Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF BEHAVIOUR OF TEENAGERS OF DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT IN CONFLICT SCHOOL SITUATIONS

Kantsler L.A. 1 Bochantseva L.I. 1
1 The Ishim teacher training college of P. P. Yershov FGAOU'S (branch) IN "The Tyumen state university"
The real research is executed within a problem of influence of type of temperament, urgent for modern psychology, at choice of behavior in a conflict situation. Materials of article contain the description of the methodological device of a research: statement of a problem, formulation of the purpose, subject, object, research problems, statement of a hypothesis. In article results of an empirical research of features of behavior of teenagers of different types of temperament in conflict school situations are described. It is established that emergence of the conflicts depends on a combination of types of temperament. Results of a research showed that at teenagers with a certain type of temperament also a certain type of behavior in a conflict school situation prevails. In a research authors draw a conclusion that the type of temperament is interconnected with some features of the personality, and it exerts impact on the choice of strategy of behavior in a conflict school situation
behavior
teenagers
temperament
temperament types
conflict situations
interrelation.

Особенности темперамента проявляются в учебной и трудовой деятельности. Главными различиями темпераментов являются своеобразие проявления психики [1].

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния типа темперамента на выбор поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена. Наиболее близко к этой проблематике подошли В.Д. Небылицын и Б.М. Теплов. Они утверждали, что зная темперамент подростка, а также наблюдая за его поведением в конфликте, можно предположить, каким образом подросток поступит в данной ситуации.

В школьной среде появляются немало конфликтов, как между учениками, так и между учащимся и педагогом, родителем и учащимся, родителем и педагогом.

Анализ научных исследований и состояния проблемы особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях выявил противоречия между необходимостью всестороннего изучения роли темперамента подростка на их поведение в конфликте, а также недостаточной исследованностью данного феномена в науке.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему исследования – выявление особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных ситуациях, возникающих в школьной среде.

Объектом исследования являются особенности поведения подростка разных типов темперамента

Предметом нашего исследования являются особенности поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях.

Цель исследования: выявление влияния типа темперамента на поведение подростков в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации.

Исследуя, особенности поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях, мы обратились к понятиям конфликт и темперамент.

В современной научной литературе понятие конфликт однозначно не определено. При рассмотрении конфликта в широком смысле понятие «конфликт» означает способ достижения результата путем серьезного разногласия. Разделяя данный взгляд, мы обозначим собственную точку зрения на данное понятие: конфликт – это способ разрешения противоположных целей путем серьезных разногласий. Нами были рассмотрены различные классификации конфликтов. Многие авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности, по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.

При рассмотрении понятия темперамента в широком смысле означает характерный для каждого человека комплекс психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью. Разделяя данный взгляд, мы обозначим собственную точку зрения на данное понятие: темперамент – это индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Нами была рассмотрена классификация типов темперамента предложенная И.П. Павловым (сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик) и особенности их проявления в поведении личности. Между тем отметим, что все типы темперамента проявляют себя по- разному в конфликтных ситуациях. В рамках своего исследования, считаем важным отметить, конфликт в школе - явление многоплановое. Поведение участников конфликта связано с личностными предпосылками: как со стороны учеников, так и со стороны педагогов и родителей [3].

В рамках проведения эмпирического исследования особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях нами было изучено поведение подростков в конфликтных школьных ситуациях.

Отметим, что подростки сангвиники в конфликтных школьных ситуациях способны действовать уравновешено и спокойно; подростки холерики обойдутся лишь криком и злостью; подросток флегматик избегает скандалы и конфликтные ситуации, а подросток меланхолик стремится избежать конфликтные школьные ситуации [2].

Между тем отметим, что все типы темперамента проявляют себя по- разному в конфликтных школьных ситуациях; возникновение конфликтов непосредственно зависит от сочетания типов темперамента [5].

В исследовании приняли участие 30 подростков, обучающихся в 6-ых классах (16 девочек и 14 мальчиков).

Были подобраны 5 методик по выявлению особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных ситуациях:

1. Определение темперамента для подростков (опросник Айзенка);

2. Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса;

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева;

4. Методика «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант);

5. «Карта наблюдений» Л.Стотта.

В ходе исследования особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях были выявлены следующие особенности: у меланхоликов преобладает в основном избегание, уход в себя. Преобладающим типом поведения в конфликтных школьных ситуациях у сангвиников является сотрудничество, позитивная агрессия, неугомонность. У флегматиков доминирует приспособление, позитивная агрессия. Холериков в конфликтных школьных ситуациях характеризует явное соперничество, негативная агрессивность и эмоциональнее напряжение [4].

На основании данных, полученных в ходе эксперимента, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. «Корреляция» в математической статистике определяется как вероятная зависимость, возникающая, в отличии от функциональной, когда зависимость одной переменной от другой осложняется наличием ряда случайных факторов.

В ходе корреляционного анализа были обнаружены связи между типом темперамента и особенностям поведения в конфликтных ситуациях. При корреляции между переменными были получены не только прямо-пропорциональные зависимости (положительные связи), но и обратные зависимости (отрицательные связи). Причем положительные и отрицательные связи были получены нами при р≤0,001 и р≤0,01.

Корреляционный анализ показал следующие значимые связи между холерическим типом темперамента и способом выхода из конфликта.

Так, холерик достаточно высокой степенью связан со шкалами соперничество, негативной агрессии, конкуренция, эмоциональное напряжение. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления холерического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами избегание и другими шкалами используемых методик. Так, чем ниже у подростка переменная сотрудничества, тем ниже проявление некоторых черт холерического типа темперамента, чем выше проявляются другие типы темперамента.

Сангвинический тип темперамента достаточно высокой степенью связан со шкалами сотрудничество, позитивная агрессия, конфронтация и сотрудничество, неугомонность. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления сангвинического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами избегание и другими шкалами используемых методик.

Меланхолический тип темперамента высокой степенью связан со шкалами избегание, конфликтность, уход в себя. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления меланхолического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами соперничество и другими шкалами, используемых методик.

Флегматический тип темперамента достаточно высокой степени связан со шкалами приспособление, позитивная агрессивность, приспособление, недоверие к новым людям. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция, следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления флегматического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами соперничество и другими шкалами, используемых методик.

Следовательно, проведённое исследование показало, что у большинства подростков с определённым типом темперамента преобладает определённый тип поведения в конфликтной школьной ситуации.

Можно сделать вывод о том, тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, и он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации, т.е. между типом темперамента и типом поведения в конфликтной школьной ситуации существует зависимость.

Таким образом, задачи, выдвинутые в начале исследования, решены, цель достигнута. Гипотетическое предположение о том, что если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации, нашла свое подтверждение в ходе проведения эмпирического исследования.