Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS OF THE FISH INDUSTRY IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Levchenko E.P. 1
1 JSCB "Primorye"
Fisheries play an important role in the country's economy, firstly, it provides the population with job in many regions of the country. Also, the fishing industry makes a tangible contribution to Russia's GDP through additional revenues from companies, an increase in the export price and the influx of new investments. This arti-cle describes the development trend of the fisheries sector in Russia as a whole, and in the Far Eastern Federal District, in particular. Also, the latest data on changes in catch volumes by Russian companies, the dynamics of exports of fish products from Russia and the reasons for the decline in exports in 2016 are also presented. The most important tasks of the fish industry of our country are indicated. The key problems of implementation of large-scale projects of the Far East are described, as well as new strategic programs for the development of the fishing industry complex of the Far Eastern Federal District. The main priorities for the development of the fish-ery industry in the Far East have been signed out.
dfo
fish industry
fisheries complex
export

О тенденциях развития и проблемах рыбного хозяйства России, одной из важнейших пищевых отраслей страны, написано достаточно много. Развитие рыбохозяйственного комплекса государства зависит от двух основных факторов: от состояния запасов водных биологических ресурсов (ВБР), которое зависит от природно-климатических условий и выявляется в результатеспециальных научных исследований, и от динамики потребления рыбопродукции на внутреннем и внешнем рынках [1]. Второй фактор в свою очередь является производным от потребительского спроса,на которыйоказывает существенное воздействиежесткость нормативного регулирования в сфере качества и безопасности рыбной продукции.

Также важны государственное регулирование закрепления прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и масштаб, динамика и источники инвестиций, которые обусловлены как макроэкономическими факторами, так и мотивацией бизнеса [2].

В таблице 1 представлены данные об изменении объемов вылова российскими компаниями в 2016 году [10].

Таблица 1 –Российские объемы вылова ВБР в 2015 и 2016 гг., тыс. т

Бассейны и зоны добычи

2015 год

2016 год

Абс. изменение, тыс. т

Отн. изменение,%

Дальневосточный бассейн

3985

3085

-900

-23

Северный бассейн

225,6

558,1

332,5

147

Азово-черноморский бассейн

215,3

99,8

-115,5

-54

Балтийское море

74,9

72,1

-2,8

-4

Волжско-каспийский бассейн

182,2

68

-114,2

-63

Мировой океан и зоны иностранных государств

2720

672,4

-2047,6

-75

Всего

7403

4555,4

-2847,6

-38

Источник:Росрыболовство

Из данных таблицы следует, что совокупный объем вылова сократился в 2016 году на 38% относительно 2015года.При этом в Северном бассейне произошел роствылова почти в 2,5 раза, в остальных же бассейнах и зонах произошло сокращение вылова.На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что в силу напряженных отношений между Российской Федерацией и рядом стран ЕС, а также США, наша страна стремится осваивать собственные территории и разрабатывать новые объекты рыбного промысла.

Динамика экспорта рыбной продукции из России в 2015-2016 гг. по данным ФТС Россиипредставлена на рисунке 1 [10].

Рисунок 1 - Динамика экспорта рыбной продукции в 2015-2016 гг.

Из приведенного графика можно сделать вывод, что динамика физических объемов и доходов от экспорта очень нестабильна. По данным ФТС в 2016 году экспорт рыбы и рыбной продукции снизился в стоимостном и физическом выражении на 15%.

Основную долю экспорта составляет замороженная рыба. За год экспорт мороженойрыбы снизился на 12,7% .Две основные причины этого: падение цен на российскую продукцию и неопределённость в китайской рыбоперерабатывающей отрасли, на которую ориентирована большая часть российских поставок.При этом вопреки политике импортозамещения, уловыкрайне мало были переориентированы на отечественныйрынок. По данным Росстата, в 2016 годупроизошло снижение объёма производства рыбы и продуктов её переработки на 0,3%. Основная масса выловленной рыбы направлялась за рубеж [4, 5].

Основными проблемами современного этапа развития рыбохозяйственного комплекса Россиипринято считать низкую эффективность использования водных биологических ресурсов как в части их промышленного освоения, так и в части экспорта, а также отсутствие у многих пользователей водных биоресурсов стимулов к инвестированию в отрасль, в том числе в модернизацию и строительство рыболовного флота, береговых холодильных и рыбоперерабатывающих мощностей. Хотелось бы отметить низкую финансовую отдачу пользователей федеральными водными биоресурсами, которая не покрывает даже вложения в отрасль средств федерального бюджета и невозможность привлечения долгосрочного проектного финансирования на приемлемых условиях [11].

Таким образом, насущные задачи рыбного хозяйства России очевидны [1, 7]:

- обновление значительно изношенного рыбопромыслового флота, строительство новых судов массовых серий желательно на российских верфях, для чего необходима государственная поддержка, например, путем выделения специальных федеральных квот водных биоресурсов;

- развитие береговой рыбопереработки, которое сдерживается стоимостью кредита и тарифными составляющими производственных затрат (на электроэнергию, на арендуземли).

- предоставление приморским регионам субсидий на развитие прибрежной переработки и выделение дополнительных квот ВБР рыбодобывающим компаниям, которые поставляют свежие уловы и мороженую продукцию на прибрежные рыбоперерабатывающие предприятия.

Дальний Восток обеспечивает около 82% рыбного производства в России, но лишенный достаточных мощностей для рыбопереработки остается сырьевой базой для ряда зарубежных стран. Так согласно статистике Росрыболовства, около 90% всей добываемой рыбы уходит на экспорт, причем более 80% экспорта приходится на три страны – КНР, Р. Корея и Японию.

В России регулярно разрабатываются стратегические документы по развитию рыбной отрасли, но многие мероприятия так и не были пока реализованы. В качестве примера можно привести план масштабного проекта создания рыбного кластера в Приморском крае, на который было затрачено более 40 млн руб. из краевого бюджета. А проводившийся в Приморье ежегодный Конгресс рыбаков с 2017 года будет проходить на Сахалине.

Проект создания рыбного кластера в Приморье разрабатывался научным консорциумом во главе с филиалом АО "Исследовательский Институт Номура"(Япония) по заказу администрации Приморского края. В работе над проектом также принимали участие российские научно-исследовательские институты – ФГУП "ТИНРО-Центр" и ДНИИМФ [9].

Рыбопромышленный комплекс планировалось построить в бухте Суходол Шкотовского района Приморья. Зимой 2016 года Росрыболовство представило новую концепцию рыбного кластера, который должен был включать в себя четыре дивизиона в составе Приморского края, Сахалинской области (и как отдельной зоны – Курил), Камчатского края. При этом ведущая роль все равно отводилась Приморскому краю, где планировалось реализовать пять крупных инвестиционных проектов: оптово-распределительный центр «Владивосток», который позволит решить острую проблему перегруженности холодильных мощностей; флагманский завод по выпуску филе минтая; предприятие по выпуску замороженных рыбных полуфабрикатов; многоцелевой рыбоперерабатывающий комплекс для малых предприятий в рамках территории опережающего развития (ТОР) «Надеждинская»;инновационно-научный парк с бизнес-инкубатором и венчурным фондом [8].

Данный проекттребовал частных инвестиций в объеме 17 млрд руб., при этом предполагалось создать1300 новых рабочих мест. Финансирование данной программы не было предусмотрено в федеральном бюджете. По оценке Счетной палаты, причина сбоя заключается в провальных результатах предыдущей федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2009 - 2012 годах».

Предусмотренные на эту программу средства федерального бюджета не были использованы в полном объёме, и запланированные в ФЦП объекты и сооружения – не были построены. Последующая госпрограмма на 2013-2020 гг. также не была сформирована вовремя, в установленный срок.

Кроме того, приостановлена разработка совместных проектов, связанных с рыбной отраслью.Четыре резидента свободного порта Владивосток планировали инвестировать около 3 млрд рублей. Например, компания «Хорал» стремилась создать высокотехнологичное производство по переработке рыбы, «Корпорация Прим Хуньчунь» занималась созданием комплекса по переработке и хранению морской продукции; с компанией «СиЛайф» проектировался завод по разведению дальневосточного трепанга, гребешка и мидий [8].

Также следует отметить, что в2016 годув Сахалинской областиразрабатывался проект по созданию ТОР «Курилы», имеющая рыбопромышленную специализацию, реализация которого также была приостановлена по причине нарушения ряда договоренностей между Японией и Россией о совместной хозяйственной деятельности на Курильских островах.

Хотелось бы выделить самый перспективный проект, разрабатываемый в ДФО. Вконце 2016 годана территории Хабаровского края решено создать ТОР «Николаевск», в которой резиденты будут заниматься рыбопереработкой, судостроением и логистикой.За последний год в Николаевском районе Хабаровского края открылось два рыбоперерабатывающих предприятия, одно из которых является крупнейшим на Дальнем Востоке (инвестиции составили 3,2 млрд. рублей), что и способствовало появлению инициативы по созданию новой территории опережающего развития.

Кроме того, в стадии проработки находятся еще 10 перспективных проектов в рыбоперерабатывающей, логистической, сельскохозяйственной и лесоперерабатывающей сферах деятельности с общим объемом инвестиций от 540 до 710 млн рублей. Количество дополнительно создаваемых рабочих мест – 360 [6].

Следует отметить, что 2016-2017 годы отмечены серьезными инициативами в развитии рыбной промышленности. Большое значение для рыбной отрасли имеют поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые были приняты в начале 2016 года. Они ставят своей целью привлечение инвестиций и исключение из отрасли квотных «рантье» - предприятиями, которые не имеют собственного флота, не занимаются добычей рыбы, но получают и перепродают квоты на ее вылов. Был введен принцип долгосрочного закрепления ресурсов, который предполагает, что доли квот будут закреплять не на 10 лет, как это делалось с 2008 года, а на 15 лет[8].

В 2016была принята законодательная норма об инвестиционных квотах, которая призвана стимулировать строительство судов рыбопромыслового флота, а также - береговых предприятий по переработке водных биоресурсов. Предполагается распределять 20% квот на инвестиционные цели, которые могут включать закупку новых рыболовецких судов, построенных на российских верфях, а также создание отечественных объектов рыбопереработкиЕсть варианты развития судостроения непосредственно на Дальнем Востоке (одна из последних инициатив появилась на Сахалине - в городе Невельск), и в других регионах страны на предприятиях отраслевого лидера - Объединенной судостроительной корпорации, но в интересах Дальнего Востока [8].

Также среди последних нововведений стоит отметить создание электронной рыбной биржи в Сахалинской области, которая позволяет потребителям, участвующим в аукционах, получить рыбную продукцию напрямую от поставщиков. В результате за 2016 год рыбопромышленным компаниям удалось реализовать 420 тонн водных биологических ресурсов на сумму 230 млн рублей, что считается положительным итогом. Полномасштабную деятельность биржа должна развернуть к 2020 году после модернизации Корсаковского порта - там будет создан большой логистический комплекс. Позитивный пример Сахалина хотят распространить и на другие рыбодобывающие регионы страны [9].

Сахалин стал пилотным регионом, где с лета 2016 года вступили в силу новые правила регулирования рыболовства в прибрежной зоне. Во-первых, была введена упрощенная схема отчета об уловах. Согласно изменениям, зарегистрированные в Сахалинской области рыбаки, которые ведут прибрежный промысел только в шестимильной зоне Сахалина и Курильских островов на судах длиной до 24 метров, теперь могут заполнять промысловый журнал уже на берегу, в местах выгрузки, определенных областным правительством.

Во-вторых, в целях развития многовидового промысла для маломерного флота увеличен прилов одуемыхобъектов (на которые распространяются ОДУ - общедопустимыеуловы, то есть лимиты), для которых установлен ОДУ с 2% до 10% (кроме млекопитающих, крабов всех видов и креветок) и сняты ограничения по прилову неодуемых видов.

С 2019 года рыбаки, занимающиеся прибрежным рыболовством, смогут претендовать на государственную поддержку в виде дополнительных квот. Среди положительных изменений стоит выделить введенный с 1 января 2016 года запрет на дрифтерную ловлю - ловлю рыбы сетями в верхних слоях воды. В результате запрета увеличился подход горбуши в Охотском море, и магаданские рыбаки получили квоту на вылов в 2,3 раза больше первоначальной. В итоге промысел данного вида рыбы увеличился по сравнению с 2014 годом на 145% до 60,6 тыс. тонн [5].

Наращивание собственных рыбоперерабатывающих мощностей за счет строительства и модернизации предприятий вместо отправки сырья в другие страны, а также обеспечение внутреннего рынка продукцией по умеренным ценам являются главными приоритетами развития рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока. За последний год был принят ряд законодательных инициатив, которые значительно и в лучшую сторону изменили регулирование отрасли, а также создали стимулы для привлечения частных вложений при реализации различных инвестиционных проектов. Однако для осуществления коренных преобразований и получения конкретных результатов потребуется еще достаточно много времени и усилий.