Современный период развития общества ученые характеризуют насыщенным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивает распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство [1]. Неотъемлемой и значительной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, функционирующих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, опирающихся на использование ИКТ для обучения. Компьютерные технологии тестирования призваны стать неотъемлемой частью единого образовательного пространства и средством, значительно повышающим эффективность учебной деятельности школьников.
Прежде чем начать рассматривать данную тему, необходимо обратиться к словарю компьютерных терминов по информатике с целью выяснения точного определения термина тест. Согласно по словарям терминов тестирования [2, 3], дадим ряд основных определений.
Тестирование – это процесс не только измерения уровня подготовленности испытуемого, но и оценки соответствия знаний ученика экспертной (идеальной) модели знаний. Главная цель тестирования – обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий.
Тест (test) – это проверка работоспособности аппаратуры или программы, обнаружение и устранение ошибок. Тестирование является важным этапом при разработке программного обеспечения.
Тестовое задание – это четкое и ясное задание по предметной области, требующее однозначного ответа или выполнения определенного алгоритма действий.
Тест – набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.
Тестовое пространство – множество тестовых заданий по всем модулям экспертной модели знаний.
Полный тест – подмножество тестового пространства, обеспечивающее объективную оценку соответствия между личностной моделью и экспертной моделью знаний.
Эффективный тест – оптимальный по объему полный тест.
С начала XXI века при проведении тестирования в образовании стали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В педагогических инновациях появилось отдельное направление – компьютерное тестирование, при котором предъявление тестов, оценивание результатов обучающихся и выдача результатов реализуются с помощью персонального компьютера (ПК), а также с использованием сети Internet [4].
Этап генерации заданий для компьютерного тестирования технологически может протекать по-разному, в том числе путем ввода в компьютер содержания бланковых тестов. На сегодняшний день по компьютерному тестированию имеются многочисленные публикации, разработаны программно-инструментальные средства для формирования и предъявления тестов. Данную проблематику в своих работах затрагивали многие современные авторы. В их числе Ефремова Н.Ф., Малыгин А.А., Умарова У.Б, Челышкова М.Б. и другие.
Однако, несмотря на появившийся за последние годы интерес к данной проблематике, не все аспекты и проблемы достаточно полно рассмотрены в периодической печати. К примеру, недостаточно рассмотрены вопросы использования результатов компьютерного тестирования школьников для организации внутреннего мониторинга успеваемости в школе. Таким образом, заявленная тема является актуальной и является одним из направлений, необходимых для автоматизации контроля результатов обучения учащихся образовательных учреждений. Целью данной работы является изучение проблем, которые препятствуют широкому применению результатов компьютерного тестирования в организации мониторинга внутри общеобразовательной школы.
Для результативной работы современного образовательного учреждения необходимо внедрение следующих компонентов:
- проектная деятельность учащихся;
- проведение уроков по различным предметам, с использованием компьютерной техники;
- во время обучения закрепление всех предметов с использованием ИКТ;
- организация и проведение стандартизированного и адаптивного компьютерного тестирования;
- интенсификации учебной деятельности участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.
- создание условий для развития самостоятельности учащихся их целенаправленного взаимодействия с информационным пространством [5].
В настоящее время происходит поиск обучающих систем образования, способных усовершенствовать работу преподавательского состава и направленных на эффективную проверку знаний учащихся. Компьютерное тестирование в условиях общего образования является одной из самых удобных форм обучения и проверки знаний учащихся. Отечественные и зарубежные исследователи и педагоги считают, что использование тестирования при обучении, бесспорно, имеет существенные преимущества перед традиционными методами. Новые технологии позволяют:
- использовать новые адаптивные алгоритмы обучения и тестового контроля;
- использовать в тестах мультимедийные возможности образовательных программ с помощью компьютеров;
- уменьшить объем бумажной работы и ускорить подсчет результатов, обеспечить их наглядность и доступность;
- упрощать администрирование и проводить тестирование в любой период обучения;
- обеспечивать комфортные условия работы для каждого тестируемого;
- повышать секретность передаваемой информации, оперативность ее доставки пользователям и снижать затраты на организацию и проведение тестирования [1].
Одной из проблем, как показали результаты зарубежных исследований, является опыт работы на компьютерах, имеющийся у школьников, во многих случаях значительно влияет на надежность результатов выполнения теста [8]. Влияние опыта работы с компьютером на результаты тестирования незначительно, если в тест включены задания без инноваций с выбором ответов, поскольку от учащихся в подобных заданиях не требуется никаких сложных действий при выполнении теста. Если же на экране предъявлены инновационные типы заданий, широко использующих средства компьютерной графики и другие технологии, влияние компьютерного опыта на тестовый балл становится значительным. Таким образом, при компьютерном тестировании необходимо учитывать уровень владения персональным компьютером испытуемых, для которых предназначается тест [6].
Для аккумуляции воздействия опыта работы с компьютером на тестовые баллы рекомендуется ввести в оболочки для компьютерного тестирования особые инструкции и демонстрационные версии упражнения для каждой инновационной формы заданий. Необходимо также заранее ознакомить учащихся с интерфейсом, провести репетиционное тестирование и выделить в самостоятельные группы учащихся, не имеющих достаточного опыта работы с ПК, для того чтобы дополнительно обучить их или дать им бланковый тест. Влияние интерфейса пользователя на результаты компьютерного тестирования. Интерфейс пользователя включает доступные учащемуся функции и возможности движения по заданиям теста, элементы размещения информации на экране, а также общий визуальный стиль изображения информации.
Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам [4]. В сочетании с другими видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
На сегодняшний день существуют и другие проблемы внедрения компьютерных тестов в общее образование. Существенным пробелом в профессиональном развитии современных учителей общеобразовательных учреждений остается их недостаточное знание в области информационных технологий. В первую очередь это сказывается на существенном снижении эффективности обучения школьников. Именно поэтому необходимо, чтобы современный учитель обладал знаниями в области компьютерных технологиях, был специалистом по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках. Однако если создание текстовых документов и электронных презентаций не является проблемой для преподавателей, то создание собственных компьютерных тестов вызывает значительные трудности. Не все учителя компетентны в плане самостоятельного написания тестов средствами программирования [7, С. 887-889].
Еще одной не маловажной проблемой внедрения компьютерного тестирования в школы является недостаточное оснащение школ компьютерным и мультимедийным оборудованием, а также специализированными лицензионными программными продуктами. Несмотря на то, что происходит активное оснащение школ компьютерным оборудованием, это не значит, что оно будет применимо.
Таким образом, главными проблемами при внедрении компьютерного тестирования в общеобразовательные учреждения на современном этапе развития является отсутствие у педагогов:
- знаний в области педагогических измерений и опыта конструирования современных стандартизированных оценочных материалов;
- умений и навыков работы с компьютерным оборудованием и программными продуктами;
- специализированного программного обеспечения для создания тестовых заданий и оценки качества подготовленности школьников.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что компьютерное тестирование является эффективным, но недостаточно используемым инструментарием диагностики знаний и анализа образовательных достижений. В то же время, использование компьютерного тестирования в подготовке кадров обеспечивает решение комплекса актуальных педагогических задач: создания предметных тестовых баз и средств автоматизированной обработки результатов тестирования обучаемых, наглядного представления и интеграции результатов тестирования, оперативного получения информации о достижениях. Компьютерное тестирование позволяет более качественно, а в некоторых случаях адаптивно, оценивать результаты обучения. Оно формирует условия для коррекции персональных и коллективных уровней обученности и может быть средством обоснованного принятия решений для управления качеством обучения. На сегодняшний день данная методика проверки подготовленности учащихся является развивающейся областью, и на ее основе появляются инновационные техники и методики проверки качества образования.