Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISMS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE CIVIL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Cherepovskaya M.S. 1
1 Southwest state University
In connection with the actualization of the problem of corruption, this article is devoted to consideration of administrative-legal mechanisms for combating corruption in the public service system. The article presents also the regulatory legal acts of Kursk region in sphere of counteraction of corruption. Legal norms are the basis of anticorruption policy model, which is directly aimed at preventing corrupt behavior. In the Russian Federation in recent years carried out serious work on the implementation and development of administrative legal means of fighting corruption. In most of the state bodies, approved intra-corruption plans, codes of business conduct and ethics, by means of which the public servant needs to move away from corruption and carry a certain model of behaviour not only at work.
corruption
legal and administrative mechanisms
civil service.

Одной из приоритетных задач во всех структурах власти Российской Федерации является противодействие коррупции. Для разрешения данных проблем происходит формирование основ антикоррупционной политики.

Административное правовое регулирование и противодействие коррупции по действующему законодательству в настоящее время относят к введенью всех уровней государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации. Актуальной является разработка модели антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих, в связи с чем проводится модернизация данного направления. Прежде всего административно-правовая модель поведения государственных гражданских служащих основывается на методике решения проблем профессиональной служебной деятельности, а так же строгом соблюдении принципов антикоррупционной системы государственной службы и ее нормативно-правовое обеспечение[1].

Правовые нормы являются основой антикорррупционной модели политики, которая непосредственно направлена на профилактику коррупционного поведения.

В Российской Федерации за последние годы проведена серьезная работа по внедрению и разработке административно-правовых средств противодействия коррупции[3].

К таким средствам относят следующие:

  1. Разработан и реализуется на практике Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017гг., который призван совершенствовать правовые и организационные основы, повысить эффективность противодействия коррупции посредством данного плана.
  2. Создан ряд комиссий призванных обеспечить соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих и урегулировать ведущие конфликты интересов. Основные направления работы этих комиссий это обеспечение соблюдения ограничений и запретов государственными служащими, а так же осуществление мер предупреждающих коррупцию.
  3. Ведется процесс совершенствования механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
  4. В рамках административной реформы взят курс на улучшение качества предоставления отдельных государственных услуг. Серьезные ожидания в данной сфере возложены на введение портала госуслуг, созданного в ходе реализации административной реформы.
  5. Отводится особое место процедуре оценки регулирующего воздействия, в ходе которой специалистами Минэкономразвития России анализируются проекты нормативно-правовых актов. Так за недолгий период действия этого нововведения были отклонены около 50% всех разработанных проектов в связи с содержанием в них административных барьеров.
  6. Проведены немаловажные изменения в сфере противодействия коррупции: например в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены ряд поправок и нововведений.

Следует так же сказать об органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих немаловажную работу в сфере формирования правовых, информатизационных и организационных механизмов противодействия коррупции. В каждом субъекте Российской Федерации разработано и принято региональное антикоррупционное законодательство, которое непосредственно соответствует международным, федеральным стандартам и нормам[2]. Регионы реализуют принятые программы и планы противодействия коррупции, внедряя унифицированные стандарты антикоррупционного поведения в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Так, в Курской области, приняты:

  • Закон Курской области от 11.11.2008 № 85-ЗКО "О противодействии коррупции в Курской области" ( с изменениями от 11.08.2016г.)
  • Постановление Губернатора Курской области "О мерах по противодействию коррупции";
  • План комитета социального обеспечения Курской области по противодействию коррупции на 2014-2016 годы, утвержденный приказом от 28.05.2014г. № 63л/с;
  • Постановление Губернатора Курской области от 31.03.2014 «О задачах органов исполнительной власти, органов местного самоуправлении, правоохранительных органов по противодействию коррупции»;
  • Постановление Губернатора Курской области от 3.09.2014 «О форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Курской области по вопросам противодействия коррупции».

Распространенной ошибкой регионального органа законодательной власти является дублирование федеральных норм. Не является эффективным выражение федеральных норма без учета специфики региона, а так же без содержания и объема компетенции органов региона[5].

Программы противодействия коррупции в России должны носить сугубо административно-правоприменительный характер, который требует детального правового регулирования, а не оперирование общими и абстрактными положениями.

Кроме федерального и регионального законодательства, которое направлено на борьбу с коррупцией гражданских служащих, в большинстве государственных органах, утверждены внутриорганизационные планы противодействия коррупции, кодексы служебного поведения и этики, по средством которых государственный служащий должен отдалиться от связи с коррупцией и нести определенную модель поведения не только на работе. Но и в повседневной жизни. Так международная некоммерческая организация Transparency International провела исследования и в рейтинге по «Индексу восприятия коррупции» Россия заняла в 2016 году 136 место, на ряду с такими странами как Иран, Нигерия, Ливан и др. В 2013 году Россия располагалась на 127 месте, а в 2012 на 133 месте, набрав в эти годы одинаковые баллы. Так данные указанные в исследованиях свидетельствуют, о потребности исполнения антикоррупционных норм[4].

Таким образом, перед Российской Федерацией стоит важная задача - создать такую государственную службу, при которой приоритетными будет противодействие коррупции и развитие профессионального уровня государственных служащих. В итоге, так же стоит отметить, что и федеральная и региональная законодательные власти проделали колоссальную работу по разработке административно-правовых мер в сфере противодействия коррупции государственных гражданских служащих. Несмотря на все это данную работу стоит беспрерывно планомерно продолжать, посредством чего обеспечивая принцип равенства всех перед законом и судом.