Введение. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) № 172 от 24.03.2014 г. положил начало возрождению российских традиций здоровьесбережения нации [5]. Возрождение и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО является общенациональной задачей создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения. Проект внедрения нового комплекса в целом и его контрольно-тестирующая функция в частности обусловлены в первую очередь необходимостью усиления здоровьеформирующей и социокультурной составляющих в сфере физического воспитания и спорта детей, подростков и молодежи. Нормативно-тестирующая часть предусматривает реализацию государственных требований к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения нормативов [1].
Многими специалистами отмечается, что большинство современной молодежи не проявляют интереса к физкультурно-спортивной деятельности [2]. Исследование физической активности студентов ТИ (ф) СВФУ в свободное время в октябре 2015 г. показало, что физическая активность у большинства опрошенных студентов не так высока, как хотелось бы, особенно во время сессии и каникул [4].
Ознакомившись с нормативно-тестирующей частью нового комплекса ГТО для VI ступени (возраст 17-29 лет), у нас возник интерес проверить, как справляются студенты с предложенными нормативами, и как подготовиться студентам к их выполнению.
Отчетливо понимая, что для целенаправленной физической подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО одних только учебно-тренировочных занятий недостаточно, нами был разработан проект «Выявление уровня готовности студентов ТИ (ф) СВФУ к выполнению нормативов ВФСК ГТО», подготовленный в рамках конкурса на соискание грантов Технического института (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри по фундаментальным и прикладным научным исследованиям (для студентов). Данный проект предусматривал увеличение количества студентов, выполняющих нормы ВФСК ГТО VI ступени.
Цель работы – выявить уровень готовности студентов групп общефизической подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО на силу, гибкость и прыгучесть.
Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ литературы; тестирование физической подготовленности по нормативам комплекса ГТО: подтягивание из виса на высокой перекладине для юношей, поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) для девушек, наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, прыжок в длину с места толчком двумя ногами (для юношей и девушек); педагогический эксперимент (февраль – май 2016 г.); математическая обработка данных. Исследования проводились на базе ТИ (ф) СВФУ в 3 этапа: подготовительный этап (февраль 2016 г.) - входное исследование уровня физической подготовленности студентов учебных групп ППО-14, ГД-15, ГД-14, разработка методических рекомендаций в виде буклета для самостоятельной подготовки студентов к выполнению нормативов; основной этап (февраль-апрель 2016 г.) – педагогический эксперимент: проведение тренировочных занятий в учебное и внеучебное время, проведение соревнований по отдельным видам комплекса ГТО; заключительный этап (май 2016 г.) - подведение итогов реализации проекта, составление отчета по проекту, сравнение начальных и конечных результатов выполнения нормативов комплекса ГТО по знакам отличия.
В педагогическом эксперименте приняли участие студенты дневного отделения 1-2 курсов в количестве 20 человек (9 юношей и 11 девушек), занимающиеся по дисциплине «Физическая культура» по программе «Общая физическая подготовка».
Результаты исследования и их обсуждение.
Для определения исходного уровня физической подготовленности были проведены испытания по нормативам комплекса ГТО. Данные по юношам представлены в табл. 1.
Таблица 1. Исходные показатели юношей при выполнении нормативов комплекса ГТО (в %)
№ |
Показатели |
Бронза |
Серебро |
Золото |
Выполнили норматив |
Не выполнили норматив |
1. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
33,3 |
66,7 |
2. |
Подтягивание на высокой перекладине |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
33,3 |
66,7 |
3. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье |
- |
33,3 |
33,3 |
66,6 |
33,4 |
Анализируя результаты у юношей, можно сказать, что исходные данные группы по всем трем показателям низкие. Количество студентов, справляющихся с выполнением нормативов по прыжкам в длину и подтягиваниям на перекладине, составляет только 33,3%, по упражнению на гибкость – 66,6%. Качественные показатели по знакам отличия очень низкие. Это говорит о том, что студенты поступают в институт с низким уровнем физической подготовленности. Следовательно, в школе уделяется недостаточное внимание этим показателям.
Полученные результаты по девушкам можно видеть в табл. 2.
Таблица 2. Исходные показатели девушек при выполнении нормативов комплекса ГТО (в %)
№ |
Показатели |
Бронза |
Серебро |
Золото |
Выполнили норматив |
Не выполнили норматив |
1. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
18,2 |
9,1 |
- |
27,3 |
72,7 |
2. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине |
- |
36,4 |
27,3 |
63,6 |
36,4 |
3. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье |
27,2 |
36,4 |
36,4 |
100 |
- |
Из таблицы видно, что начальные показатели по группе девушек в прыжках в длину тоже очень низкие, только 27,3% справились с этим нормативом. В упражнении на силу большинство девушек 63,7% имеют хороший исходный уровень, и качественный показатель отмечается на уровне серебряного (36,4%) и золотого знаков отличия (27,3%) . Норматив на гибкость не является для них проблемой и с ним успешно справилась вся группа, имея хорошие качественные показатели. Следовательно, показателю по прыжкам в длину с места нужно больше уделять внимания, начиная со школы.
Повышение результатов уровня физической подготовленности достигалось дополнительными самостоятельными тренировками и занятиями студентов в спорткомплексе «Богатырь» ТИ (ф) СВФУ и домашних условиях. Для этой цели нами разработаны методические рекомендации к выполнению нормативов ВФСК ГТО в виде буклетов «Сильнее, дальше, гибче!» с комплексами упражнений на силу, гибкость и скоростно-силовую подготовку, где был предложен график занятий для совершенствования данных нормативов с постепенным повышением нагрузки. Выбор указанных упражнений из комплекса ГТО обусловлен необходимостью проведения занятий в спортивном зале в зимний период времени в условиях Севера.
Каждый участник получил буклет и имел возможность заниматься самостоятельно как на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре, так и дополнительно во внеучебное время.
В результате реализации разработанной программы были получены следующие данные (табл. 3, 4).
Таблица 3. Показатели юношей при выполнении нормативов комплекса ГТО в результате реализации программы «Сильнее, дальше, гибче!» (в %)
№ |
Показатели |
Бронза |
Серебро |
Золото |
Выполнили норматив |
Не выполнили норматив |
1. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
22,2 |
11,1 |
22,2 |
55,5 |
44,5 |
2. |
Подтягивание на высокой перекладине |
11,1 |
- |
44,4 |
55,5 |
44,5 |
3. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье |
11,1 |
22,2 |
44,4 |
77,7 |
22,3 |
Таблица 4. Показатели девушек при выполнении нормативов комплекса ГТО в результате реализации программы «Сильнее, дальше, гибче!» (в %)
№ |
Показатели |
Бронза |
Серебро |
Золото |
Выполнили норматив |
Не выполнили норматив |
1. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
18,2 |
9,1 |
9,1 |
36,4 |
63,6 |
2. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине |
18,2 |
9,1 |
63,6 |
90,9 |
9,1 |
3. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье |
- |
54,5 |
45,5 |
100 |
- |
Пройдя целенаправленную подготовку в вузе в течение одного семестра по разработанной программе, можно констатировать улучшение качественных и количественных показателей у юношей по всем трем упражнениям. Так, количество юношей, выполнивших прыжок в длину с места и подтягивания на знаки отличия, увеличилось на 22,2% и достигло 55,5%. В тесте на гибкость увеличение достигло 77,7%. Особо здесь следует отметить качество показателей, сопровождающееся увеличением количества студентов, выполнивших нормативы по более высоким знакам отличия в тестах на силу и гибкость.
Также после прохождения специальной подготовки мы можем наблюдать заметное повышение количества девушек (90,9%), справляющихся с нормативом на силу и качественное улучшение этого показателя. Больше половины студенток (63,6%) выполнили норматив на золотой знак отличия. В тесте на гибкость также наблюдается качественное улучшение показателя. Так, на серебряный знак вышли 54,5% девушек, а было – 36,4%, на золотой – 45,5%, было - 36,4%. В прыжках в длину с места также наметилось повышение результативности, но пока незначительное. Данный норматив требует более длительной подготовки.
Выводы. В ходе эксперимента был выявлен низкий исходный уровень по группе юношей в показателях на силу (только 33,3% студентов справились с этим показателем по нормативно-тестирующей части комплекса ГТО), прыгучесть (33,3%), у девушек – на прыгучесть (27,3%). В связи с чем, необходимо формировать готовность к выполнению нормативов ГТО со школы и детского сада и проводить дальнейшую работу в вузе.
Специально разработанные программы упражнений на силу, гибкость и прыгучесть и методические рекомендации к ним позволили повысить качественные и количественные показатели по трем видам упражнений комплекса ГТО. В «подтягивании из виса на высокой перекладине» для юношей выполнение в группе достигло 55,5%. Норматив «поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин)» выполнили 90,9% девушек. Тест «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» самый выполняемый среди студентов, с ним справились 63,6% юношей и 100% девушек. «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» для юношей и девушек явился самым сложным по улучшению показателя. Достичь уровня выполнения норматива удалось 55,5% юношей и 36,4% девушек.
Таким образом, уровень готовности студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО в группах общей физической подготовки соответствовал установленным нормам до эксперимента среди юношей в прыжках в длину с места и в подтягивании в 33,3% случаев, после эксперимента – 55,5%, в тесте на гибкость 66,6% и 77,7% соответственно. У девушек до эксперимента соответствие нормам комплекса ГТО в прыжках в длину с места составило 27,3%, после эксперимента 36,4%, в «поднимании туловища с закрепленными ногами» 63,6% и 90,9% соответственно, в тесте на гибкость 100% до и после эксперимента. Данные результаты показывают каким нормативам необходимо уделять большее внимание.