Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INFLUENCE OF INDEPENDENT EDUCATION ASSESSMENT ON SCHOOLCHILDRICAL ACHIEVEMENTS

Tsybulko V.V. 1
1 Don State Technical University (FGBOU VO "DSTU")
The article is devoted to the assessment of the quality of education in general education institutions, the criteria and attributes of students' achievements are examined, the role of an independent assessment of the quality of education in the activities of educational organizations is analyzed. The author considers the influence of an independent assessment of education on the students' academic achievements and the dynamics of development of each student. Independent evaluation of education today is the most objective way to assess the level of educational achievements, which allows the student to determine their rating, identify and mobilize their capabilities. The article shows a toolkit, which is a means of determining the level of educational achievements and development of students. Independent quality assessment affects the effectiveness of the general education institution, its rating among other schools and the attitude of the Ministry of Education of the Russian Federation, parents and the students themselves to the general educational institution.
educational achievements
general education
independent evaluation
criteria for independent evaluation.

В настоящее время качество образования и воспитания школьников является стратегической областью при определении уровня развития страны. Основными тенденциями обеспечения высокого уровня обученности становятся ориентация на требования обучающихся и организация оптимальных условий для их обучения и развития. Для полноценной и эффективной работы школ необходима система независимой оценки качества образования, которая даст возможность проследить динамику развития каждого обучающегося; оценить успешность усвоения программы, составленной по федеральным государственным образовательным стандартам; определить перспективы, направления работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества образования обучающихся. На данном этапе развития образования тема независимой оценки актуальна и востребована. Целью данной работы является рассмотрение понятия и компонентов независимой оценки качества обучения, а также выявление влияния независимой оценки образования на учебные достижения школьников.

Для анализа данной проблемы были изучены уже имеющиеся печатные издания по данной теме отечественных авторов, а именно Болотов В.А., Ефремова Н.Ф., Ковалева Г.С., Станкевич Е.Ю. и др. Для дальнейшего рассмотрения темы необходимо ввести ряд сделанных ими определений.

Качество образования – это комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качество образования можно определить с помощью его оценки – деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанных, зафиксированных в нормативных документах и локальных актов требований к качеству образования. Существует два направления условий достижения качества образования:

  1. обеспечение профессионализма и высокой квалификации кадров;
  2. внедрение независимой системы оценки результатов образования.

Согласно ст.95 Федерального закона «Об образовании РФ», независимая оценка качества образования (НОКО) – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

  • потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
  • потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
  • учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ [5].

Независимая система оценки качества работы школы необходима для повышения качества и доступности образовательных услуг, конкурентоспособности школы; обеспечение полной, актуальной, достоверной информации потребителей о качестве работы; оказание содействия населению в выборе школы; формирование результатов оценки качества работы школы, и рейтингов их деятельности [4].

НОКО школы направлена на изучение определенных объектов, по которым можно сделать выводы о функционировании всего ОУ. К таким объектам относятся:

  • образовательные программы;
  • образовательные результаты учащихся;
  • условия реализации образовательного процесса;
  • Интернет-страницы и сайты образовательных организаций.

Более подробно рассмотрим процесс оценки качества образования и критерии оценки образовательных учреждений (ОУ). Целями данного процесса являются формирование системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования в ОУ, а также получение объективной информации о состоянии качества образования и причинах, влияющих на его уровень. С помощью процесса мониторинга (т.е. систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия или несоответствия ее развития и функционирования заданным целям), школа может выявить ошибки и отклонения в работе, а также обнаружить их причины и предпринять корректирующие действия для эффективного предоставления услуг образования. На рисунке 1 представлены критерии, по которым оценивается деятельность ОУ [4].

Рисунок 1 – Критерии оценки качества образовательной деятельности школы

В данной статье более подробно остановимся на учебных достижениях школьников и их независимой оценки. Существенной мерой качества подготовленности обучающихся можно считать «уровень учебных достижений – измеряемый параметр или выявленное свойство обучающихся, которое отождествляют с некоторым показателем, получаемым при педагогических измерениях шкалированием путем того или иного преобразования количества правильно выполненных заданий теста» [1]. Возникшие в последние годы понятия «подготовленность», «уровень учебных достижении» и «качество учебных достижений» используются как синонимы, но это не совсем верно. Качество учебных достижений – это соответствие достигнутого уровня учебных достижений обучающегося (измеренный в процессе тестового контроля) в той или иной предметной области эталону или норме, а подготовленность (латентный параметр) как состояние обучающегося на момент измерения уровня его учебных достижений [2].

Для независимой оценки учебных достижений школьников в современных условиях используется такой инструментарий, как независимый тестирование школьников. Для совершенствования системы подготовки школьников и методов их отбора появилась необходимость создания на государственном уровне связующего и регулирующего звена, обеспечивающего единство требований на входе в профессиональные образовательные учреждения и делающего всю систему образования прозрачной для общества в сфере оценки качества подготовленности абитуриентов. Этим звеном в настоящее время становится система массового тестирования школьников, выпускников и абитуриентов (централизованное тестирование, единый государственный экзамен, различные формы тестового контроля на региональном уровне и др.) [2].

Современный тестовый контроль – это система контрольных измерительных материалов, процедур тестирования, технологий проверки и оценивания результатов учебной деятельности субъектов образовательного процесса в качестве учебных достижений. При целенаправленном подборе заданий, соответствующих по своим характеристикам зоне ближайшего развития обучаемого, творческое развитие обучающихся становится доминирующим, самоценным, способствуя активизации обучающей [1].

Тестовый контроль изменяет процедуру взаимодействия учителя и учащегося, самоподготовки и самоорганизации; исключает большое число факторов, вызывающих конфликты среди различных субъектов образовательного процесса. Стандартизированное тестирование в современном образовании является самой независимой, точной, диагностичной, легко воспроизводимой и алгоритмизируемой технологией измерения уровня учебных достижений обучающихся, определения его соответствия требованиям образовательных стандартов. Из опыта проведения данной процедуры можно сказать, что стандартизированные педагогические измерения повышают мотивацию обучения и достижения более высоких результатов. При такой форме контроля исключаются причины для возникновения конфликтных ситуаций при оценивании знаний. Для оценки качества образования используются различные показатели и критерии, которые напрямую зависят с видом процедур оценки. Остановимся подробнее на видах и показателях.

Существует два вида оценки качества образования – внутренняя и внешняя. Внутренняя оценка качества образования является элементом системы оценки качества образования школы и представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями исполнения образовательной деятельности, учениками, учебными и внеучебными достижениями обучающихся и служит информационным обеспечением образовательной деятельности.

Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Она реализовывается через: региональные, федеральные мониторинговые исследования, аккредитация и лицензирование, оценку деятельности школы родителями и учащимися, результаты участия обучающихся и педагогов в районных, областных, всероссийских олимпиадах, выставках и конкурсах [3]. Оценивание качества происходит по определённым показателям.

При проведении оценочной процедуры анализируются показатели и критерии качества деятельности ОУ. На рисунке 2 представлена система организации и проведения оценки учебных достижений [3].

Рисунок 2 – Система оценки качества образования.

При независимой проверке школа сама в праве выбрать организацию, которая будет проводить независимую оценку качества образовательной деятельности. В последние годы возрастает потребность в специализированных, аккредитованных центрах независимой оценки качества образования. На сегодняшний день очень мало организаций, которые могут оценить качество образовательной деятельности школы.

Согласно методическим рекомендациям по проведению независимой оценки качества образования [5], к осуществлению НОКО могут быть привлечены следующие организации:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
  • региональные центры оценки качества образования;
  • отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;
  • общественные и общественно-профессиональные организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что независимая оценка качества ученых достижений сегодня – это перспективное, стремительно развивающееся направление анализа образовательной деятельности, которое способствует повышение качества образования выпускников, умение адаптироваться в жизни и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях. Тестовый контроль является средством определения уровня учебных достижений и развития обучающихся. Объективная оценка уровня учебных достижений позволяет школьнику определить свой рейтинг по определенным показателям, выявить и мобилизовать свои возможности для достижения предполагаемого результата, обозначить план действий в соответствии с собственной системой ценностей и мотиваций. Система тестового контроля позволяет прогнозировать развитие образовательных систем, создавать и корректировать обучающие и контролирующие программы и технологии, совершенствовать методы управления качеством образования. Для этого и необходимо сотрудничество с независимыми центрами оценки качества образования, которые в дальнейшем будут развиваться и направлять школы на успешное развитие.