В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что неотъемлемым компонентом общей культуры общества является одна из сфер социальной деятельности – физическая культура. Она как потребность общественного развития служит одним из важнейших средств воспитания человека. Систематические занятия видами физической культуры содействуют всестороннему и гармоническому развитию личности, формированию высоких моральных и волевых качеств, эстетических вкусов, развитию умственных способностей. Физическая культура включает в себя много полезного эмоционального досугового в общественной жизни [1, 2, 6, 7].
В этой связи и требования к педагогу меняются – в современных условиях образования педагог должен обладать способностью, приобретать новые знания и реализовывать здоровьесберегающее обучение, быть полноценной личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально значимую трудовую деятельность в условиях все возрастающей конкуренции. [1, 2, 3, 4]. Цель нашего исследования заключалась в выявлении роли и значения физкультурно-спортивной активности в жизни студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.
Выборка составила студентов из 120 человек, обучающихся по педагогическим специальностям, из которых 40 студентов факультета физической культуры и 80 студентов обучающихся по специальностям не физкультурной направленности. Исследование физкультурно-спортивной активности выполнено посредством анкетирования. В связи с тем, что студенты, обучающиеся на факультете физической культуры должны иметь более высокую физкультурно-спортивную активность, мы рассматривали их результаты анкетирования отдельно.
Исследование показало, что у 72% будущих педагогов родители, не имели ни какого отношения к спорту; целенаправленно привлекали детей к занятиям физической культурой 50% родителей (20% - занимались вместе, 30% - водили в секцию). Среди родителей студентов – спортсменов не имела отношения к спорту меньшая процентная составляющая (50%), 30% родителей водили детей в спортивные секции или (и) занимались физической культурой вместе – 18%. Данный факт, по нашему мнению, свидетельствует об определенном влиянии опыта родителей на физкультурно-спортивную активность детей. Школьные годы также не маловажны, в формировании привычки заниматься физической культурой и спортом. Среди студентов не физкультурных специальностей, всегда посещали уроки физкультуры в школе и занимались там увлеченно, половина респондентов (55% и 53% соответственно). 40% студентов посещали уроки, без интереса и 5% студентов не посещали уроки физической культуры, так как были освобождены от них. В спортивных секциях по видам спорта в детстве занимались только 53% опрошенных студента. Студенты – спортсмены имеют несколько иной уровень школьной физкультурно-спортивной активности. 92% респондентов всегда и с удовольствием посещали уроки физкультуры в школе, 4% респондентов делали это, не испытывая удовольствия. Спортивные секции в школьные годы посещали 98% студентов – спортсменов. В настоящее время среди будущих педагогов не спортсменов систематически, 2 – 3 раза в неделю занимаются спортом 83% респондентов, 5 – 6 раз в неделю - 3% опрошенных лиц. Студенты факультета физической культуры уделяют спорту на порядок больше времени. Основная масса респондентов (54%) занимается 2 – 3 раза в неделю, 46% тренируется 5 – 6 раз в неделю. Основной мотив занятий физической культурой и спортом большинства опрошенных студентов это совершенствование своего тела (65% - студенты не спортсмены и 80% студенты - спортсмены). В группе студентов – педагогов не спортсменов на втором месте по значимости находится мотив улучшения психоэмоционального состояния, что, по-видимому, более значимо для данной группы лиц. Мотивы укрепления своего физического «Я» для студентов – педагогов менее значимы. Также студенты данной группы практически не используют сферу физической культуры для общения друг с другом. В связи с тем, что одно из требований для студентов – спортсменов является повышение спортивной квалификации, то у 65% респондентов одним из ведущих мотивов занятий физической культурой и спортом является повышение физической подготовки. У значительно меньшей процентной составляющей студентов среди приоритетной мотивации занятий физической культурой является улучшение настроения и здоровья; общение и расширение круга друзей; спортивная карьера. Среди средств физической культуры студенты – педагоги не спортсмены предпочитают прогулки, занятия фитнесом, плавание велопрогулки, катание с гор, спортивные игры. Для большинства студентов факультета физической культуры приоритетны виды двигательной активности со спортивной направленностью: борьбу, плавание, футбол. Намного реже студенты – спортсмены выбирали занятия фитнесом, волейбол, баскетбол, пешие прогулки. Необходимо отметить большее разнообразие предложенных студентами спортсменами видов двигательной активности. Как учебная дисциплина «физическая культура» в педагогическом высшем учебном заведении в большем случае, по сравнению с другими учебными дисциплинами, призвана обеспечить высокую работоспособность, морально-психологическую основу профессиональной деятельности выпускников. Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. В связи с этим часть исследования была посвящена изучению физкультурно-спортивной активности студентов в стенах учебного заведения. Выявлено, что среди студентов не физкультурных специальностей систематически посещают занятия по физической культуре всего 51% студентов, 44% посещают занятия, но часто прогуливают. 5% опрошенных не посещают занятия, так как освобождены по состоянию здоровья. Ответы студентов – спортсменов распределились несколько иным образом. Стараются не пропускать занятия и систематически посещают их 85% студентов, что объясняется получением на данных предметах информации связанной с получаемой специальностью. 15% респондентов часто пропускают данные учебные предметы. Для привития занимающимся положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, стремления к самостоятельным занятиям важно использование на занятии разнообразных средств физической культуры, форм и методов организации занятия. Уверенно согласились с утверждением, что большинство преподавателей используют богатый арсенал средств, методов обучения на занятиях по физической культуре всего 23% студентов - педагогов не спортсменов, еще 54% согласились, но с меньшей долей уверенности. Среди студентов – спортсменов данное соотношение составило 65% против 25%. Ряд вопросов анкеты были направлены на получение сведений об удовлетворенности студентами решением на занятиях по физической культуре основных задач: обучающей, развивающей, оздоровительной. Установлено, что большинство студентов-педагогов не спортивной направленности считают себя некомпетентными в области физической культуры и 31% считают, что имеют достаточно знаний в этой сфере. Данный факт свидетельствует о недостаточном сообщении данному контингенту лиц сведений о физической культуре. Напротив, среди спортсменов – педагогов, уверенных, что они обладают достаточным багажом знаний, в области физической культуры оказалось на порядок выше - 70%, только 25% считают свои знания недостаточными. Удивило присутствие у студентов, обучающихся на факультете физической культуры ответа о полном отсутствии интереса к спорту. С тем, что занятия по физической культуре, организованные в высшем учебном заведении имеют оздоровительный эффект согласилось 46% опрошенных студентов не спортсменов, 64% респондентов считают, что занятия физической культуры не способны решать оздоровительные задачи. Среди студентов-спортсменов согласились с наличием оздоровительного эффекта на занятиях 45%. Не согласны с данным утверждением 55% опрошенных студентов. Подобные результаты, по нашему мнению можно объяснить тем, что основные задачи, решаемые на факультете физической культуры – образовательные – овладение студентами ФФК основными средствами и методами обучения школьников предмету «Физическая культура». Наиболее полноценно, по мнению студентов, решатся на занятиях развивающие задачи. Выявлено, что 80% студентов, не связавших свою профессию с физической культурой, считают, что на занятиях по физической культуре у них активно развиваются двигательные умения и формируются двигательные навыки. Среди студентов факультета физической культуры в этом уверены 95%. Одним из показателей комфортности человека в деятельности является его уверенное поведение, однако 32% студентов не чувствуют себя на занятиях достаточно уверенно. Среди студентов факультета физической культуры только 4% респондентов на занятиях не чувствуют себя уверенно. О принятии спортивного стиля жизни свидетельствует включение студентов не только в обязательную деятельность, но и участие в спортивных мероприятиях «по желанию». Активно участвуют в спортивной жизни Вологодского государственного университета только 29% студентов не спортсменов и 64% студентов, обучающихся на факультете физической культуры. Основные причинами такой низкой активности являются отсутствие интереса и отсутствие соревнований по интересующему виду. Не достаточно высока доля учащихся, занимающихся в спортивных секциях на базе вуза. Остальные 75% респондентов либо не интересует спорт, или не удовлетворяет вид спорта. 30% студентов-спортсменов не повышают свою спортивную квалификацию во второй половине дня. Среди студентов-спортсменов не принимают участие в спортивных соревнованиях и праздниках значительно меньшее количество опрошенных студентов. Но, основная причина этому – отсутствие интереса. На вопрос, удовлетворено ли студенчество Вологодского государственного университета возможностью научиться вести здоровый образ жизни посредством организации учебных занятий и физкультурно-массовой работы в ВУЗе. 72% студентов – не спортсменов считают, что в ВУЗе есть все возможности для формирования навыка здорового образа жизни и привития необходимости к систематическим занятиям физической культурой. В группе студентов, факультета физической культуры 95% студентов считают, что преподаватели ВУЗа прикладывают все возможности для привития им навыков здорового образа жизни. Однако, не смотря на предоставленную возможность у 36,7% стремления продолжить занятия вне стен университета не формируется. Опрошенные студенты факультета физической культуры почти единогласно (96%) выказали уверенность о формировании к концу периода обучения стойкого стремления продолжить занятия физической культурой и спортом вне стен университета.
Полученные данные позволили нам сформулировать нам следующие выводы:
- активность студентов в этой области физической культуры связана с занятиями спортом в детстве.
- среди средств физической культуры студенты–педагоги предпочитают средства, относящиеся к активному отдыху, для студентов спортсменов приоритетны спортизированные виды двигательной активности.
- выявлена низкая физкультурно-спортивная активность студентов не физкультурных специальностей в стенах учебного заведения и напротив, высокая обязательная физкультурно-спортивная активность студентов – спортсменов, что по нашему мнению связано с тем, что на этих занятиях студенты получают информацию непосредственно связанную с поучаемой специальностью. Недостаточное участие студентов-спортсменов в мероприятиях проводимых «по желанию» можно, объяснить отсутствием интереса.