Омская школа живописи всегда имела индивидуальный почерк. Одним из представителей является Е.В. Боброва. Фактура в ее работах, драматичные сюжеты и особенный подход к колориту – факторы, которые делают ее работы узнаваемыми. Выбрав несколько примеров, мы проанализируем ее творчество более подробно.
Е.В.Боброва училась на факультете искусств Омского государственного педагогического университета. Ее преподавателями были Г.П. Кичигин, В.И. Маслов и С.Н. Крамаров. В 2011 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Член союза художников с 2010 года. [1]
Творческий путь художника начался с победы в выставке-конкурсе творческих работ студентов «Молодые сибиряки» (Омск, 2005), а также многих других выставках, что позволило говорить о ней как об одном из лидеров молодого поколения сибирских художников.[2] Работы хранятся в собрании ГМИИ «Искусство Омска», ГОХМ «Либеров-центр», а также в галереях других стран. [3]
Самым главным в любом произведении является тема, то есть его сущностная сторона. Также и в живописи. Образы Е.В. Бобровой – это всегда метафоры, глубокие и, часто личные, собранные по кусочкам из воспоминаний. Даже самые простые мотивы содержат в себе глубокую философию, которую можно увидеть, прочесть, нужно только вглядеться и задуматься. Часто можно встретить мотив дороги, который, по признанию самого автора, является аллегорией жизни (рис.1).
Рисунок 1. Боброва Е.В. "По бездорожью"
Выбор композиции очень разнообразен, но все же можно проследить общие качества – завышенный горизонт, предпочтение ракурсов «идущих» на зрителя. Особенными являются ракурсы, которые разворачивают жизнь под неожиданным углом, очень низким или, напротив, высоким, смотрящим прямо на зрителя или уходящим от него (рис.2). Такие ракурсы зачастую создают неожиданные композиционные решения. Монументальность мотивов, достигаемая такими средствами – также характерный признак живописи автора.
Рисунок 2. Боброва Е.В. "Девушка с черешней"
Е.В. Боброва использует достаточно большие форматы для реализации своих идей. Поэтому, уже сам размер холста предполагает безукоризненность рисунка, точность форм, которые не должны вызывать вопросов. Ее силуэты всегда говорящие, характерные и конструктивно правильные. По мнению автора, художник должен уметь рисовать, даже если он самоучка. [4]
Колорит – это то, чем автор живет. Ее чувство цвета, подбор оттенков всегда подходят к заданной тематике работы и подчеркивают атмосферу (рис.3). В одних работах цветовые сочетания мягкие и нюансные, в других – яркие, напряженные. И, конечно же, много красного. В целом, колорит скорее теплый, можно увидеть часто использование чистых цветов на больших поверхностях, которые создают своеобразную паузу в композиции. В то же время, вибрации, которые Е.В. Боброва активно использует , особенно это видно на белых плоскостях - также подходят к тематике работы, не выбиваясь, но заставляя колорит дышать.
Рисунок 3. Боброва Е.В. "Рисую"
Цветная имприматура, пастозный мазок по форме и при этом смелое использование цвета «из банки» делают работы художника узнаваемыми (рис.4). В работах встречается сочетание прямолинейных и витиеватых мазков. Энергичная лепка формы прослеживается в фактурном мазке, тщательной проработке светотени.[5]
Рисунок 4. Боброва Е.В. "Ничья".
Творчество Е.В. Бобровой выделяется в омской культурной среде. Глубина осмысления темы, особый подход к созданию картин, выразительная манера письма никого не оставляет равнодушным. Анализ работ автора имеет большую актуальность, понимание её творчества играет большую роль в осмыслении омского искусства в целом.
Современное искусство - тема для бесконечных споров и отрицания наличия смысла, а потому важно его понимать. Конечно, каждую работу разобрать невозможно, даже каждого автора - с трудом. Но ключевые фигуры регионов - реализуемо. Именно таким представителем является Е.В. Боброва. Она создаёт самобытные работы, которые находят отклик во многих местах планеты. Её почерк узнаваем, а темы - философски-реальные и близкие нам. Монументальность полотен и особый технический приём придаёт им большую значимость, делает их звучание чище.