Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SUBSTANTIATION AND DEVELOPMENT OF FRAGMENT OF THE ELECTRONIC COURSE ON DISCIPLINE "BASES OF PEDAGOGICAL SKILL"

Zhukov V.I. 1 Dulinets T.G. 1
1 Siberian Federal University
Search of ways of optimization of training process in high school, currently aimed at a wide introduction of information technologies, models of teaching, new incentive mechanisms for involving students in learning activities. Effective is the introduction of e-learning that becomes an integral part of the educational process in universities and used in all forms of education, which entails the increase in the share of independent work of students in mastering of educational material is based on individual capabilities of students; to increase the motivation and quality of learning due to the diversity of forms of organization of training; collaborate on projects, students to develop a more conscious approach to learning etc. In this context, the use of multi-media tools opens up new possibilities in the organization of the learning process. This work is devoted to justification and development of an electronic learning course. The paper discusses the requirements and principles of eLearning development. Describes the pedagogical and technological scripts, of course, the structure of the course.
multimedia tools
combined training model
the development of e-learning course

Статья посвящена вопросам организации учебного процесса с использованием электронного обучения. Основное внимание уделено вопросам обоснования и разработки электронного обучающего курса, с целью реализации смешанной модели обучения.

В данной статье проанализированы теоретические основы разработки мультимедиа средств, в соответствии с которыми обоснован и разработан электронный обучающий курс по дисциплине «Основы педагогического мастерства».

Сегодня одной из ведущих тенденций информатизации общества является внедрение в процесс обучения мультимедиа средств, их проникновение в образовательную сферу жизни. Однако, такие ученые как Н.Г. Семенова, А. Н. Некрасова, Н. М. Семчук утверждают, что для эффективного внедрения методов интерактивного обучения необходима большая и серьезная работа по подготовке методической и информационной базы для организации современного процесса обучения. [4, 6]

На данный момент в информационной сфере высших учебных заведений сложилось противоречие между все более расширяющейся сферой применения интерактивных технологий, как средств обучения, и отсутствием учебно-методического обеспечения, которое учитывало бы:

  • требования к организации современного процесса обучения – электронное обучение, смешанное обучение, технологии дистанционного обучения и т.д.;
  • возрастные особенности обучающихся;
  • особенности цифрового поколения;
  • современные тенденции в организации учебного процесса в ВУЗах;
  • специфику дисциплины.

Данное противоречие определило необходимость разработки мультимедиа средства, учитывающего вышеназванные особенности и тенденции.

Целесообразность использования мультимедиа средств в процессе обучения подтверждается тем, что при изучении и усвоении информации запоминается 20% того, что видно, 30% того, что слышно, и целых 80% того, что видно и слышно одновременно. То есть для действенного изучения учебного материала необходимо использовать все каналы восприятия информации обучающихся, если правильно использовать данные средства во время обучения, то доля усвоенного может составлять более 75%. [2, 3]

Внедрение мультимедиа средств в процесс обучения позволяет реализовать смешанную модель обучения, которая направлена на целенаправленную, интенсивную и контролируемую самостоятельную работу обучаемого. Появляется возможность гибкого подхода к обучению, изучение интересующего модуля, удобные темп, время и место для обучения, самостоятельно контролировать объем и скорость изучения материала.

Таким образом реализация смешанной модели обучения способствует:

  • повышению доли самостоятельной работы студентов;
  • учитывает индивидуальные возможности обучающихся;
  • повышает мотивацию и качество обучения за счет разнообразия форм организации обучения; совместной работы над проектами и т.д.;
  • развитию у учащихся более осознанного подхода к обучению и т.д.

Изучив работы, посвященные мультимедиа средствам, определяя сущность данного понятия, мы остановились на трактовке Н.Г. Семеновой, так как она, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает сущность понятия мультимедиа. По мнению Н. Г. Семеновой «мультимедиа представляют особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном)». [6]

Рассматривая мультимедиа средства в учебном процессе, необходимо определить их роли. Мультимедиа средства в образовательной среде, по мнению А. Н. Некрасовой и Н. М. Семчук, призваны решить задачи гуманизации образования, повысить эффективность учебного процесса, развить личностные качества обучаемых, развить коммуникативные и социальные способности обучаемых, существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер, определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, учесть индивидуальные особенности обучаемого, осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается, привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач. [4]

В ходе дальнейшего исследования нами был разработан электронный обучающий курс «Основы педагогического мастерства» [7] на базе образовательной платформе MOODLE [1] для магистрантов Сибирского федерального университета Института психологии, педагогики и социологии кафедры «Современные образовательные технологии», направления 44.03.04 «Педагогическое образование».

При разработке мы опирались на требования к организации современного процесса обучения, требования к организации электронного обучения, создания в рамках курса смешанной модели обучения, возрастные особенности обучающихся, особенности организации учебного процесса в ВУЗе, специфику дисциплины.

Целью изучения дисциплины является знакомство с теоретическими основами и практическими подходами к организации учебного процесса, изучение требований к преподавателю с позиции его компетентности, формирование у студентов целостного представления о педагогическом мастерстве и путях его формирования, мастерстве как комплексе свойств личности, обеспечивающем высокий уровень самореализации профессиональной деятельности.

Электронный обучающий курс по своей структуре соответствует Положению об электронных образовательных ресурсах в СФУ [5] и содержит:

  • описание предполагаемого режима обучения, представленное с использованием мультимедийных компонентов, иллюстрирующих основное понятие или объект изучения – презентация курса;
  • электронный терминологический словарь – глоссарий;
  • электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний – контрольные вопросы и понятия по модулю;
  • электронное наглядное пособие – презентации лекций;
  • электронный практикум – практические задания в виде вики, форумов, заданий, файлов;
  • электронный курс лекций – интерактивные лекции;
  • средства взаимодействия преподавателя и обучаемых – форумы для рецензии, интерактивный блокнот, интерактивная доска, интерактивный календарь рабочего процесса;
  • гиперссылки на внешние источники – видеофайлы, таблицы, ссылки на сайты.

Разработанный электронный обучающий курс содержит следующие модули:

  • Педагогическое мастерство как система
  • Педагогическое общение. Конфликты в педагогической деятельности
  • Основы театральной педагогики
  • Обучение как действенный фактор развития личности
  • Проектирование образовательного пространства

Проверка фрагмента разработанного электронного курса на соответствие дидактическим принципам и требованиям, предъявляемым к их разработке, проводилась экспертами, в числе 9 человек. В качестве экспертов выступали специалисты в области разработки и внедрения электронных обучающих курсов в учебный процесс Сибирского федерального университета. По результатам экспертизы было сформировано заключение, в котором изложено следующее:

  • научность содержания раскрывается через использование научно-достоверных сведений;
  • адаптивность содержания подкрепляется различными средствами наглядности, такими как текст, иллюстрации, видео, звук, а также возможностью выбора порядка изучения материала;
  • систематичность и последовательность обучения проявляется в структурированной системе подачи материала;
  • компьютерная визуализация учебной информации достигается за счет динамики в видео и анимации;
  • сознательность обучения, самостоятельность и активизация деятельности обеспечивается за счёт самостоятельного управления ситуацией по средствам интерактивной доски, и возможностью выбора в вопросах интерактивных лекций;
  • прочность усвоения результатов обучения гарантируется ввиду присутствия рефлексии, возможности задавать вопросы преподавателю через интерактивный блокнот, оценки заданий с пояснениями;
  • обеспечение интерактивного диалога происходит через задаваемые вопросы преподавателю в интерактивном блокноте, выполнения заданий в форме форума;
  • развитие интеллектуального потенциала достигается при выполнении заданий с использованием сторонних ресурсов, а также выполнении заданий на развитие коммуникативных способностей и воображения.

Апробация электронного обучающего курса по дисциплине «Основы педагогического мастерства» позволила выявить некоторые недостатки в разработке, которые были скорректированы и показала высокую заинтересованность и повышение активности, самостоятельности студентов в изучении дисциплины.