Введение. В старину под словом «благотворительность» понимали милосердие и сострадание к ближнему. Социальные истоки института призрения обнаруживаются еще в дохристианский период. Но благотворительность, как организованная общественная система призрения на Руси, стала складываться с принятием христианства, когда появились монастыри. Именно монастыри начали создавать первые богадельни и больницы для бедных, странствующих и немощных. Благотворительность являлась одной из главных добродетелей христианства. Еще при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яствы...» [3, с. 288; 10, с. 28]. Накопленный на Руси опыт нашел свое дальнейшее продолжение и развитие в деятельности российских государей [3, с. 289].
Еще в дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею зачастую занимались частные лица. А государственная помощь обозначалась термином «призрение» (общественное призрение). Расцвет благотворительности во 2-ой пол. XVIII — первой трети XIX в. стали следствием дворянской филантропии (человеколюбия). Строительство богаделен, больниц, приютов для бедного населения было делом престижа и чести. Богатые дворяне Н. П. Шереметев, Д. М. Голицын, А. Н. Стрекалова и другие жертвовали огромные средства на устройство различных богоугодных заведений и снабжали их современным по тем временам медицинских оборудованием [1].
Цель исследования – выявить вклад и заслуги в строительстве благотворительных учреждений: больниц, родильных приютов, убежищ для хроников и престарелых рабочих династией фабрикантов Коноваловых.
Материал исследования представляет собой совокупность общенаучных и исторических методов, среди которых следует, прежде всего, назвать системный подход, который позволил последовательно раскрыть сущность изучаемых вопросов.
Результаты исследования. В данной работе коллектив автором исследует династию фабрикантов Коноваловых и их заслуги в развитии благотворительных учреждений в России.
Основатель рода Коноваловых – Петр Кузьмич Коновалов (1781–1846), будучи крепостным, организовал в д. Бонячки Кинешемского уезда (ныне – г. Вичуга Ивановской обл.) ткацкое заведение с раздачей нитяных основ для работы крестьян на дому.
Рис.1. П.К. Коновалов
Скопив капитал, крепостной крестьянин Петр Кузьмич в 1827 с семьей (жена - Евдокия Ивановна) выкупился на волю у помещика А.П. Хрущова, приписался к купеческому сословию и продолжил свое дело. Его сыновья и внуки развили производство. В 1864 в Бонячках уже работала механическая ткацкая фабрика, в 1870 в соседнем с. Каменка открылась красильно-отделочная фабрика Коноваловых, а в 1894 в Бонячках – уже большая бумаго-прядильная мануфактура, вобравшая мелкие кустарные заведения и получившая право маркировать изделия изображением государственного герба расширив торговые операции [6], Коноваловы в 1897 создали первое в стране товарищество, объединившее предприятия в крупное производство с капиталом в 5 млн. руб. [2]. По историческим данным Петром Коноваловым не было сделано ничего в сфере здравоохранения.
Рис.2. А.П. Коновалов
26 (14) апреля 1812 г. в деревушке с. Бонячки (ныне г. Вичуга) у Петра Кузьмича и его жены Евдокии Ивановны родился сын, Александр Петрович Коновалов, который вступил во владение предприятием в 1849 году.
Стабильным ростом предприятие было обязана энергии и труду Александра Петровича, который возглавлял ее 25 лет и пережил все этапы развития. Он фактически управлял семейным бизнесом с 1849 г., к концу 50-х годов, выкупив доли в деле у наследников своих братьев, стал единоличным владельцем фабрики. Александр, воспитывался примером отца, сумевшего из кустаря стать купцом 2-й гильдии, владельцем первой бумажной фабрики в Костромской губернии с налаженными торговыми связями.
Он постепенно пришел к выводу, что для дальнейшего развития необходимы технические усовершенствования, и в 1857 году заменил обслуживавший отделочные машины конный привод паровым двигателем. В 1868 году построил фабрику по отделке и крашению тканей и поселок для рабочих на пустоши Каменка в Кинешемском уезде.
Предприятие Коновалова отличалось техническими новшествами, масштабами деятельности и устройством быта рабочих, для которых были построены казармы, больница, родильный приют, баня, детские ясли, убежище для хроников и престарелых рабочих. Убежище для хроников и престарелых рабочих им. Александра Петровича Коновалова было расположено в каменном одноэтажном здании [3]. План приюта-убежища на рис. 3. Убежище состояло из семи палат для призреваемых.
Рис. 3. Убежище им. А.П. Коновалова для хроников и престарелых рабочих (богадельня) в с. Бонячках (1912)
Палаты представляли собою высокие, чистые, хорошо освещенные комнаты, в которых помещаются койки призреваемых и необходимая обстановка. Призреваемые обедали, ужинали и пили чай в общей столовой. Два раза в неделю убежище посещал врач.
В убежище имелась ванная для пользования тех из призреваемых, которые по слабости здоровья посещать фабричные бани не могут. Убежище находилось в заведовании специального лица, которому в самом здании было предоставлено особое помещение [3].
В 1889 г. дело Петра и Александра Коноваловых продолжил сын последнего, Иван Александрович (1840-1920).
Рис.4. И.А. Коновалов
И. Коновалов разъезжал по ярмаркам и жил преимущественно в Москве. Поэтому управлением фабриками стала заниматься его жена, Екатерина Ивановна, а затем и сын Александр.
Развиваемая фирмой социальная сфера включала также медицинское обслуживание. В ознаменование столетнего юбилея фирмы в 1912 г. при фабриках в Бонячках [8] была открыта новая больница для рабочих и служащих фирмы, в которой имелись хирургическое, терапевтическое и сифилитическое отделения. Там имелись свето- и водолечебница, а также рентгеновский кабинет [7].
Рис 5. Слева направо: Больница и родильный приют в строительный период 1911 г. Общий вид больницы, родильного приюта и корпуса для врачей
В нижнем этаже по фасаду здания была расположена амбулатория, состоящая из ожидальной залы, размером 9х10 арш., 3-х кабинетов врачей, размером каждый 6х9 арш. и временного изолятора для сомнительных больных. К амбулатории примыкала расположенная в боковом выступе здания аптека, состоящая из трех комнат, служащих для выдачи лекарства и его приготовления и двух комнат для запасного материала [5, с. 47].
Совершенно самостоятельный вход вел в стационарное отделение больницы, причем в первом этаже были расположены раздевальня, ожидальня, 2 ванных, приемный покой, комната для дежурного фельдшера, водолечебница, электролечебница, рентгеновский кабинет; в другом выступе здания были расположены сифилитическое отделение и лаборатория для производства всевозможных химико-бактериологических исследований. В верхнем этаже больницы были расположены:
1. Хирургическое отделение, занимавшее северный выступ и примыкавшее к нему часть переднего фасада. Хирургическое отделение состояло из подготовительной, операционной, стерилизационной, перевязочной, 6 палат для больных, комнаты для дежурной сестры милосердия. Размер палат хирургического отделения 9х5,5 и 9х6,5 арш.
2. Терапевтическое отделение, состояло из 12 палат, перевязочной и столовой. Наибольший размер палат терапевтического отделения – 10,5х6 арш., наименьший— 9х4,5 арш.
3. Больничная кухня, состояла из собственно кухни, снабженной пятью медными котлами, отапливаемыми паром, для варки пищи, буфета, комнаты для чистки овощей и гардманже.
Больничный штат состоял из трех врачей, провизора и его помощника и соответствующего числа фельдшеров, фельдшериц-акушерок и низшего персонала. Лечение больных и отпуск лекарств производилось бесплатно. Годовая смета на больницу при фабриках в Бонячках в первые годы ее существования выражалась цифрой в 60000—75000 рублей.
Родильный приют помещался в левом боковом флигеле, стоявшем от главной больницы на 8 сажен.
Рис. 6. Родильный приют и его план
Родильный приют был рассчитан на 25 кроватей и состоял из комнаты для посетителей, приемной, смотровой, ванной, буфета и собственно родильного приюта; в последнем имелась родильная палата, операционная с подготовительною комнатою, детская и 5 палат для родильниц. Для родильниц, заболевших в самом приюте, имелось 2 совершенно изолированных палаты с особою ванною.
Вентиляция и отопление здания родильного приюта совершенно аналогичны по системе с вентиляцией и отоплением главного корпуса, причем также была повсюду проведена горячая и холодная вода, которая для родильного приюта вся предварительно стерилизовалась [4].
Заключение. Фабриканты Коноваловы постоянно стремились улучшать жилищно-бытовые условия своих рабочих. Уже с конца ХIХ века семейные рабочие размещались в казармах, где каждая семья располагалась в отдельной комнате. При казармах имелись кухни с печами и погребом. Казармы были оснащены электрическим освещением, центральным отоплением и вентиляцией. А. Коновалов вообще отличался стремлением к улучшению условий труда и быта своих рабочих и служащих [9, с. 87], даже в ущерб не только собственному благополучию, но и финансовым показателям фирмы. Он вел очень умеренную жизнь, не сорил деньгами и не коллекционировал яхты, особняки и курорты. Зато средства на социальную сферу выделялись весьма значительные.