На современном этапе развития цивилизации проблема загрязнения окружающей среды ставит перед человеком важную задачу обеспечения экологической безопасности, переосмысления проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, формирования экологической культуры будущего поколения.
Законы Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании РФ» создают предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического дошкольного и школьного образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования отмечается «осознание учащимися целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде» [8]. Что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. В этой связи становится очевидным, что экологическое воспитание младших школьников является одним из важных задач образования, и заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат базой дальнейшей экологической и культурологической грамотности школьников.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как на данном этапе развитие ребенка характеризуется преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, активным формированием свойств и качеств личности, которые закладывают основы нравственно-экологической позиции личности.
Вопросами формирования экологической культуры школьников занимались следующие педагоги и психологи: Л. И. Божович. А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, А. И. Леонтьев, И. Я. Лернер, С. Е. Матушкин, Н. Д. Никандров, А. А. Плешаков, Л. П. Симонова и др. Этими авторами раскрывается проблема экологического воспитания школьников, а также цели, задачи экологического образования, развитие экологического сознания и чувственности школьников. По мнению Л. П. Симоновой, формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся [6].
В работах педагогов Г. В. Буковской, А. Н. Захлебного, В. М. Минаевой, И. Т. Суравегиной, Т. И Тарасовой и др. раскрываются модели формирования экологического образования школьников, а также показаны методы, формы и средства экологического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе.
Объектом нашего исследования является процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы формирования экологической культуры младших школьников.
Цель работы: исследовать возможности формирования экологической культуры младших школьников.
Анализ научной литературы показывает, что во многих исследованиях экологическое образование связывается не только с конечным результатом - воспитанием экологической культуры, а определяется как фактор социального становления младших школьников, в результате которого происходит формирование личности, способной к участию в сложной системе отношений «человек-общество-природа». Анализ методических работ В. Стаценко, Г. Петровой, И. В. Цветковой и др. по формированию экологической культуры младших школьников позволяет сделать вывод о том, что в этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, накопление личностью опыта восприятия наглядно-образной картины нравственно мира и экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Все это приводит к формированию в их сознании представления о приоритете человека над природой и формированию нового мироощущения, способствующего восприятию человека во взаимной связи и зависимости, что определяет процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет подчеркнуть следующие особенности формирования экологической культуры младших школьников:
1) принятие общечеловеческих ценностей;
2) понимание взаимосвязей в окружающей среде в глобальных масштабах;
3) умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;
4) уважительное отношение к разнообразию в природе и в обществе.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста происходит интенсивное накопление личностью знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.
В современной практике существуют разнообразные подходы, методы и формы формирования экологической культуры младших школьников. Анализ методической литературы, опыта работы учителей-практиков РФ и Республики Саха (Якутия) позволил выявить следующие методы, приемы и формы работы, с помощью которых осуществляется формирование экологических знаний и ценностей младших школьников:
- игровые технологии (познавательные игры, эколого-краеведческие игры, КВН, конкурсы, викторины и др.);
- экологические тропы;
- экскурсии,
- экоспектакли;
- экологические праздники;
- информационные технологии (беседа, доклад, сообщение, выпуск стенгазеты, видеоклип, презентация, чтение литературных произведений экологического содержания и др.);
- интегрированные уроки;
- проектные технологии и научно-исследовательская деятельность;
- родительские лектории, собрания.
- Рассмотрим более подробно эти формы и методы работы педагогов по экологическому образованию школьников в начальной школе.
Елена Васильевна Груничева (учитель начальных классов, «МБОУ СОШ № 2», г. Череповец) [2], при формировании экологической культуры младших школьников использует экологические чтения. Елена Васильевна утверждает, что чтение литературных произведений экологического содержания способствует прочувствовать младшим школьникам красоту природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках, усиливает ощущение потребности детей в знаниях экологического содержания.
Инна Анатольевна Алексенцева и Елена Михайловна Косова (учителя начальных классов БОУ «СОШ № 132» г. Омска) [1], в своей работе по формированию экологической культуры младших школьников используют интегрированные уроки окружающего мира, изо, музыки и литературного чтения. По мнению педагогов, на этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и чувствовать, восхищаться и изображать ее. Важное место при формировании экологических знаний младших школьников учителя уделяют интегрированным урокам окружающего мира и математики, где применяют логические задачи и метод учебных проектов. По мнению педагогов, решение логических задач на интегрированных уроках позволяет актуализировать противоречие: в одних - между существующими знаниями и представлениями об объектах природы, о местах их обитания и недостающими знаниями; в других - между потреблением природных ресурсов и их восстановлением. Решение таких противоречий позволяет включать школьников в социальные отношения «Я и природа одно целое». Во внеклассной деятельности Инна Анатольевна и Елена Михайловна используют различные формы работы: турниры, вечера, устные журналы, экскурсии и т.д. На экскурсиях организуют не только наблюдения за объектами живой и неживой природы и составляют правила поведения в природе, но и устраивают конкурсы экологических сказок, где школьникам предлагается подготовить экоспектакль, инсценировать русские народные сказки на экологический лад.
Ирина Васильевна Огаркова (учитель начальных классов МОУ «Калиникая СОШ» Тотемского района, Вологодской области) [4], на уроках окружающего мира для формирования экологической культуры часто использует стихотворения, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды. Поэтические произведения, по мнению Ирины Васильевны, в которых воспевается красота и величие русской природы, способствуют формированию чувства любви у младших школьников к природе, позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе.
Лариса Александровна Шелудкова (учитель начальных классов МОУ «СОШ № 48», г. Волгоград) [9], считает, что любовь к природе тесно связана с культурой поведения. Лариса Александровна проводит консультации для родителей на темы: «Природа и дети», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др., советует родителям вместе с детьми побывать в лесу в выходные дни, на реке, водоеме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала. Систематически проводит родительские собрания, где выносятся для обсуждения актуальные проблемы экологического воспитания детей: «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе», «Значение игры в воспитании у детей интереса к природе», «Живая природа – это удивительный, многогранный мир» и др. Лариса Александровна подчеркивает, что привлечение родителей к обсуждению важных значимых вопросов экологического образования детей способствует повышению экологической культуры родителей, углублению их знаний о природоохранительных мероприятиях и вовлечению их в исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Анна Николаевна Пучкова (учитель начальных классов МОУ «СОШ № 2», г. Амурск) [5], в воспитании экологической культуры использует возможности внеурочной деятельности с применением информационных, игровых и проектных технологий. Анна Николаевна отмечает, что такие информационные технологии, как посещение музеев, ботанического сада, заповедника, встречи с писателями-амурчанами, видеоклипы и др. дают возможность ребенку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями, и в то же время формируют интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям. По мнению педагога, познавательные игровые технологии: «Экологическая тропа», «Путешествие к волшебному озеру», «Амурские волны», «Лесная аптека», «Маленькие тайны природы» и викторины, КВН, декады имеют большое значение для экологического обучения и воспитания младших школьников. По мнению педагога, дети, играя в экологические игры, приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой; выполняют вполне конкретную природоохранную работу; усваивают правила поведения в окружающей среде; обогащают свой личный опыт позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Анна Николаевна для актуализации знаний, умений навыков учащихся, их практического применения во взаимодействии с окружающими использует также проектные технологии, которые стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении.
Елена Александровна Старостина (учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» г. Собинки Владимирской области) [7], с целью формирование экологической культуры младших школьников использует беседы, доклады, сообщения, экологические праздники, выпуски стенгазет и т.д. Елена Александровна утверждает, что применение таких форм организации внеклассной воспитательной работы в рамках экологического кружка учит ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы, расширяет кругозор, активизирует его внимание, развивает мышление, прививает интерес к природе.
Саргылана Семеновна Игнатьева, Марина Петровна Ноговицына, Матрена Григорьевна Шапошникова (учителя начальных классов МОУ «Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления им. Е. Е. Эверстова», с. Кобяй, Кобяйский улус, Республика Саха (Якутия)) [3], используют цикл внеклассных занятий, как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников. Учителя-педагоги организуют учебные экологические тропы природы со станциями: познавательная, эколого-краеведческая, игровая, творческая, трудовая, исследовательская, которые направлены на обучение детей на примере конкретных природных объектов, на расширение объема интереса младших школьников к природе, на «общение» с природой и воспитание бережного отношения к ней.
Светлана Юрьевна Веселова, педагог «МОУ СОШ № 1», г. Алдан, Республика Саха (Якутия) во внеурочной деятельности, в работе факультатива «Юный исследователь» активно использует проектную деятельность: «Природная аптека», «Береги первоцветы», «Нелюбимые животные», «Помоги птицам», «Зеленый уголок» и другие. По мнению Светланы Юрьевны, учебная проектная деятельность позволяет обеспечить практическую направленность учебно-воспитательного процесса, развивает исследовательские навыки и умения учащихся, которые становятся для них личностно-значимыми и ориентируют школьников на саморазвитие.
Таким образом, проанализированный нами опыт учителей-практиков РФ и РС (Я) позволил определить более эффективные формы организации учебной и внеучебной деятельности: интегрированные уроки, экскурсии, экоспектакли, экологические тропы, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины КВН; методы: метод проектов, исследовательский и частично-поисковый метод; технологии: игровые, информационные и проектные, способствующие развитию экологической культуры младших школьников.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры младших школьников реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.
Итак, для формирования экологического отношения младших школьников к природе в начальном звене наиболее значимыми видами деятельности являются игровая, учебно-познавательная с использованием метода проектов, экологических троп исследовательского характера. Анализ научной и методической литературы позволяет сделать вывод о том, что в современной воспитательно-образовательной системе - интегрированные уроки, экоспектакли, эко-праздники, экологические тропы краеведческого характера рассматриваются как эффективные средства, позволяющие решать в комплексе задачи воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, формирования эколого-значимых знаний и нравственно-экологической позиции личности младшего школьника, которая определяет развитие его нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности и нравственного самосовершенствования.