О тенденциях развития и проблемах рыбного хозяйства России, одной из важнейших пищевых отраслей страны, написано достаточно много. Развитие рыбохозяйственного комплекса государства зависит от двух основных факторов: от состояния запасов водных биологических ресурсов (ВБР), которое зависит от природно-климатических условий и выявляется в результатеспециальных научных исследований, и от динамики потребления рыбопродукции на внутреннем и внешнем рынках [1]. Второй фактор в свою очередь является производным от потребительского спроса,на которыйоказывает существенное воздействиежесткость нормативного регулирования в сфере качества и безопасности рыбной продукции.
Также важны государственное регулирование закрепления прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и масштаб, динамика и источники инвестиций, которые обусловлены как макроэкономическими факторами, так и мотивацией бизнеса [2].
В таблице 1 представлены данные об изменении объемов вылова российскими компаниями в 2016 году [10].
Таблица 1 –Российские объемы вылова ВБР в 2015 и 2016 гг., тыс. т
Бассейны и зоны добычи |
2015 год |
2016 год |
Абс. изменение, тыс. т |
Отн. изменение,% |
Дальневосточный бассейн |
3985 |
3085 |
-900 |
-23 |
Северный бассейн |
225,6 |
558,1 |
332,5 |
147 |
Азово-черноморский бассейн |
215,3 |
99,8 |
-115,5 |
-54 |
Балтийское море |
74,9 |
72,1 |
-2,8 |
-4 |
Волжско-каспийский бассейн |
182,2 |
68 |
-114,2 |
-63 |
Мировой океан и зоны иностранных государств |
2720 |
672,4 |
-2047,6 |
-75 |
Всего |
7403 |
4555,4 |
-2847,6 |
-38 |
Источник:Росрыболовство
Из данных таблицы следует, что совокупный объем вылова сократился в 2016 году на 38% относительно 2015года.При этом в Северном бассейне произошел роствылова почти в 2,5 раза, в остальных же бассейнах и зонах произошло сокращение вылова.На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что в силу напряженных отношений между Российской Федерацией и рядом стран ЕС, а также США, наша страна стремится осваивать собственные территории и разрабатывать новые объекты рыбного промысла.
Динамика экспорта рыбной продукции из России в 2015-2016 гг. по данным ФТС Россиипредставлена на рисунке 1 [10].
Рисунок 1 - Динамика экспорта рыбной продукции в 2015-2016 гг.
Из приведенного графика можно сделать вывод, что динамика физических объемов и доходов от экспорта очень нестабильна. По данным ФТС в 2016 году экспорт рыбы и рыбной продукции снизился в стоимостном и физическом выражении на 15%.
Основную долю экспорта составляет замороженная рыба. За год экспорт мороженойрыбы снизился на 12,7% .Две основные причины этого: падение цен на российскую продукцию и неопределённость в китайской рыбоперерабатывающей отрасли, на которую ориентирована большая часть российских поставок.При этом вопреки политике импортозамещения, уловыкрайне мало были переориентированы на отечественныйрынок. По данным Росстата, в 2016 годупроизошло снижение объёма производства рыбы и продуктов её переработки на 0,3%. Основная масса выловленной рыбы направлялась за рубеж [4, 5].
Основными проблемами современного этапа развития рыбохозяйственного комплекса Россиипринято считать низкую эффективность использования водных биологических ресурсов как в части их промышленного освоения, так и в части экспорта, а также отсутствие у многих пользователей водных биоресурсов стимулов к инвестированию в отрасль, в том числе в модернизацию и строительство рыболовного флота, береговых холодильных и рыбоперерабатывающих мощностей. Хотелось бы отметить низкую финансовую отдачу пользователей федеральными водными биоресурсами, которая не покрывает даже вложения в отрасль средств федерального бюджета и невозможность привлечения долгосрочного проектного финансирования на приемлемых условиях [11].
Таким образом, насущные задачи рыбного хозяйства России очевидны [1, 7]:
- обновление значительно изношенного рыбопромыслового флота, строительство новых судов массовых серий желательно на российских верфях, для чего необходима государственная поддержка, например, путем выделения специальных федеральных квот водных биоресурсов;
- развитие береговой рыбопереработки, которое сдерживается стоимостью кредита и тарифными составляющими производственных затрат (на электроэнергию, на арендуземли).
- предоставление приморским регионам субсидий на развитие прибрежной переработки и выделение дополнительных квот ВБР рыбодобывающим компаниям, которые поставляют свежие уловы и мороженую продукцию на прибрежные рыбоперерабатывающие предприятия.
Дальний Восток обеспечивает около 82% рыбного производства в России, но лишенный достаточных мощностей для рыбопереработки остается сырьевой базой для ряда зарубежных стран. Так согласно статистике Росрыболовства, около 90% всей добываемой рыбы уходит на экспорт, причем более 80% экспорта приходится на три страны – КНР, Р. Корея и Японию.
В России регулярно разрабатываются стратегические документы по развитию рыбной отрасли, но многие мероприятия так и не были пока реализованы. В качестве примера можно привести план масштабного проекта создания рыбного кластера в Приморском крае, на который было затрачено более 40 млн руб. из краевого бюджета. А проводившийся в Приморье ежегодный Конгресс рыбаков с 2017 года будет проходить на Сахалине.
Проект создания рыбного кластера в Приморье разрабатывался научным консорциумом во главе с филиалом АО "Исследовательский Институт Номура"(Япония) по заказу администрации Приморского края. В работе над проектом также принимали участие российские научно-исследовательские институты – ФГУП "ТИНРО-Центр" и ДНИИМФ [9].
Рыбопромышленный комплекс планировалось построить в бухте Суходол Шкотовского района Приморья. Зимой 2016 года Росрыболовство представило новую концепцию рыбного кластера, который должен был включать в себя четыре дивизиона в составе Приморского края, Сахалинской области (и как отдельной зоны – Курил), Камчатского края. При этом ведущая роль все равно отводилась Приморскому краю, где планировалось реализовать пять крупных инвестиционных проектов: оптово-распределительный центр «Владивосток», который позволит решить острую проблему перегруженности холодильных мощностей; флагманский завод по выпуску филе минтая; предприятие по выпуску замороженных рыбных полуфабрикатов; многоцелевой рыбоперерабатывающий комплекс для малых предприятий в рамках территории опережающего развития (ТОР) «Надеждинская»;инновационно-научный парк с бизнес-инкубатором и венчурным фондом [8].
Данный проекттребовал частных инвестиций в объеме 17 млрд руб., при этом предполагалось создать1300 новых рабочих мест. Финансирование данной программы не было предусмотрено в федеральном бюджете. По оценке Счетной палаты, причина сбоя заключается в провальных результатах предыдущей федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2009 - 2012 годах».
Предусмотренные на эту программу средства федерального бюджета не были использованы в полном объёме, и запланированные в ФЦП объекты и сооружения – не были построены. Последующая госпрограмма на 2013-2020 гг. также не была сформирована вовремя, в установленный срок.
Кроме того, приостановлена разработка совместных проектов, связанных с рыбной отраслью.Четыре резидента свободного порта Владивосток планировали инвестировать около 3 млрд рублей. Например, компания «Хорал» стремилась создать высокотехнологичное производство по переработке рыбы, «Корпорация Прим Хуньчунь» занималась созданием комплекса по переработке и хранению морской продукции; с компанией «СиЛайф» проектировался завод по разведению дальневосточного трепанга, гребешка и мидий [8].
Также следует отметить, что в2016 годув Сахалинской областиразрабатывался проект по созданию ТОР «Курилы», имеющая рыбопромышленную специализацию, реализация которого также была приостановлена по причине нарушения ряда договоренностей между Японией и Россией о совместной хозяйственной деятельности на Курильских островах.
Хотелось бы выделить самый перспективный проект, разрабатываемый в ДФО. Вконце 2016 годана территории Хабаровского края решено создать ТОР «Николаевск», в которой резиденты будут заниматься рыбопереработкой, судостроением и логистикой.За последний год в Николаевском районе Хабаровского края открылось два рыбоперерабатывающих предприятия, одно из которых является крупнейшим на Дальнем Востоке (инвестиции составили 3,2 млрд. рублей), что и способствовало появлению инициативы по созданию новой территории опережающего развития.
Кроме того, в стадии проработки находятся еще 10 перспективных проектов в рыбоперерабатывающей, логистической, сельскохозяйственной и лесоперерабатывающей сферах деятельности с общим объемом инвестиций от 540 до 710 млн рублей. Количество дополнительно создаваемых рабочих мест – 360 [6].
Следует отметить, что 2016-2017 годы отмечены серьезными инициативами в развитии рыбной промышленности. Большое значение для рыбной отрасли имеют поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые были приняты в начале 2016 года. Они ставят своей целью привлечение инвестиций и исключение из отрасли квотных «рантье» - предприятиями, которые не имеют собственного флота, не занимаются добычей рыбы, но получают и перепродают квоты на ее вылов. Был введен принцип долгосрочного закрепления ресурсов, который предполагает, что доли квот будут закреплять не на 10 лет, как это делалось с 2008 года, а на 15 лет[8].
В 2016была принята законодательная норма об инвестиционных квотах, которая призвана стимулировать строительство судов рыбопромыслового флота, а также - береговых предприятий по переработке водных биоресурсов. Предполагается распределять 20% квот на инвестиционные цели, которые могут включать закупку новых рыболовецких судов, построенных на российских верфях, а также создание отечественных объектов рыбопереработкиЕсть варианты развития судостроения непосредственно на Дальнем Востоке (одна из последних инициатив появилась на Сахалине - в городе Невельск), и в других регионах страны на предприятиях отраслевого лидера - Объединенной судостроительной корпорации, но в интересах Дальнего Востока [8].
Также среди последних нововведений стоит отметить создание электронной рыбной биржи в Сахалинской области, которая позволяет потребителям, участвующим в аукционах, получить рыбную продукцию напрямую от поставщиков. В результате за 2016 год рыбопромышленным компаниям удалось реализовать 420 тонн водных биологических ресурсов на сумму 230 млн рублей, что считается положительным итогом. Полномасштабную деятельность биржа должна развернуть к 2020 году после модернизации Корсаковского порта - там будет создан большой логистический комплекс. Позитивный пример Сахалина хотят распространить и на другие рыбодобывающие регионы страны [9].
Сахалин стал пилотным регионом, где с лета 2016 года вступили в силу новые правила регулирования рыболовства в прибрежной зоне. Во-первых, была введена упрощенная схема отчета об уловах. Согласно изменениям, зарегистрированные в Сахалинской области рыбаки, которые ведут прибрежный промысел только в шестимильной зоне Сахалина и Курильских островов на судах длиной до 24 метров, теперь могут заполнять промысловый журнал уже на берегу, в местах выгрузки, определенных областным правительством.
Во-вторых, в целях развития многовидового промысла для маломерного флота увеличен прилов одуемыхобъектов (на которые распространяются ОДУ - общедопустимыеуловы, то есть лимиты), для которых установлен ОДУ с 2% до 10% (кроме млекопитающих, крабов всех видов и креветок) и сняты ограничения по прилову неодуемых видов.
С 2019 года рыбаки, занимающиеся прибрежным рыболовством, смогут претендовать на государственную поддержку в виде дополнительных квот. Среди положительных изменений стоит выделить введенный с 1 января 2016 года запрет на дрифтерную ловлю - ловлю рыбы сетями в верхних слоях воды. В результате запрета увеличился подход горбуши в Охотском море, и магаданские рыбаки получили квоту на вылов в 2,3 раза больше первоначальной. В итоге промысел данного вида рыбы увеличился по сравнению с 2014 годом на 145% до 60,6 тыс. тонн [5].
Наращивание собственных рыбоперерабатывающих мощностей за счет строительства и модернизации предприятий вместо отправки сырья в другие страны, а также обеспечение внутреннего рынка продукцией по умеренным ценам являются главными приоритетами развития рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока. За последний год был принят ряд законодательных инициатив, которые значительно и в лучшую сторону изменили регулирование отрасли, а также создали стимулы для привлечения частных вложений при реализации различных инвестиционных проектов. Однако для осуществления коренных преобразований и получения конкретных результатов потребуется еще достаточно много времени и усилий.