Одним из факторов, влияющим на отношения Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, являются их интересы на Ближнем Востоке. Как полагают многие эксперты, события «арабской весны» стали результатом вмешательства США с целью создать в регионе систему лояльных им режимов. Однако происходящие в настоящее время процессы свидетельствуют об ухудшении имиджа США и уменьшении их влияния на Ближнем Востоке. В противовес Соединенным Штатам свои позиции в регионе укрепляет Российская Федерация, которая стремится изменить расстановку сил на ближневосточной «шахматной доске» и вернуть своих союзников [4].
Следует отметить, что значимую роль в укреплении позиций России на Ближнем Востоке играет фактор личности Владимира Путина. Несмотря на не самую благоприятную внутреннюю ситуацию в стране, связанную с падением цен на нефтяные ресурсы, а также санкциями против России, имидж российского президента по-прежнему продолжает расти внутри страны и в мире. Так, по данным социологического опроса фонда «Общественное мнение», каждый второй россиянин считает Путина политиком года. А в декабре 2016 г. Владимир Путин четвертый раз подряд возглавил рейтинг самых влиятельных людей мира по версии американского журнала Forbes. В этой связи можно говорить о том, что имидж Владимира Путина оказывает существенное влияние на российско-американские отношения, в том числе на Ближнем Востоке [8]
Россия и США оказывают значительное влияние на происходящие в регионе процессы и выражают заинтересованность в недопущении расширения влияния террористических группировок, прежде всего «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация). Борьба с терроризмом обусловливает необходимость более тесного сотрудничества между Россией и США. Однако существует ряд проблем, по которым их позиции диаметрально противоположны. Прежде всего, это касается подходов к урегулированию ситуации в Сирии.
В этой связи цель работы – рассмотреть влияние сирийского фактора на российско-американские отношения.
Не секрет, что Москва и Вашингтон изначально придерживались противоположных взглядов на решение сирийского конфликта. РФ настаивает на дипломатическом урегулировании конфликта, выступая резко против насильственной смены правящего режима. Москва ведет активный диалог с Дамаском, проходят регулярные встречи на высшем и высоком уровне. Согласно позиции российского руководства решение о том, должен ли Башар Асад оставаться у власти, может принимать только сирийский народ. Соединенные Штаты, напротив, заявляют, что позитивные изменения возможны только после смены политической элиты (хотя в последнее время американские политики заговорили о том, что уход Башара Асада больше не является приоритетом в переговорах по урегулированию конфликта в Сирии).
В то же время в некоторых вопросах РФ и США занимают схожие позиции. Так, в сентябре 2013 г. американцы поддержали предложение российской стороны о присоединении Сирии к Конвенции о запрещении химического оружия. Госсекретарь США Джон Керри даже заявил, что режим Башара Асада заслуживает уважения за соблюдение договоренностей по химоружию. Это позволило говорить о перспективности совместных действий Москвы и Вашингтона и в других сферах. В частности, такое мнение высказали американские дипломаты Томас Пикеринг и Стивен Пайфер. «У наших отношений большое будущее. Двигать их вперед нам помогают возможности, которые появляются время от времени. Сейчас возникла Сирия. Это очень интересно и, возможно, открывает дверь для нового сотрудничества», – заявил экс-посол США в РФ Томас Пикеринг, отметив также быстроту России в разработке верного решения по ликвидации химического оружия в Сирии [2].
Однако последовавшие за этим события развеяли подобный оптимизм. В качестве примера можно привести события сентября 2016 г., когда возглавляемая США коалиция нанесла авиаудары по позициям сирийской армии. По заявлениям американской стороны, военные считали, что бьют по террористам. Cпустя несколько дней авиаударам подвергся гуманитарный конвой ООН. Вашингтон заявил, что по всем признакам это сделала российская авиация, хотя никаких доказательств не было представлено [1].
В начале октября Москва инициировала приостановку сотрудничества по утилизации плутония. По мнению Ричарда Вайца, директора Центра военно-политического анализа при Гудзонском институте, США не в полной мере соблюдали соглашение по утилизации плутония, хотя Россия и приняла решение приостановить его действие в связи с кризисом в Сирии [6]. А глава российского МИД Сергей Лавров подчеркнул, что это сигнал Вашингтону, что говорить с Москвой с позиции силы и собственных интересов не получится.
В том же месяце в Сирии Россией был размещен новейший противоракетный комплекс. А 14 октября Владимир Путин подписал федеральный закон о ратификации Соглашения о размещении авиационной группы Вооруженных сил РФ на территории Сирийской Арабской Республики. Согласно сообщениям Кремля, «Соглашение заключается на бессрочный период и временно применяется с даты его подписания» [3].
Но самым существенным ударом по российско-американским отношениям стал последовавший за событиями в провинции Идлиб ракетный удар США по сирийской авиабазе Шайрат в ночь на 7 апреля 2017 г. Как отмечает политолог Владимир Воля, «градус напряжения в отношениях между США и Россией однозначно повысился из-за этого ракетного удара. К открытому конфликту это однозначно не приведет, хотя выглядит так, что подошли чуть ли не к глобальному противостоянию. Я думаю, что эти события в Сирии стоит, прежде всего, рассматривать в контексте внутриполитических процессов в Соединенный Штатах. Трамп много раз критиковал Обаму и демократов за то, что они проявляли слабость в отношении России, слабую американскую позицию, в том числе и по вопросам химического оружия в Сирии» [5]. Другими словами, ситуация в провинции Идлиб – не единственная причина жестких действий США. Тем самым Дональд Трамп предпринял попытку демонстрации силы.
В ответ Москва приостановила действие совместного Меморандума, предусматривавшего предотвращение инцидентов и обеспечение безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии.
Многие эксперты полагали, что главным индикатором того, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, станут итоги состоявшейся 12 апреля встречи американского госсекретаря Рекса Тиллерсона и российского министра иностранных дел Сергея Лаврова. Одной из главных тем стала химическая атака в Идлибе. При этом мнения о судьбе сирийского президента вновь разошлись. Тиллерсон категорично высказался о том, что уход Асада с поста должен пройти организованно, Лавров же в свою очередь выразил мнение, что сирийский народ вправе сам решить свое будущее законным путем [7].
Подводя итог, можно сказать, что решение сирийского вопроса зависит от многих факторов, в том числе от позиций США и РФ, а также от их готовности налаживать диалог друг с другом. Многие факты свидетельствуют о том, что пока это труднодостижимо. Тем не менее, шансы на преодоление текущего кризиса в российско-американских отношениях сохраняются. Это, в свою очередь, будет способствовать обеспечению безопасности Сирии, Ближневосточного региона и мира в целом.