Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PARTICULAR QUALITIES OF FINANCING OF STATE PROGRAMS IN DEVELOPMENT OF TOURISM AND CULTURE IN THE ALTAI TERRITORY, KEMEROVO AND NOVOSIBIRSK REGIONS

Vegerya E.E. 1 Voytenko M.V. 1
1 Altai State University
In the article, the problem is specificity of financing of state programs in development of tourism in some regions of the Russian Federation with an emphasis on programs and concepts implemented in the period from 2014 to 2016. Particular attention is paid to the implementation of the budget in the state program of development of the culture in these regions. Tourism - an important part of the economic and cultural policies of the state and therefore it is the object of close attention of both the press and government agencies. Financing of tourism development programs in different regions of Russia has a significant difference. Each region in its own way solves the assigned tasks in the procedure of financing and development of tourism on its territory. The article raises the issue of further improving the financing of state programs.
Tourism
culture
altai territory
kemerovo and novosibirsk regions
state programs
financing procedure.

В начале XXI века туризм стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности Российской Федерации и ее регионов.

Туризм – сложно-структурная и многогранная область, роль которой в экономике Алтайского края неуклонно возрастает каждый год. Доля сферы туризма в валовом региональном продукте региона в 2012 году составила 6,3%, в 2016 году она увеличилась примерно до 7% [4].

Алтайский край обладает богатыми природными и культурными ресурсами, и, следовательно, может предложить практически все виды туризма. Но и соседствующие с Алтайским краем регионы: Кемеровская и Новосибирская области - имеют свои туристические зоны, которые не уступают Алтайскому краю. Каждый из регионов имеет свои преимущества и в сочетании с развитой инфраструктурой эти субъекты могут стать одними из заметных туристских регионов России [2].

Чтобы скоординировать мероприятия, направленные на развитие туризма, каждый регион создает соответствующие государственные программы. Но что касается процедур финансирования программ этих регионов, то они значительно отличается друг от друга.

Несмотря на то, что в нашей стране уже официально принята процедура финансирования государственных программ, ее анализ, выявление проблем и дальнейшее их совершенствование может повысить эффективность реализации госпрограмм.

Для анализа использовались следующие программы по развитию туризма:

· «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011 - 2016 годы»;

· Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Новосибирской области на 2012-2016 годы»;

· Государственная программа Кемеровской области «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса» на 2012-2016 годы [9,3,7].

Различные источники их финансирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Источники финансирования государственной программы по развитию туризма в Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях за 2014-2016 гг., тыс. рублей

Источник финансирования

Год

Алтайский край

Кемеровская область

Новосибирская область

1

2

3

4

5

Федеральный бюджет

2014

519410

0

0

2015

909730

318900

0

2016

76908

380000

0

Бюджет субъекта РФ

2014

230864

117000

162500

2015

234609

264246,6

132500

2016

226258

108733,4

132500

Местный бюджет

2014

41839

0

0

2015

54550

0

0

2016

59486

0

0

Внебюджетные источники

2014

6524500

1156600

0

2015

1490311

1358000

0

2016

2061315

1137800

0

Общий объем финансирования

2014

7316418

1273600

162500

2015

2689200

1941146,6

132500

2016

2423967

162633,4

132500

 

По данным таблицы 3 можно составить сравнительную диаграмму источников финансирования государственных программ по развитию туризма в трех данных регионах на 2016 год.

Рисунок 1 – Структурное соотношение финансирования государственной программы по развитию туризма за 2016 год, %

Анализ рисунка 1 показывает, что в Алтайском крае больший вес финансирования государственной программы имеет статья «Внебюджетные источники» (85 %), тогда как в Кемеровской области за рассматриваемый период эта статья занимает всего лишь 70 %.

В Кемеровской области 23 % занимает финансирование за счет федерального бюджета, что почти в 8 раз превышает тот же показатель Алтайского края. Также явным различие является то, что в Кемеровской области отсутствует использование местного бюджета [7].

Рисунок 2 – Структурное соотношение финансирования государственной программы по развитию туризма за 2016 год, %

Анализируя рисунок 2, можно увидеть, что в Новосибирской области финансирование государственной программы по развитию туризма полностью осуществляется за счет областного бюджета, тогда как в Алтайском крае этот показатель составляет всего 9 % [3].

Одним из активно развивающихся кластеров Российской Федерации является культура, ведь не зря 2014 год был объявлен годом культуры, а 2016 год был годом российского кино. На примере государственных программ «Развитие культуры Алтайского края» на 2015 – 2020 годы; «Культура Новосибирской области» на 2015 – 2020 годы; «Культура Кузбасса» на 2014 – 2020 годы рассмотрим процедуры их финансирования в Алтайском крае, Новосибирской и Кемеровской областях [4,8,6].

Таблица 4 – Источники финансирования государственных программ по развитию культуры в Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях за 2014-2016 гг., тыс. рублей

Источник финансирования

года

Алтайский край

%

Кемеровская область

%

Новосибирская область

%

Федеральный бюджет

2014

400

0,31

26607,2

1,93

16681

0,76

2015

10004,8

1,35

21991,4

1,68

12512,6

0,60

2016

10136,1

1,35

146882,7

10,16

1656,9

0,08

Бюджет субъекта РФ

2014

123728

95,88

1349029,7

97,92

2142753

97,77

2015

724488,7

97,97

1282554,9

98,15

2066385,8

97,90

2016

710901,8

94,97

1290127,6

89,69

1993813,1

99,65

Местный бюджет

2014

4914

3,81

0

0,00

16001

0,73

2015

4945,2

0,67

0

0,00

16818,6

0,79

2016

27490,3

3,67

0

0,00

5241,0

0,27

Внебюджетные источники

2014

0

0

2190

0,15

16200

0,74

2015

0

0

2190

0,17

15000

0,71

2016

0

0

2190

0,15

0

0,00

Общий объем финансирования

2014

129042

100

1377826,9

100,00

2191665

100,00

2015

739438,7

100

1306736,3

100,00

2110717

100,00

2016

748528,2

100

1439200,3

100,00

2000711

100,00

 

Сравнивая источники финансирования государственных программ по развитию культуры за 2016 год в рассматриваемых регионах, можно сделать вывод, что каждая из этих программ почти полностью финансируется из бюджета субъекта. В Алтайском крае 95 % средств на реализацию программы состояли из краевого бюджета, около 3 % из местных бюджетов и всего 1% из федерального бюджета. Приблизительно такое же распределение средств просматривается в программах соседствующих регионов [4].

Необходимо отметить, что средства на реализацию программы по развитию культуры в Новосибирской области практически полностью состоят из бюджета субъекта. В незначительной мере там используются остальные источники финансирования, чего не скажешь об Алтайском крае и Кемеровской области, где не привлекаются внебюджетные источники и местный бюджет соответственно.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что каждый из рассматриваемых регионов имеет свою процедуру финансирования государственных программ. Это показывает, что у программ могут быть как один источник финансирования, так и все возможные. И каждый регион выбирает свой путь реализации программ самостоятельно, исходя из своих возможностей.