Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой социально-экономическую систему, обеспечивающую население всеми необходимыми для жизни условиями. Это сфера ответственности органов власти всех уровней.
Темпы реформирования системы ЖКХ в настоящее время значительно возросли, что требует качественного выполнения работы сотрудниками коммунальной сферы и непосредственно связано с уровнем квалификации и имеющихся у них необходимых компетенций. Но неподготовленность предприятий и организаций к новым преобразованиям, возросшим требованиям к качеству оказываемых услуг и дефицит квалифицированных специалистов и рабочих кадров серьёзно влияют на качество управления данной сферой, которое начинается с муниципальных органов власти каждого города. [1]
В городе Владивостоке данная сфера контролируется территориально, что является специфической особенностью управления, требующей отдельного внимания в отношении профессиональной подготовки специалистов таких структур.
С 2012 года в системе местного самоуправления г. Владивостока существует особая структура - административно-территориальное управление (АТУ) - это структурное подразделение администрации города Владивостока, выполняющее функции территориального органа администрации. Основной функцией данного подразделения является содействие выполнению полномочий администрации как органа местного самоуправления, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на подведомственной территории [3].
Согласно «Положению об административно-территориальном управлении», АТУ осуществляет управление, организацию и контроль на подведомственной части городской территории.
Выполнением поставленных задач занимаются сотрудники АТУ: инженеры по коммунальному хозяйству, специалист по хозяйственной деятельности, по культуре, инспектор по работе с населением. Качество профессиональной подготовки сотрудников является залогом успешной деятельности управления и напрямую зависит от качества их профессиональной подготовки, вопрос о которой стоит наиболее остро в настоящий момент, в связи с последними изменениями в трудовом законодательстве Российской Федерации.)
В настоящее время действует два нормативных документа для подбора и расстановки и кадров: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Профессиональный стандарт.
Основное отличие квалификационных требований от требований профессионального стандарта содержится в привязке профстандарта к конкретной отрасли экономики, в отличие от квалификации, которая сейчас согласно квалификационному справочнику едина по профессии для всех отраслей. [2]
Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудника. Профессиональный стандарт, в соответствии со статьей 195.1 Трудового Кодекса РФ – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.
Таким образом, утвержденные профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, которую должен иметь соискатель, для занятия определенной работой или видом деятельности. Профстандарт может описывать квалификацию не только для конкретной должности но и для целых направлений деятельности (например, сервис).
Все сведения о профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда и социальной защиты внесены в особый Государственный реестр. Этот реестр размещен на официальной странице Министерства труда, в соответствующем разделе (См. http://profstandart.rosmintrud.ru/).
Проблема кадрового обеспечения в таких структурах как АТУ заключается в отсутствии документа, строго определяющего квалификацию, навыки и умения специалиста. Безусловно, у каждого сотрудника имеется должностная инструкция, которой он руководствуется при выполнении трудовых обязанностей, но информация и требования, содержащиеся в данном документе не являются конкретизирующими и имеют лишь обобщенный характер. Должностная инструкция, как правило, основана на требованиях, прописанных единым квалификационным справочником, который, как было выше упомянуто, является устаревшим документом.
Министерство труда указывает на необходимость для государственных и муниципальных организаций проведение анализа профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам.
Разработка профессиональных стандартов может быть выполнена на одном из трех существующих уровней: 1) муниципальный, 2) региональный, 3) федеральный.
На муниципальном уровне профессиональные стандарты внедряются на предприятиях ЖКХ. Профессиональные стандарты разрабатывают по профессиям (должностям) или на группу родственных профессий.
Работодатели имеют возможность участвовать в разработке актуального для них профстандарта (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). [4]
Административно – территориальное управление это организация, ведущая административно-управленческую деятельность. В национальном реестре профессиональных стандартов для данной отрасли разработано лишь три профессиональных стандарта с наименованиями: «Специалист по управлению персоналом», «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», «Специалист в области медиации (медиатор)». Таким образом, ни одно наименование перечисленных стандартов не может применяться в отношении деятельности АТУ и не совпадает с наименованиями должностей, присущих сотрудникам. [5]
Остро ощущая данную необходимость в разработке профессионального стандарта, в феврале 2017 года в административно-территориальном управлении Советского района города Владивостока была организована рабочая группа. После тщательного анализа состояния и перспектив повышения профессиональной эффективности персонала данного органа было принято решение о разработке примерного перечня обобщенных трудовых функций, основанных на анализе деятельности и выполняемых задач АТУ.
Таблица 1 – Обобщенные трудовые функции
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
|
код |
наименование |
наименование |
A |
Создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на подведомственной территории |
Разработка и реализация планов и программ комплексного социально-экономического развития города |
Принятие участия в мероприятиях по ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций |
||
Взаимодействие с предприятиями, связанными с жизнеобеспечением города на территории района |
||
B |
Организационно-методическое обеспечение мероприятий, проводимых на территории района, ведение аналитической и информационной работы |
Контроль своевременного и качественного выполнения работ по текущему содержанию благоустройству микрорайонов в рамках реализации городских программ |
Осуществление мониторинга мероприятий, направленных на восстановление благоустройства территории при производстве земляных, строительных и ремонтных работ |
||
Организация и принятие участия при осуществлении мер по контролю за благоустройством и содержанием собственных и прилегающих территорий, фасадов зданий и ограждений предприятий и организаций района |
Далее рабочей группой была определена целевая аудитория для настоящего перечня трудовых функций: руководитель коммунальной службы, инженер коммунальной службы, инженер муниципального земельного контроля.
На следующем этапе были выявлены требования к образованию сотрудников. Таким образом, сотрудникам выше перечисленных должностей необходимо иметь высшее образование (бакалавриат) по юридическому, техническому или сервисному направлениям.
Основным этапом работы ответственных лиц являются требования к знаниям и умениям сотрудников относительно каждой обобщенной трудовой функции, отображенные в таблице 2.
Таблица 2 – Требования к знаниям и умениям специалиста
Наименование |
Создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на подведомственной территории |
Код |
A |
Трудовые действия |
Разработка и реализация планов и программ комплексного социально-экономического развития города |
||
Принятие участия в мероприятиях по ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций |
|||
Взаимодействие с предприятиями, связанными с жизнеобеспечением города на территории района |
|||
Необходимые умения |
Умение организации эксплуатации объектов благоустройства, озеленения и санитарного состояния территории района; |
||
Умение разработки и организации выполнения мероприятий по подготовке мест массового отдыха к летнему периоду |
|||
Умение разработки и организации выполнения плановых заданий по подготовке района к зиме |
|||
Умение организации работ по устранению последствий снегопадов, ливневых дождей и стихийных бедствий |
|||
Необходимые знания |
Знание нормативных правовых актов федерального значения, регионального и муниципального |
||
Знание технологических процессов и режимов производства работ |
|||
Знание правил оформления технической документации и делопроизводства |
|||
Знание порядка выбора номенклатуры показателей качества работ |
|||
Знание отраслевых и локальных стандартов и технических условий |
|||
Знание порядка проведения учета и составления отчетности о качестве работ |
|||
Знание структуры организации |
|||
Знание требований охраны труда |
|||
Наименование |
Организационно-методическое обеспечение мероприятий, проводимых на территории района, ведение аналитической и информационной работы |
Код |
В |
Трудовые действия |
Контроль своевременного и качественного выполнения работ по текущему содержанию благоустройству микрорайонов в рамках реализации городских программ |
||
Осуществление мониторинга мероприятий, направленных на восстановление благоустройства территории при производстве земляных, строительных и ремонтных работ |
|||
Организация и принятие участия при осуществлении мер по контролю за благоустройством и содержанием собственных и прилегающих территорий, фасадов зданий и ограждений предприятий и организаций района |
|||
Необходимые умения |
Умение определять и оценивать основные показатели качества работ |
||
Умение применять методы контроля качества работ |
|||
Умение контролировать эксплуатацию, собирать информацию и принимать меры по устранению аварийных повреждений на инженерных сетях района |
|||
Умение выявлять объекты самовольного строительства на инженерных сетях, в охранных зонах на территории Советского района; |
|||
Умение ведения учета личных подсобных хозяйств, находящихся на территории Советского района города Владивостока |
|||
Необходимые знания |
Знание законов и иных нормативных актов, распоряжений, указаний… |
||
Знание технологических процессов и режимов производства работ |
|||
Знание правил оформления технической документации и делопроизводства |
|||
Знание методов контроля качества |
Таким образом, проект профессионального стандарта, разработанный для органов местного самоуправления, позволяет внимательнее относиться к подбору персонала и качеству работающих сотрудников с помощью подробного описания требований к компетенциям данных видов должностей, которым на данный момент в реестре профессиональных стандартов не уделено должного внимания.
Но разработка данного документа не единственная проблема профессиональной эффективности специалистов данной сферы, стоит отметить отсутствие мероприятий по повышению квалификации персонала и профессиональной переподготовки.
Профессионализм кадрового состава, в случае невозможности проведения таких мероприятий, можно проанализировать с помощью внутриорганизационного тестирования сотрудников на соответствие квалификационным требованиям, на данный момент, прописанным только в должностной инструкции. Данный тест подразумевает 4 блока вопросов по следующим направлениям:
- знание законов и иных нормативных актов, распоряжений, указаний и др. которыми руководствуется сотрудник в своей деятельности;
- знание обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;
- умение работать с современными информационными технологиями, документами;
- умение применять профессиональные знания и умения при выполнении задач [8].
На сегодняшний день данный способ анализа профессиональных качеств сотрудников успешно был реализован среди кадрового состава АТУ Советского района г. Владивостока. Большая часть сотрудников успешно справилась с поставленными в тесте задачами, что говорит о хорошей подготовке персонала и высокой профессиональной эффективности.
В 2014 году в рамках реализации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года был проведен мониторинг потребности организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в специалистах, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которого выявлены следующие основные проблемы: отсутствие системы непрерывного профессионального образования; непривлекательность профессий и специальностей жилищно-коммунального хозяйства; малоэффективная профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных организаций [6].
Одним из путей решения перечисленных проблем для структур ЖКХ разных уровней власти является возможность получения высшего образования в сфере ЖКХ.
С 2012г. во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса осуществляется подготовка специалистов по профилю «Сервис» в направлении «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве». Достоинством программы является ее практико-интегрированность, а также ориентация на модульно-компетентностный подход, повышающий конкурентоспособность специалиста.
Образовательная программа является универсальной, так как имеет многоотраслевой характер и формирует профессиональные компетенции, соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам, позволяющим результативно решать ключевые задачи в сфере жилищно-коммунального комплекса.
Компетенции, приобретаемые в ходе обучения необходимы не только рядовым работникам в сфере ЖКХ, но и руководителям, как подрядных организаций, так и управляющих компаний, а так же муниципальным служащим. В перечень компетенций входят готовность к проведению экспертизы и диагностики объектов сервиса, готовность к работе в контактной зоне с потребителем, к консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса, а также готовность к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов и др… [7]
Таким образом, на основе выше сказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие в отрасли ЖКХ, и перспективы ее развития определяют новые требования к личности специалиста этой отрасли. Им должны быть присущи высокий уровень квалификации, общая и профессиональная культура, высокая профессиональная активность, готовность к нестандартным профессиональным ситуациям, высокий уровень ответственности, свободное владение профессией и ориентация на профессиональное совершенствование, высокий уровень профессиональных знаний и умений, а также наличие заинтересованности в добросовестном и эффективном труде. Данные рекомендации, предложенные в отношении работы сотрудников административно-территориальных управлений города Владивостока, направлены на повышение профессиональной эффективности специалистов, совершенствование системы отбора кадров, которая на данный момент усложнена отсутствием готового разработанного профессионального стандарта.