Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN PRIMARY SCHOOL

Khayzbulina I.A. 1 Nikolaeva I.I. 1
1 Technical Institute (branch) of «North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov» in Neryngri
In this article the analysis of problems of forming ecological culture of younger schoolchildren. Based on the consideration of psychological features of development of younger students it is concluded that primary school age is the most favorable period for the formation of bases of ecological culture. Development of the child at this stage is characterized by a predominance of the emotional-sensory method of development of the surrounding world, the formation of the active properties and qualities, which determine in the future the Foundation of moral and ecological position of the individual. The analysis of scientific, methodological literature and experience of teachers of the Russian Federation and RS (I) a dedicated set of methods, receptions and forms of work, allowing to solve the complex task of forming ecological-important knowledge, moral and environmental position of the person of younger pupils, which determines the development of its moral and legal responsibility, an aesthetic attitude towards reality and moral self-improvement.
senior preschooler
ecological culture
methods
forms and means of environmental education

На современном этапе развития цивилизации проблема загрязнения окружающей среды ставит перед человеком важную задачу обеспечения экологической безопасности, переосмысления проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, формирования экологической культуры будущего поколения.

Законы Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании РФ» создают предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического дошкольного и школьного образования.

В федеральном государственном образовательном стандарте в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования отмечается «осознание учащимися целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде» [8]. Что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. В этой связи становится очевидным, что экологическое воспитание младших школьников является одним из важных задач образования, и заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат базой дальнейшей экологической и культурологической грамотности школьников.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как на данном этапе развитие ребенка характеризуется преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, активным формированием свойств и качеств личности, которые закладывают основы нравственно-экологической позиции личности.

Вопросами формирования экологической культуры школьников занимались следующие педагоги и психологи: Л. И. Божович. А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, А. И. Леонтьев, И. Я. Лернер, С. Е. Матушкин, Н. Д. Никандров, А. А. Плешаков, Л. П. Симонова и др. Этими авторами раскрывается проблема экологического воспитания школьников, а также цели, задачи экологического образования, развитие экологического сознания и чувственности школьников. По мнению Л. П. Симоновой, формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся [6].

В работах педагогов Г. В. Буковской, А. Н. Захлебного, В. М. Минаевой, И. Т. Суравегиной, Т. И Тарасовой и др. раскрываются модели формирования экологического образования школьников, а также показаны методы, формы и средства экологического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе.

Объектом нашего исследования является процесс формирования экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования: формы и методы формирования экологической культуры младших школьников.

Цель работы: исследовать возможности формирования экологической культуры младших школьников.

Анализ научной литературы показывает, что во многих исследованиях экологическое образование связывается не только с конечным результатом - воспитанием экологической культуры, а определяется как фактор социального становления младших школьников, в результате которого происходит формирование личности, способной к участию в сложной системе отношений «человек-общество-природа». Анализ методических работ В. Стаценко, Г. Петровой, И. В. Цветковой и др. по формированию экологической культуры младших школьников позволяет сделать вывод о том, что в этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, накопление личностью опыта восприятия наглядно-образной картины нравственно мира и экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Все это приводит к формированию в их сознании представления о приоритете человека над природой и формированию нового мироощущения, способствующего восприятию человека во взаимной связи и зависимости, что определяет процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет подчеркнуть следующие особенности формирования экологической культуры младших школьников:

1) принятие общечеловеческих ценностей;

2) понимание взаимосвязей в окружающей среде в глобальных масштабах;

3) умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;

4) уважительное отношение к разнообразию в природе и в обществе.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста происходит интенсивное накопление личностью знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем. 

В современной практике существуют разнообразные подходы, методы и формы формирования экологической культуры младших школьников. Анализ методической литературы, опыта работы учителей-практиков РФ и Республики Саха (Якутия) позволил выявить следующие методы, приемы и формы работы, с помощью которых осуществляется формирование экологических знаний и ценностей младших школьников:

  1. игровые технологии (познавательные игры, эколого-краеведческие игры, КВН, конкурсы, викторины и др.);
  2. экологические тропы;
  3. экскурсии,
  4. экоспектакли;
  5. экологические праздники;
  6. информационные технологии (беседа, доклад, сообщение, выпуск стенгазеты, видеоклип, презентация, чтение литературных произведений экологического содержания и др.);
  7. интегрированные уроки;
  8. проектные технологии и научно-исследовательская деятельность;
  9. родительские лектории, собрания.
  10. Рассмотрим более подробно эти формы и методы работы педагогов по экологическому образованию школьников в начальной школе.

Елена Васильевна Груничева (учитель начальных классов, «МБОУ СОШ № 2», г. Череповец) [2], при формировании экологической культуры младших школьников использует экологические чтения. Елена Васильевна утверждает, что чтение литературных произведений экологического содержания способствует прочувствовать младшим школьникам красоту природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках, усиливает ощущение потребности детей в знаниях экологического содержания.

Инна Анатольевна Алексенцева и Елена Михайловна Косова (учителя начальных классов БОУ «СОШ № 132» г. Омска) [1], в своей работе по формированию экологической культуры младших школьников используют интегрированные уроки окружающего мира, изо, музыки и литературного чтения. По мнению педагогов, на этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и чувствовать, восхищаться и изображать ее. Важное место при формировании экологических знаний младших школьников учителя уделяют интегрированным урокам окружающего мира и математики, где применяют логические задачи и метод учебных проектов. По мнению педагогов, решение логических задач на интегрированных уроках позволяет актуализировать противоречие: в одних - между существующими знаниями и представлениями об объектах природы, о местах их обитания и недостающими знаниями; в других - между потреблением природных ресурсов и их восстановлением. Решение таких противоречий позволяет включать школьников в социальные отношения «Я и природа одно целое». Во внеклассной деятельности Инна Анатольевна и Елена Михайловна используют различные формы работы: турниры, вечера, устные журналы, экскурсии и т.д. На экскурсиях организуют не только наблюдения за объектами живой и неживой природы и составляют правила поведения в природе, но и устраивают конкурсы экологических сказок, где школьникам предлагается подготовить экоспектакль, инсценировать русские народные сказки на экологический лад.

Ирина Васильевна Огаркова (учитель начальных классов МОУ «Калиникая СОШ» Тотемского района, Вологодской области) [4], на уроках окружающего мира для формирования экологической культуры часто использует стихотворения, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды. Поэтические произведения, по мнению Ирины Васильевны, в которых воспевается красота и величие русской природы, способствуют формированию чувства любви у младших школьников к природе, позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе.

Лариса Александровна Шелудкова (учитель начальных классов МОУ «СОШ № 48», г. Волгоград) [9], считает, что любовь к природе тесно связана с культурой поведения. Лариса Александровна проводит консультации для родителей на темы: «Природа и дети», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др., советует родителям вместе с детьми побывать в лесу в выходные дни, на реке, водоеме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала. Систематически проводит родительские собрания, где выносятся для обсуждения актуальные проблемы экологического воспитания детей: «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе», «Значение игры в воспитании у детей интереса к природе», «Живая природа – это удивительный, многогранный мир» и др. Лариса Александровна подчеркивает, что привлечение родителей к обсуждению важных значимых вопросов экологического образования детей способствует повышению экологической культуры родителей, углублению их знаний о природоохранительных мероприятиях и вовлечению их в исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

Анна Николаевна Пучкова (учитель начальных классов МОУ «СОШ № 2», г. Амурск) [5], в воспитании экологической культуры использует возможности внеурочной деятельности с применением информационных, игровых и проектных технологий. Анна Николаевна отмечает, что такие информационные технологии, как посещение музеев, ботанического сада, заповедника, встречи с писателями-амурчанами, видеоклипы и др. дают возможность ребенку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями, и в то же время формируют интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям. По мнению педагога, познавательные игровые технологии: «Экологическая тропа», «Путешествие к волшебному озеру», «Амурские волны», «Лесная аптека», «Маленькие тайны природы» и викторины, КВН, декады имеют большое значение для экологического обучения и воспитания младших школьников. По мнению педагога, дети, играя в экологические игры, приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой; выполняют вполне конкретную природоохранную работу; усваивают правила поведения в окружающей среде; обогащают свой личный опыт позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Анна Николаевна для актуализации знаний, умений навыков учащихся, их практического применения во взаимодействии с окружающими использует также проектные технологии, которые стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении.

Елена Александровна Старостина (учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» г. Собинки Владимирской области) [7], с целью формирование экологической культуры младших школьников использует беседы, доклады, сообщения, экологические праздники, выпуски стенгазет и т.д. Елена Александровна утверждает, что применение таких форм организации внеклассной воспитательной работы в рамках экологического кружка учит ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы, расширяет кругозор, активизирует его внимание, развивает мышление, прививает интерес к природе.

Саргылана Семеновна Игнатьева, Марина Петровна Ноговицына, Матрена Григорьевна Шапошникова (учителя начальных классов МОУ «Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления им. Е. Е. Эверстова», с. Кобяй, Кобяйский улус, Республика Саха (Якутия)) [3], используют цикл внеклассных занятий, как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников. Учителя-педагоги организуют учебные экологические тропы природы со станциями: познавательная, эколого-краеведческая, игровая, творческая, трудовая, исследовательская, которые направлены на обучение детей на примере конкретных природных объектов, на расширение объема интереса младших школьников к природе, на «общение» с природой и воспитание бережного отношения к ней.

Светлана Юрьевна Веселова, педагог «МОУ СОШ № 1», г. Алдан, Республика Саха (Якутия) во внеурочной деятельности, в работе факультатива «Юный исследователь» активно использует проектную деятельность: «Природная аптека», «Береги первоцветы», «Нелюбимые животные», «Помоги птицам», «Зеленый уголок» и другие. По мнению Светланы Юрьевны, учебная проектная деятельность позволяет обеспечить практическую направленность учебно-воспитательного процесса, развивает исследовательские навыки и умения учащихся, которые становятся для них личностно-значимыми и ориентируют школьников на саморазвитие.

Таким образом, проанализированный нами опыт учителей-практиков РФ и РС (Я) позволил определить более эффективные формы организации учебной и внеучебной деятельности: интегрированные уроки, экскурсии, экоспектакли, экологические тропы, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины КВН; методы: метод проектов, исследовательский и частично-поисковый метод; технологии: игровые, информационные и проектные, способствующие развитию экологической культуры младших школьников.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры младших школьников реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.

Итак, для формирования экологического отношения младших школьников к природе в начальном звене наиболее значимыми видами деятельности являются игровая, учебно-познавательная с использованием метода проектов, экологических троп исследовательского характера. Анализ научной и методической литературы позволяет сделать вывод о том, что в современной воспитательно-образовательной системе - интегрированные уроки, экоспектакли, эко-праздники, экологические тропы краеведческого характера рассматриваются как эффективные средства, позволяющие решать в комплексе задачи воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, формирования эколого-значимых знаний и нравственно-экологической позиции личности младшего школьника, которая определяет развитие его нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности и нравственного самосовершенствования.