Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

Alpatov A.I. 1
1 JSCB "Primorye"
The relevance of this study is justified by the objective situation of the state in the sphere of development of foreign economic activity of the country. This article examines the main problems of the Russian economy at the present stage, the causes and ways of their solution through the development of small and medium-sized businesses. Also, issues of the current world situation affecting the development of business in Russia are considered. The subject of the study is the development of small and medium-sized businesses. The purpose of the work is to analyze the current development of small and medium-sized business in modern conditions, draw conclusions. A comprehensive study of various aspects of the development of small and medium-sized businesses makes it possible to assess the level of development of the Russian economy, as well as to determine the prospects for the near future. Using the methods of scientific analysis, technical and economic analysis, logical analysis, economic statistics, information was collected and analyzed on the impact of imposed economic sanctions and the fall in world oil prices, beginning in 2014, on the development of the Russian economy. Possibilities of development of entrepreneurship in these conditions, as well as directions of support of small and medium-sized business, accepted by the state, were analyzed. A special role in the article is given to the analysis of the current state of development of small and medium-sized businesses. The main indicators of public investment, as an indicator of the right vector of public policy. However, in comparison with similar indicators, you can conclude that in general at the moment in Russia, the small and medium-sized business sector is at a relatively low level.
small and medium business
entrepreneurship
foreign economic activity
problems of development
state regulation
russia.

В наши дни в России уделяется большое внимание формированию устойчивого пласта малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в национальной экономике. По словам президента Российской Федерации В.В. Путина, на Всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес – национальная идея?», «Малый и средний бизнес представляет из себя, должен представлять из себя действительно опору развития экономики нашей страны». Самый значимый результат от предпринимательской деятельности – это оборот предприятий и число занятых на этих же предприятиях. Увеличение оборота положительно сказывается на ВВП, а новые рабочие места позволяют жителям благополучно трудоустроиться. Однако, в условиях экономического кризиса в последние годы российский бизнес подвергся большим структурным переменам.

Сегодня российская экономика испытывает ряд проблем, сложившихся в результате череды политических и экономических событий на мировой арене. К одному из основных таких событий относится введение экономических санкций Евросоюзом против России вследствие присоединения Крыма в состав Российской Федерации. Согласно определению, санкции – это система принудительных мер воздействия субъектов международного права, применяемых по отношению к государству, нарушающему международные соглашения. При этом, характер санкций может быть экономический, политический, военный. По отношению к России в 2014 году были применены следующие санкции:

- запрет на въезд и заморозка активов в отношении отдельных высокопоставленных лиц России на территории стран, выдвинувших санкции;

- запрет на экспорт товаров и технологий российских компаний нефтегазовой отрасли, оборонной промышленности, других крупных стратегических компаний в страны, выдвинувшие санкции;

- запрет на поставку в Россию высокотехнологичного оборудования из стран Евросоюза и США;

- запрет доступа отдельных крупных российских банков к кредитам в странах, выдвинувших санкции, а также прекращение в обслуживании платёжных систем VISA и MasterCard в отдельных российских банках [1].

К другому событию, повлиявшему на нестабильность экономики, относится падение мировых цен на нефть. В определении причин данному феномену высказываются различные гипотезы. Одни авторы предполагают, что падение цен на нефть вызвано сговором стран США и Саудовской Аравии против России [2]. Другие предполагают, что в основе этого процесса стоит развитие технологий добычи сланцевой нефти в Северной Америке [3]. В любом случае основная причина падения цен на нефть – это её переизбыток на мировом рынке. В добавок к этому, вышеуказанные санкции в отношении российских предприятий нефтегазовой отрасли также направлены на вывод российской нефти с европейских сырьевых рынков.

Из-за воздействия вышеуказанных факторов, российская экономика испытала серьёзные негативные последствия. Прежде всего, произошла девальвация рубля. Активное падение российской валюты начало происходить с начала 2014 года. По состоянию на 01.01.2014 1 доллар США оценивался в 33,66 рублей. Вплоть до наших дней колебание курса валют обесценивало рубль более чем в 2 раза. В период с конца 2015-начала 2016 годов курс национальной валюты к доллару США превышал отметку в 70 рублей, достигнув своего максимума 22.01.2016 года в размере 81,59 рубль за 1 доллар США. Нынешний курс валют по отношению к доллару США оценивается в 58,54 рублей (по данным Центробанка на 06.05.2017), однако на протяжении этого времени российская валюта совершила несколько скачков, негативно влияющих на стабильность экономики [4]. Из-за ослабления национальной валюты россиянам приходится больше платить за импорт, что непосредственно сказывается на повышении уровня цен в стране. Уровень инфляции увеличился за 2014-2015 года с 6,45% до 12,91%. По причине повышения уровня цен многие российские предприятия начали испытывать трудности, связанные с дефицитом финансовых ресурсов. Такой дефицит обосновывается увеличением стоимости производственных затрат – с одной стороны, а с другой – сокращением спроса в связи с уменьшением покупательской способности населения. Такие трудности оказывают сильное влияние на структурные изменения предприятий. По данным Росстата, количество безработных за год с 2014 года увеличилось на 9,6 %, соответственно упала и производительность труда в период с начала 2014 по конец 2015 года на 4% [5].

Стоит отметить, что особое влияние на развитие сложившейся ситуации в российской экономике оказали особенности её структуры. По состоянию на 2014 год, доля промышленного производства (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) в структуре валовой добавленной стоимости России занимает 29,3%, причём из них почти 80% приходится на топливно-энергетический комплекс [5]. Исходя из этого можно сделать вывод, что Российская экономика по-прежнему остаётся зависима от топливно-энергетического комплекса, и, в частности, от нефтегазового сектора. Такая зависимость напрямую влияет на экономику государства при сырьевых кризисах на мировом рынке. Для того, чтобы экономика страны не попадала в зависимость от повышения и понижения мировых цен на сырьевые товары, необходимым шагом является диверсификация национальной экономики.

В условиях такого состояния национальной экономики большое политическое, социальное и экономическое значение придаётся развитию малого и среднего бизнеса. Сегодня государство активно содействует развитию МСП как важного сектора экономики. Это связано прежде всего с тем, что малый и средний бизнес обеспечивает основу стратегического развития экономики, диверсификацию производства, развитие новых видов хозяйственной деятельности, развитие инновационных процессов и технологий, налаживание стабильности рынка, обеспечение занятости население, а также повышение благополучия социальной среды [6]. Для поддержания МСП государством реализуются различные меры поддержки по направлениям: предоставление субсидий и грантов, упрощение процедуры регистрации, совершенствование системы налогообложения, увеличение квоты государственных закупок, совершенствование порядка передачи федерального имущества под аренду субъектам МСП, развитие инфраструктуры поддержки МСП в регионах и другое. Все вышеуказанные направления государственной поддержки МСП осуществляются Министерством экономического развития посредством подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Главными целями программы являются создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, повышение эффективности государственного управления [7]. Для оценки эффективности работы государственных мер по развитию МСП стоит обратиться к фактическим цифрам, достигнутым за последний период.

Проведённый анализ текущего состояния развития МСП в России показывает постепенное улучшение ситуации в данном секторе экономики. Согласно Единому реестру малого и среднего предпринимательства количество предприятий малого и среднего бизнеса растёт, как и численность занятых на этих предприятиях. По состоянию на 10.04.2017 года на территории Российской Федерации насчитывается всего 6 019 798 субъектов МСП с общей численностью работников 15 774 446 человек, что составляет около 21% от общего числа экономически активного населения. Также стоит отметить, что подавляющее большинство из всех предприятий малого и среднего бизнеса составляют микропредприятия. Общее количество микропредприятий на 10.04.2017 года составляет 5 761 052 единицы (из них юридические лица – 2 646 952 предприятия, ИП – 3 085 474 предприятия), что в долевом отношении – 95,7% от всех субъектов МСП. Согласно статистике Росстата и Единому реестру малого и среднего предпринимательства, количество субъектов малого и среднего бизнеса за прошедшие 6 лет с конца 2010 года возросло более чем в 1,6 раз (более 2,2 миллионов предприятий) [8].

Несмотря на увеличение общего числа предприятий малого и среднего бизнеса, значения указанных далее показателей остаются на достаточно низком уровне. По данным Минэкономразвития, в России на 2016 год доля МСП в объёме ВВП составляет лишь 20%, доля занятых (от общего числа занятых) – 25% (18 млн. человек), доля в общем объёме экспорта – 6%, а доля граждан, начинающих бизнес – 4,7%. Определяющий показатель – доля МСП в объёме ВВП государства, для большинства развитых стран такой показатель, как правило, занимает 50% и более (в США, Англии – 50%, Китае, Японии – 60%, Италии – 80%) [9].

Таким образом можно сделать вывод, что в условиях экономического кризиса, вызванным политическими и экономическими событиями в мире, Россия начинает ориентироваться на формирование конкурентоспособного внутреннего рынка. Через активную государственную поддержку малого и среднего бизнеса решаются вопросы диверсификации экономики, импортозамещения, а также развития инновационного потенциала страны. Однако, стоит отметить, что принятые государством меры по развитию МСП не решают вышеуказанные вопросы в краткосрочной перспективе. Для достижения уровня развития МСП развитых сран потребуется не один десяток лет.