Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS AND PROSPECTS OF RUSSIAN OIL EXPORTS

Fedorov E.S. 1
1 JSCB "Primorye"
This article examines the main problems and prospects for Russian oil exports, as well as possible ways to improve the efficiency of our country's export activities. The relevance of this topic is important in modern conditions and the current situation both on the world market and in the political arena, due to the current situation with a low oil price, weak ruble positions and sanctions against Russia. Our country has abundant natural resources and it would seem that it should only promote accelerated development, but no, the strong dependence of the country's economy on oil prices carries a lot of problems, if not solved which the country will never get out of developing countries.
economy
export
natural resources
oil
Russia

Введение

Актуальность вопроса, выбранного для исследования связана напрямую со специализацией России в сфере международной торговли. Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов, которые составляют основу хозяйства страны и определяют сырьевую направленность экономики. Также наличие обильных запасов природных ресурсов является финансовой основой для совершенствования экономики и увеличения производства внутри страны. От запасов и грамотного использования природных ресурсов напрямую зависят темпы экономического роста страны, роль и вовлеченность в международное разделение труда, успешное развитие внешнеэкономических связей и социальная стабильность населения. Исследования данного вопроса связано с поиском перспективных на данный момент партнеров для торговли, способов улучшения регулирования внутреннего использования и поиском путей решения проблем, связанных с сырьевой направленностью внешнеэкономической торговли страны.

Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов, на сегодняшний день занимает первое место в мире по добыче нефти, а именно 10 млн. бар. в сутки.

На рисунке 1 показаны 10 ведущих стран по добыче нефти.

Рисунок 1

На сегодняшний день и в обозримом будущем нефть остается основным российским экспортируемым товаром, по данным на 2016 год экспорт сырой нефти составил 255 млн. т. (236 в страны дальнего зарубежья и 19 в страны СНГ), или 74 млрд. долл. в денежном выражении, что составляет 26% от всего экспорта страны по состоянию на 2016 год. Под контролем России находится около 15% мирового нефтяного рынка и 7 крупнейших месторождений [6].

На сегодняшний день нефть является самым перспективным и конкурентоспособным видом сырья, это связано с постоянным высоким спросом и относительно высокой, хоть и не всегда стабильной ценой.

На графике показана динамика изменения цены на нефть в период с 2008 по начало 2017 года.

Как видно из графика в периоды кризисов цена на нефть существенно падает так в 2008-2010 годах цена на нефть снизилась с 134 долл. за бар. до 46 долл. за бар., однако в следующие пару лет цена стабилизировалась и снова выросла до 115 долл. за бар. в 2012 году, аналогичная ситуация произошла и в 2014-2016 годах-падение цены до 33 долл. за бар., правда более плавное и последующее, постепенное повышение и стабилизация цены, по прогнозам специалистов цена будет держаться на уровне 50 долл. за бар. В течении нескольких лет, однако есть предпосылки и к повышению стоимости нефти со временем [1].

Огромное количество компаний пытается занять достойную позицию на рынке добычи нефти, несмотря на это существует лишь несколько крупнейших компаний по добыче нефти в России. В таблице 1 представлены 8 крупнейших компаний по добыче и переработке нефти России из них четыре компании принадлежат государству и четыре частным инвесторам.

Таблица 1

8 крупнейших компаний по добыче и переработке нефти России [3]

Нефтяная компания

Основной акционер

Добыча нефти, млн т./год

Переработка нефти, млн т./год

ОАО НК «Роснефть»

государство

350

84,9

ОАО «ЛУКОЙЛ»

частная

110

44,3

ОАО «Сургутнефтегаз»

частная

68

21,24

ООО «Газпромнефть»

государство

55

33,8

ОАО «Татнефть»

частная

33

0,287

ОАО НГК «Славнефть»

государство

26

22,9

ОАО АНК «Башнефть»

государство

18

24,1

ОАО НК «РуссНефть»

частная

15

6,6

 

Основная проблема как российской нефтяной промышленности, так и экономики в целом-сильная зависимость от мировых цен на нефть, доля нефти в экспорте страны очень велика и от выручки от продажи нефти напрямую зависят средства, которые будут потрачены на модернизацию и обновление производства. Очень хорошо заметно это в период кризиса 2008-2010 года, когда упала цена на нефть в следствии чего сократились мероприятия по разведке новых месторождений, модернизации и постройке новых производственных мощностей. Некоторые компании перестали заключать контракты на долгосрочной основе. Другая, не менее важная проблема, это дефицит инвестиций, отсутствие необходимых объемов инвестирования серьезно тормозить развитие нефтяной отрасли в России. Все мероприятия такие как поиск и разработка новых месторождений, бурение скважин, постройка насосов, транспортировка, требуют немалых вложений [4].

Сегодня одним из перспективных направлений является разработка новых месторождений так как запасы нефти с каждым годом все больше истощаются, также не стоит забывать и совершенствовании технологий добычи и переработки нефти. Благодаря новым технологиям можно повысить качество продукции, снизить количество отходов, увеличить процент конечного продукта в структуре экспорта нефтепродуктов.

В качестве путей повышения эффективности Российской нефтедобывающей отрасли можно предложить следующие действия:

1) Обеспечить расширенное воспроизводство сырьевой базы нефтедобывающих и газодобывающих секторов, более рациональное использование разведанных запасов углеводородов. Настало время внести ясность в уровень обеспеченности страны нефтяными ресурсами, произвести компетентную оценку промышленных извлекаемых запасов нефти в тесной привязке к уровню мировых цен на нее, обеспечив надежную сопоставимость этих показателей с данными по другим странам на базе общепринятых в мировой практике критериев [5,2];

2) Последовательно реализовывать программы ресурсоснабжения и энергоснабжения, сокращения потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке, что должно позитивно сказаться на повышении международной конкурентоспособности отечественного топливно-энергетического комплекса;

3) Обеспечить развитие транспортной инфраструктуры по энергоносителям с целью повышения эффективности диверсификации поставок на внешний рынок по направлениям, способам и маршрутам;

4) Осуществить разработку и реализацию конкретного механизма создания государственных резервных запасов нефти, в которые уходило бы избыточное количество нефти в периоды превышения предложения над спросом и низких мировых цен на нее, и, наоборот, использование сформированного при низких ценах экспортного фонда в периоды благоприятной конъюнктуры на мировом нефтяном рынке;

5) Усилить государственную поддержку участия российских компаний в международных энергетических проектах за рубежом, имеющих стратегическое значение с позиций государственных интересов России и экономически привлекательных для корпоративного сектора. Добиваться присутствия российских энергетических компаний в энергодобывающих странах, их участия в производственных, транспортных и сбытовых структурах за рубежом;

6) Ускорить формирование стабильной, рассчитанной на достижение стратегического результата целостной системы законодательных актов в сфере добычи и использования топливно-энергетических ресурсов в виде Энергетического кодекса России; добычу нефти и других энергоресурсов необходимо регулировать отдельным законодательством о недрах и недропользовании [5,2];

7) Разработать правовые основы механизма взаимоотношений государства с недропользователем: закрепление взаимных обязательств, ответственности и финансовых гарантий государства и недропользователя на весь срок разработки нефтяных месторождений, исключающих их неэффективное использование и выборочную отработку наиболее доступных ресурсов;

8) Ввести принцип диверсификации налоговой нагрузки для недропользователей, работающих на месторождениях углеводородов с отличающимися горно-геологическими, географическими, экономическими и другими условиями их разработки более доступных ресурсов [5,2];

9) Отказаться от унаследованного от советского периода экспорта энергоносителей по ценам ниже мировых и перейти к общепринятым в мировой практике экономическим моделям поведения на мировом энергетическом рынке, ибо только в этом случае можно строить деловые отношения на прочной, стабильной, взаимовыгодной основе и не создавать потенциала для будущих конфликтов.

Заключение

Дальнейшее укрепление позиций России на мировых рынках энергоносителей будет иметь большое политическое и экономическое значение. Благодаря этому вырастет авторитет и политический вес России на мировой арене, углубится и примет конкретные формы ее участие в международном разделении труда, возрастет экономический потенциал страны, повысится конкурентоспособность отечественной экономики, ее экономическая и энергетическая безопасность. В заключении хочется сказать, что Россия-это страна с огромным потенциалом к развитию и при должном внимании и правильном руководстве нефтеперерабатывающая отрасль страны и ее экономика могут стать если не сильнейшими, то явно занять место в числе лидеров.