Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE LIGHT OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Kharkov E.I. 1 Filimonova L.A. 1 Balashova N.A. 1 Tsibulskaya N.Y. 1 Borisenko N.A. 1 Yaskevich R.A. 1, 2
1 Federal state budget institution of higher professional education "Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetzkiy" Ministry of Health of the Russian Federation
2 Scientific Research Institute of medical problems of the North, Federal Research Center «Krasnoyarsk Science Center» of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
The article discusses the content of educational activities that ensure the formation of professional competencies of a specialist at the stage of higher education. A number of professional and non-professional components of competencies are identified, which the graduate should form a modern system of higher education. The main directions of the formation of professional competencies in the quality management system within the framework of the concept of sustainable development are shown. The main provisions of forming readiness for effective effective professional adaptation in the quality management system are presented. It is shown that the formation of the basic professional qualities inherent in each successful specialist is possible within the framework of the design activity for building a part of the professional environment of the enterprise (the system of images of the subject of labor, the algorithm of activity, etc. in the quality management system) in the educational process, the center of which is the student.
competence approach
professional competence
quality management system

В современных условиях социального экономического развития проблемы качества, в том числе качества образовательных услуг, приобретают все большую значимость и актуальность. При этом отметим, что проблема качества образования, в том числе оценки качества, - это проблема целей и оценки результата образовательной деятельности [1,2].

Обучающийся и выпускник медицинского вуза должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, повышая свой профессиональный уровень в соответствии с развитием современных технологий и инноваций в медицине [9,10].

В этой связи возникают вопросы определения критериев оценки, своего рода эталона качества (а уже вследствие этого содержания, структуры учебных планов, применяемых методов и технологий обучения). Развивающийся в последние годы компетентностный подход к образованию, к подготовке специалиста, к управлению персоналом организаций, к повышению качества рабочей силы региона и общества в целом, на наш взгляд, способствует решению ряда подобных задач [2]. Неслучайно во многих публикациях, посвященных исследованию проблем Болонского процесса, звучит призыв организовывать образовательный процесс на основе компетентностного подхода.

Реализация компетентностного подхода ставит целый ряд общеметодологических, теоретических и методических вопросов: в чем сущность компетенций и компетентностного подхода к образованию, чем отличается он от традиционного (информационного, квалификационного) подхода, какие изменения в организации образовательного процесса (его формы, технологии, организационно-техническое, методическое обеспечение) он понесет за собой и др., наконец, каковы должны быть компетенции самих преподавателей вуза [1].

Современная система высшего образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд профессиональных и непрофессиональных компонентов компетенций, к которым, в частности, относятся следующие:

– формирование у студентов умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности;

– овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий;

– овладение культурой системного подхода в деятельности и принципами ее организации, овладение принципами конструирования устойчивых систем [4,6].

Компетентностный подход предусматривает умение выпускника разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

5) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

6) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [8].

Несмотря на то, что данные положения представлены относительно формирования готовности к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия студентов технических вузов [8], они в полной мере могут быть отнесены и к выпускникам медицинских высших учебных заведений.

Под профессиональной компетентностью, понимается совокупность знаний и умений и навыков, позволяющих специалисту на занимаемой конкретной должности принимать правильные профессиональные и управленческие решения с целью достижения поставленной цели.

Действуя в рамках образовательных программ вуза на основе принципов менеджмента качества, следуя модели развития личностного потенциала субъекта профессиональной деятельности, мы добьемся оптимальной завершённости основных профессиональных качеств, присущих специалисту, работающих в системе менеджмента качества предприятия [8].

Основными направлениями формирования профессиональных компетенций в системе менеджмента качества в рамках концепции устойчивого развития, по мнению Пономаревой О.С. (2016) [5], являются:

– формирование профессионально и личностно значимых качеств, развитие способностей;

– развитие профессиональной культуры;

– формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, другим людям, самому себе;

– формирование профессиональной нравственности;

– подготовка к выполнению различных ролей: гражданина семьянина, труженика, человека;

– формирование ценностей: профессиональных, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально значимых;

– дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Формирование основных профессиональных качеств, присущих каждому успешному специалисту возможно в рамках проектировочной деятельности по построению в образовательном процессе части профессиональной среды предприятия (система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д. в системе менеджмента качества), центром которой становится студент (модель субъекта деятельности). Данная модель проектируется с учетом выделенных принципов деятельности (система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения), направленных на развитие способностей к активным адекватным внутри личностным изменениям [4,7,8].

Рыночная экономика требует гибкой системы подготовки кадров, предъявляет новые требования к базовой профессиональной подготовке, формированию профессионального мышления и поведения, навыков, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.

В настоящее время в высших медицинских учебных заведениях преподаются учебные дисциплины «Психология и педагогика» для таких направлений как лечебное дело, педиатрия, стоматология и «Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин» для менеджеров сестринского дела. Педагогический аспект данных учебных дисциплин реализуется с позиции требований к профессиональной подготовке специалиста: «Выпускник… оценивает уровень профессиональной готовности исполнителей в области профессиональной деятельности, проводит методический анализ дидактического материала для преподавания, формулирует цели обучения, организовывает и проводит учебный процесс по постановке и решению профессиональных задач», т. е. основной упор при изучении педагогики делается на осознание студентами-медиками тех ее аспектов, которые требуют педагогических знаний для эффективного осуществления медицинской деятельности [3]. Это способствует лучшей адаптации молодого специалиста как в профессиональной деятельности, так и внутри коллективных отношениях.