальском – 15,8 %, Исакогорском – 14,1 %, Ломоносовском – 12,8 % и Октябрьском –10,9 %. Строения до 1945 года постройки сосредоточены в Маймаксе, Северном округе и Цигломени. Новое строительство, после 1995 года, в основном ведется на свободных территориях Майской горки и в центре города в виде точечной застройки [5].
По обеспеченности жильем существенного различия между округами нет, но благоустройство и качество жилья разные (табл. 1) [5, 8].
Таблица 1. Благоустроенность жилищного фонда Архангельска (%)
|
Благоустройство жилья по годам, % |
||||||||
Площадь, оборудованная: |
1995 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2009 г. |
2016 г. |
водопроводом |
81,5 |
84,9 |
84,9 |
86,1 |
85,7 |
85,7 |
86,1 |
87,0 |
89,5 |
канализацией |
79,6 |
82,5 |
82,5 |
83,6 |
83,3 |
83,4 |
85,0 |
85,0 |
87,7 |
центральным отоплением |
78,5 |
69,3 |
69,5 |
83 |
82,6 |
82,9 |
83,2 |
84,4 |
87,5 |
газом |
71,4 |
71,8 |
71,2 |
71,8 |
73,4 |
73,2 |
72,7 |
72,7 |
67,4 |
ваннами |
71,9 |
76,8 |
76,8 |
77,5 |
78,1 |
78,2 |
78,2 |
78,2 |
80,5 |
горячим водоснабжением |
71,2 |
77,3 |
77,5 |
78,6 |
78,4 |
78,4 |
79,5 |
80,7 |
83,1 |
В 1990-е годы развитие жилищного строительства и устройство инженерных коммуникаций резко снизилось, а по некоторым показателям было сведено к нулю. По данным Федеральной службы государственной статистики в Архангельске на 2015 год инженерные коммуникации находятся в ветхом состоянии, требуют замены 28 % водопроводных, 77,6 % канализационных и 46,47 % тепловых трубопроводов [9].
С самыми большими проблемами в области реконструкции и модернизации столкнулся МУП «Водоканал». Старейший из эксплуатируемых участков водопроводной сети построен вдоль переулка Театральный в 1911 году, диаметром 100 мм, в чугунном исполнении до последнего времени находился в эксплуатации. До сих пор используется водопровод, диаметром 250 мм, по пр. Новгородский между улицами Урицкого и Шубина, проложенный в конце 1920-х годов. На 2016 год в Архангельске более 20 % сетей являются бесхозными, 56 % воды не доходит до потребителей. В катастрофическом состоянии находится городская канализация, МУП «Водоканал» ежедневно работает на ликвидации «подпоров», за восемь месяцев 2016 года произошло 4500 аварий [6, 9].
В постсоветский период снизились темпы строительства жилья и расселения из деревянного фонда. С начала 1990-х годов объем строительства жилья был незначителен, максимальные цифры были достигнуты в 2008 году – 126,33 тыс.кв.м, затем снова наметился спад [2]. В Архангельске объём строительства жилья ниже общероссийского в два раза. В 2015 году было введено 62,348 тыс. кв м., что составляет всего 0,19 кв. м на человека (2014 году – 77,72 тыс. кв м.)
Стоимость квадратного метра в новостройках – 53 тыс. рублей, на вторичном рынке – 63 тыс. рублей. На высокую стоимость влияет превышение спроса над предложениями, и ипотечное кредитование значительно усиливает этот дисбаланс.
Чтобы кардинально изменить ситуацию требуется увеличение объемов строительства в 4-5 раз, тогда можно попытаться выполнить задачу, поставленную руководством страны: сдавать не менее 1 кв. метра жилья в год на одного жителя.
Развал жилищно-коммунального хозяйства в 1990-е годы и резкое сокращение финансирования привело к нарастанию ветхого и аварийного жилья. Если на 1 августа 2004 года было 849 ветхих домов, то к 1 июля 2011 года из 3956 многоквартирных деревянных домов города – 1357 признаны некачественными и объем продолжает нарастать из-за обветшания зданий.
В городе остро стоит проблема расселения, содержания и управления такими домами. Управляющие компании с большой неохотой берут на обслуживание деревянный фонд города, причинами нежелания являются износ инженерных сетей, систематическая аварийность на коммуникациях и общее состояние строений, не позволяющее добиться энергосбережения.
По данным Федеральной службы государственной статистики жилищный фонд области (с Ненецким автономным округом (НАО)) насчитывает 165949 зданий (НАО принадлежит 5216 строений), в Архангельске сосредоточены – 10193 строений, или 6,14 %, во всех других городах – 5,18 % (табл. 2) от общего количества домов региона [9].
Таблица 2. Число жилых домов в регионе и по городам области на 2016 год, единиц
|
Число жилых домов– всего |
в том числе |
|
индивидуально-определенных зданий |
многоквартирных жилых домов |
||
Архангельская область |
165949 |
126774 |
39175 |
в том числе НАО |
5216 |
3700 |
1516 |
Архангельск |
10193 |
4404 |
5789 |
Коряжма |
736 |
451 |
285 |
Котлас |
5042 |
3764 |
1278 |
Новодвинск |
523 |
244 |
279 |
Северодвинск |
2309 |
800 |
1509 |
Архангельская область в целом имеет самые плохие показатели по наличию ветхого и аварийного жилфонда в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО РФ) – 1767,7 тыс. кв. м, львиная доля которого находится в областном центре – 20,92 %.
Состояние жилищного фонда Архангельска по сравнению с другими городами области существенно хуже. Уровень благоустройства жилищного фонда областного центра выше, чем по области, но уступает Коряжме, Новодвинску и Северодвинску (табл. 3). От удельного веса некачественных строений региона во всех городах области, без Архангельска, сосредоточено – 4,92 % некачественного жилья, в Ненецком автономном округе – 0,89 % ветхих домов (табл. 4) [9].
Таблица 3. Благоустройство жилищного фонда на 2016 год, % от общей площади строений в поселении
|
Удельный вес общей площади, оборудованной, % |
||||||
водопроводом |
канализацией |
отоплением |
ваннами (душем) |
газом |
горячим водоснабжением |
напольными электроплитами |
|
Архангельская область |
63,2 |
60,5 |
64,9 |
55,5 |
53,1 |
55,3 |
12,9 |
в том числе НАО |
62,4 |
55,1 |
94,4 |
50,7 |
73,4 |
61,9 |
2,6 |
Архангельск |
89,5 |
87,7 |
87,5 |
80,5 |
67,4 |
83,1 |
25,3 |
Коряжма |
96,3 |
96,3 |
96,3 |
93,6 |
84,8 |
96,3 |
11,1 |
Котлас |
83,4 |
78,7 |
82,3 |
71,9 |
77,9 |
75,8 |
3,4 |
Новодвинск |
98,1 |
98,1 |
98,1 |
97,4 |
90,1 |
98,1 |
6,7 |
Северодвинск |
98,7 |
98,7 |
98,7 |
98,0 |
70,2 |
98,5 |
27,3 |
Таблица 4. Распределение ветхого жилищного фонда по городам Архангельской области на 2016 год.
|
Общая площадь ветхих жилых помещений, тыс. кв.м |
Удельный вес ветхого жилья в жилфонде города, % |
Архангельская область |
1767,7 |
5,7 |
в том числе: Ненецкий автономный округ (НАО) |
15,7 |
1,5 |
Архангельск |
369,9 |
4,5 |
Коряжма |
1,6 |
0,2 |
Котлас |
41,3 |
2,3 |
Новодвинск |
2,9 |
0,3 |
Северодвинск |
32,4 |
0,8 |
Для решения вопроса в Архангельске и области работают целевые программы по переселению из ветхого жилья. С привлечением средств из Государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ (ФСР ЖКХ), областного и муниципального бюджетов, частных инвесторов, фонда капитального ремонта и собственников помещений осуществляется строительство социального жилья и проводится капитальный ремонт ветхих строений областного центра.
По областной программе с 2013 по 2017 годы в Архангельске необходимо расселить 240 аварийных домов, площадью 86 тыс. кв. м. На настоящий момент за счет всех источников расселено 812 человек, проживавших на 12,9 тыс. кв. м. аварийного фонда. В том числе 572 человека (202 жилых помещения) – из аварийных зданий, включенных в областную программу, и 240 человек – из домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года.
В исполнении мэрии города находится 2053 судебных решений о предоставлении жилья общей площадью более 95 тыс. кв. м. Из бюджета города и региона на 2016-2018 годы для этих целей предусмотрено 522,4 млн. рублей, но данные средства покрывают только часть требуемых сумм [7].
Для решения расселения граждан из ветхого жилья мэрией города по «Программе застроенных территорий» выделены 43 участка под новое строительство с расселением ветхих домов инвесторами. Первые три участка по улицами Воскресенская, Выучейского и Урицкого выставлены на торги.
Помимо этого, в Архангельске не разрешенной остается проблема постепенного сноса или капитального ремонта первых панельных домов, которые строились как временное жилье на 30-35 лет и выработали свой ресурс. Проблема реконструкции таких зданий усложняется не только моральным и физическим износом, но и состоянием внутренних инженерных сетей, нормативные сроки которых исчерпаны.
Сложно осуществляется исполнение государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 – 2020 годы)». Согласно проведенной проверке Контрольно-счетной палаты эффективности реализации программы за 2015 год в соответствии с Положением об оценке составила 86,2 баллов [3].
Большое количество ветхого жилья в Архангельске по сравнению с другими городами области обусловлено возрастом города. Общая площадь жилых помещений сформировалась за счет строительства деревянных домов при лесозаводах города в довоенные годы [1].
В общей сложности 17,72 % такого жилья от площадей региона приходится на областной центр. В совокупности на все другие города – 7,69 % (табл. 5). Остальная доля построек области, возведенных до 1945 года, составляет в основном индивидуальный частный фонд сельских поселений [9].
Таблица 5. Распределение жилфонда по времени постройки в городах области на 2016 год.
|
Общая площадь жилых помещений по годам возведения, тыс. кв.м |
||||
до 1920 |
1921-1945 |
1946-1970 |
1971-1995 |
после 1995 |
|
Архангельская область |
1333,4 |
2316,3 |
9167,3 |
14660,9 |
3709,6 |
в том числе НАО |
2,0 |
16,6 |
153,7 |
391,1 |
473,9 |
Архангельск |
87,3 |
559,2 |
2153,1 |
4240,0 |
1097,0 |
Коряжма |
0,8 |
2,7 |
301,4 |
475,5 |
101,9 |
Котлас |
6,1 |
89,7 |
510,5 |
867,1 |
361,9 |
Новодвинск |
0,1 |
24,0 |
294,5 |
466,1 |
56,1 |
Северодвинск |
7,9 |
149,4 |
1413,3 |
2480,3 |
158,9 |
Коряжма, Новодвинск и Северодвинск являются, по сути, молодыми моногородами, с градообразующими предприятиями лесохимии и судостроения. Два последних ранее входили в состав Архангельска, были выделены из его состава: поселок «Судострой» (ныне г. Северодвинск) в августе 1938 года, поселок «Первомайский» (ныне г. Новодвинск) в ноябре 1977 года.
Таким образом, основными проблемами Архангельска являются разобщенность его поселений, наличие ветхого жилищного фонда и разрозненной сетей всех направлений. Пространственная планировочная структура, отсутствие единой централизованной системы инженерных коммуникаций и сложность интеграции сетей островных и удаленных территорий в единый комплекс существенно усложняют процессы регулирования и реформирования комплекса ЖКХ и повышают стоимость экономически обоснованного тарифа на поставку ресурсов.
Тактической задачей в среднесрочной перспективе в обновлении основных фондов города помимо ликвидации ветхого жилья становится реконструкция инженерных сетей, которые в совокупности являются главными ограничителями полноценного регулирования ЖКХ, а стратегической – повышение социально-экономического статуса региона, качества и уровня жизни населения, решение вопросов благоустройства и создания комфортных условий для проживания.