Особенности темперамента проявляются в учебной и трудовой деятельности. Главными различиями темпераментов являются своеобразие проявления психики [1].
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния типа темперамента на выбор поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена. Наиболее близко к этой проблематике подошли В.Д. Небылицын и Б.М. Теплов. Они утверждали, что зная темперамент подростка, а также наблюдая за его поведением в конфликте, можно предположить, каким образом подросток поступит в данной ситуации.
В школьной среде появляются немало конфликтов, как между учениками, так и между учащимся и педагогом, родителем и учащимся, родителем и педагогом.
Анализ научных исследований и состояния проблемы особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях выявил противоречия между необходимостью всестороннего изучения роли темперамента подростка на их поведение в конфликте, а также недостаточной исследованностью данного феномена в науке.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему исследования – выявление особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных ситуациях, возникающих в школьной среде.
Объектом исследования являются особенности поведения подростка разных типов темперамента
Предметом нашего исследования являются особенности поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях.
Цель исследования: выявление влияния типа темперамента на поведение подростков в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации.
Исследуя, особенности поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях, мы обратились к понятиям конфликт и темперамент.
В современной научной литературе понятие конфликт однозначно не определено. При рассмотрении конфликта в широком смысле понятие «конфликт» означает способ достижения результата путем серьезного разногласия. Разделяя данный взгляд, мы обозначим собственную точку зрения на данное понятие: конфликт – это способ разрешения противоположных целей путем серьезных разногласий. Нами были рассмотрены различные классификации конфликтов. Многие авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности, по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.
При рассмотрении понятия темперамента в широком смысле означает характерный для каждого человека комплекс психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью. Разделяя данный взгляд, мы обозначим собственную точку зрения на данное понятие: темперамент – это индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.
Нами была рассмотрена классификация типов темперамента предложенная И.П. Павловым (сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик) и особенности их проявления в поведении личности. Между тем отметим, что все типы темперамента проявляют себя по- разному в конфликтных ситуациях. В рамках своего исследования, считаем важным отметить, конфликт в школе - явление многоплановое. Поведение участников конфликта связано с личностными предпосылками: как со стороны учеников, так и со стороны педагогов и родителей [3].
В рамках проведения эмпирического исследования особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях нами было изучено поведение подростков в конфликтных школьных ситуациях.
Отметим, что подростки сангвиники в конфликтных школьных ситуациях способны действовать уравновешено и спокойно; подростки холерики обойдутся лишь криком и злостью; подросток флегматик избегает скандалы и конфликтные ситуации, а подросток меланхолик стремится избежать конфликтные школьные ситуации [2].
Между тем отметим, что все типы темперамента проявляют себя по- разному в конфликтных школьных ситуациях; возникновение конфликтов непосредственно зависит от сочетания типов темперамента [5].
В исследовании приняли участие 30 подростков, обучающихся в 6-ых классах (16 девочек и 14 мальчиков).
Были подобраны 5 методик по выявлению особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных ситуациях:
1. Определение темперамента для подростков (опросник Айзенка);
2. Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса;
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева;
4. Методика «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант);
5. «Карта наблюдений» Л.Стотта.
В ходе исследования особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях были выявлены следующие особенности: у меланхоликов преобладает в основном избегание, уход в себя. Преобладающим типом поведения в конфликтных школьных ситуациях у сангвиников является сотрудничество, позитивная агрессия, неугомонность. У флегматиков доминирует приспособление, позитивная агрессия. Холериков в конфликтных школьных ситуациях характеризует явное соперничество, негативная агрессивность и эмоциональнее напряжение [4].
На основании данных, полученных в ходе эксперимента, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. «Корреляция» в математической статистике определяется как вероятная зависимость, возникающая, в отличии от функциональной, когда зависимость одной переменной от другой осложняется наличием ряда случайных факторов.
В ходе корреляционного анализа были обнаружены связи между типом темперамента и особенностям поведения в конфликтных ситуациях. При корреляции между переменными были получены не только прямо-пропорциональные зависимости (положительные связи), но и обратные зависимости (отрицательные связи). Причем положительные и отрицательные связи были получены нами при р≤0,001 и р≤0,01.
Корреляционный анализ показал следующие значимые связи между холерическим типом темперамента и способом выхода из конфликта.
Так, холерик достаточно высокой степенью связан со шкалами соперничество, негативной агрессии, конкуренция, эмоциональное напряжение. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления холерического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами избегание и другими шкалами используемых методик. Так, чем ниже у подростка переменная сотрудничества, тем ниже проявление некоторых черт холерического типа темперамента, чем выше проявляются другие типы темперамента.
Сангвинический тип темперамента достаточно высокой степенью связан со шкалами сотрудничество, позитивная агрессия, конфронтация и сотрудничество, неугомонность. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления сангвинического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами избегание и другими шкалами используемых методик.
Меланхолический тип темперамента высокой степенью связан со шкалами избегание, конфликтность, уход в себя. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления меланхолического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами соперничество и другими шкалами, используемых методик.
Флегматический тип темперамента достаточно высокой степени связан со шкалами приспособление, позитивная агрессивность, приспособление, недоверие к новым людям. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция, следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления флегматического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами соперничество и другими шкалами, используемых методик.
Следовательно, проведённое исследование показало, что у большинства подростков с определённым типом темперамента преобладает определённый тип поведения в конфликтной школьной ситуации.
Можно сделать вывод о том, тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, и он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации, т.е. между типом темперамента и типом поведения в конфликтной школьной ситуации существует зависимость.
Таким образом, задачи, выдвинутые в начале исследования, решены, цель достигнута. Гипотетическое предположение о том, что если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации, нашла свое подтверждение в ходе проведения эмпирического исследования.