В наши дни в России уделяется большое внимание формированию устойчивого пласта малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в национальной экономике. По словам президента Российской Федерации В.В. Путина, на Всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес – национальная идея?», «Малый и средний бизнес представляет из себя, должен представлять из себя действительно опору развития экономики нашей страны». Самый значимый результат от предпринимательской деятельности – это оборот предприятий и число занятых на этих же предприятиях. Увеличение оборота положительно сказывается на ВВП, а новые рабочие места позволяют жителям благополучно трудоустроиться. Однако, в условиях экономического кризиса в последние годы российский бизнес подвергся большим структурным переменам.
Сегодня российская экономика испытывает ряд проблем, сложившихся в результате череды политических и экономических событий на мировой арене. К одному из основных таких событий относится введение экономических санкций Евросоюзом против России вследствие присоединения Крыма в состав Российской Федерации. Согласно определению, санкции – это система принудительных мер воздействия субъектов международного права, применяемых по отношению к государству, нарушающему международные соглашения. При этом, характер санкций может быть экономический, политический, военный. По отношению к России в 2014 году были применены следующие санкции:
- запрет на въезд и заморозка активов в отношении отдельных высокопоставленных лиц России на территории стран, выдвинувших санкции;
- запрет на экспорт товаров и технологий российских компаний нефтегазовой отрасли, оборонной промышленности, других крупных стратегических компаний в страны, выдвинувшие санкции;
- запрет на поставку в Россию высокотехнологичного оборудования из стран Евросоюза и США;
- запрет доступа отдельных крупных российских банков к кредитам в странах, выдвинувших санкции, а также прекращение в обслуживании платёжных систем VISA и MasterCard в отдельных российских банках [1].
К другому событию, повлиявшему на нестабильность экономики, относится падение мировых цен на нефть. В определении причин данному феномену высказываются различные гипотезы. Одни авторы предполагают, что падение цен на нефть вызвано сговором стран США и Саудовской Аравии против России [2]. Другие предполагают, что в основе этого процесса стоит развитие технологий добычи сланцевой нефти в Северной Америке [3]. В любом случае основная причина падения цен на нефть – это её переизбыток на мировом рынке. В добавок к этому, вышеуказанные санкции в отношении российских предприятий нефтегазовой отрасли также направлены на вывод российской нефти с европейских сырьевых рынков.
Из-за воздействия вышеуказанных факторов, российская экономика испытала серьёзные негативные последствия. Прежде всего, произошла девальвация рубля. Активное падение российской валюты начало происходить с начала 2014 года. По состоянию на 01.01.2014 1 доллар США оценивался в 33,66 рублей. Вплоть до наших дней колебание курса валют обесценивало рубль более чем в 2 раза. В период с конца 2015-начала 2016 годов курс национальной валюты к доллару США превышал отметку в 70 рублей, достигнув своего максимума 22.01.2016 года в размере 81,59 рубль за 1 доллар США. Нынешний курс валют по отношению к доллару США оценивается в 58,54 рублей (по данным Центробанка на 06.05.2017), однако на протяжении этого времени российская валюта совершила несколько скачков, негативно влияющих на стабильность экономики [4]. Из-за ослабления национальной валюты россиянам приходится больше платить за импорт, что непосредственно сказывается на повышении уровня цен в стране. Уровень инфляции увеличился за 2014-2015 года с 6,45% до 12,91%. По причине повышения уровня цен многие российские предприятия начали испытывать трудности, связанные с дефицитом финансовых ресурсов. Такой дефицит обосновывается увеличением стоимости производственных затрат – с одной стороны, а с другой – сокращением спроса в связи с уменьшением покупательской способности населения. Такие трудности оказывают сильное влияние на структурные изменения предприятий. По данным Росстата, количество безработных за год с 2014 года увеличилось на 9,6 %, соответственно упала и производительность труда в период с начала 2014 по конец 2015 года на 4% [5].
Стоит отметить, что особое влияние на развитие сложившейся ситуации в российской экономике оказали особенности её структуры. По состоянию на 2014 год, доля промышленного производства (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) в структуре валовой добавленной стоимости России занимает 29,3%, причём из них почти 80% приходится на топливно-энергетический комплекс [5]. Исходя из этого можно сделать вывод, что Российская экономика по-прежнему остаётся зависима от топливно-энергетического комплекса, и, в частности, от нефтегазового сектора. Такая зависимость напрямую влияет на экономику государства при сырьевых кризисах на мировом рынке. Для того, чтобы экономика страны не попадала в зависимость от повышения и понижения мировых цен на сырьевые товары, необходимым шагом является диверсификация национальной экономики.
В условиях такого состояния национальной экономики большое политическое, социальное и экономическое значение придаётся развитию малого и среднего бизнеса. Сегодня государство активно содействует развитию МСП как важного сектора экономики. Это связано прежде всего с тем, что малый и средний бизнес обеспечивает основу стратегического развития экономики, диверсификацию производства, развитие новых видов хозяйственной деятельности, развитие инновационных процессов и технологий, налаживание стабильности рынка, обеспечение занятости население, а также повышение благополучия социальной среды [6]. Для поддержания МСП государством реализуются различные меры поддержки по направлениям: предоставление субсидий и грантов, упрощение процедуры регистрации, совершенствование системы налогообложения, увеличение квоты государственных закупок, совершенствование порядка передачи федерального имущества под аренду субъектам МСП, развитие инфраструктуры поддержки МСП в регионах и другое. Все вышеуказанные направления государственной поддержки МСП осуществляются Министерством экономического развития посредством подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Главными целями программы являются создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, повышение эффективности государственного управления [7]. Для оценки эффективности работы государственных мер по развитию МСП стоит обратиться к фактическим цифрам, достигнутым за последний период.
Проведённый анализ текущего состояния развития МСП в России показывает постепенное улучшение ситуации в данном секторе экономики. Согласно Единому реестру малого и среднего предпринимательства количество предприятий малого и среднего бизнеса растёт, как и численность занятых на этих предприятиях. По состоянию на 10.04.2017 года на территории Российской Федерации насчитывается всего 6 019 798 субъектов МСП с общей численностью работников 15 774 446 человек, что составляет около 21% от общего числа экономически активного населения. Также стоит отметить, что подавляющее большинство из всех предприятий малого и среднего бизнеса составляют микропредприятия. Общее количество микропредприятий на 10.04.2017 года составляет 5 761 052 единицы (из них юридические лица – 2 646 952 предприятия, ИП – 3 085 474 предприятия), что в долевом отношении – 95,7% от всех субъектов МСП. Согласно статистике Росстата и Единому реестру малого и среднего предпринимательства, количество субъектов малого и среднего бизнеса за прошедшие 6 лет с конца 2010 года возросло более чем в 1,6 раз (более 2,2 миллионов предприятий) [8].
Несмотря на увеличение общего числа предприятий малого и среднего бизнеса, значения указанных далее показателей остаются на достаточно низком уровне. По данным Минэкономразвития, в России на 2016 год доля МСП в объёме ВВП составляет лишь 20%, доля занятых (от общего числа занятых) – 25% (18 млн. человек), доля в общем объёме экспорта – 6%, а доля граждан, начинающих бизнес – 4,7%. Определяющий показатель – доля МСП в объёме ВВП государства, для большинства развитых стран такой показатель, как правило, занимает 50% и более (в США, Англии – 50%, Китае, Японии – 60%, Италии – 80%) [9].
Таким образом можно сделать вывод, что в условиях экономического кризиса, вызванным политическими и экономическими событиями в мире, Россия начинает ориентироваться на формирование конкурентоспособного внутреннего рынка. Через активную государственную поддержку малого и среднего бизнеса решаются вопросы диверсификации экономики, импортозамещения, а также развития инновационного потенциала страны. Однако, стоит отметить, что принятые государством меры по развитию МСП не решают вышеуказанные вопросы в краткосрочной перспективе. Для достижения уровня развития МСП развитых сран потребуется не один десяток лет.