Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF MARINE SPECIALTIES

Yurova T.V. 1 Mun Y.S. 1
1 Far Eastern state technical fisheries University
The analysis of the special seafarers ' labour conditions and emergency situations due to human factors. The main ways of improving the reliability of experts consider the qualification, competence and psychological selection. Professional psychological selection is a set of activities to ensure the establishment of compliance of professionally important psychological qualities of seafarers (cognitive, personality, characteristics, functions and abilities, skills and motivation), demands of their professional activities. The article presents information about the psychological competence of future specialists of sea. The analysis of the special working conditions of seafarers. Described terms of solving the problem of reliability of the human factor. Analyzes approaches to the definition of psychological competence. Disclosed the concept of competence, psychological competence, professionally important qualities of a sailor. Stages of specialist training. The indicated conditions of formation of psychological competence and methods of diagnostics of the psychological characteristics of the individual and the socio-psychological structure of the personality.
the work of the seafarer
competence
psychological competence
professionally important qualities of the sailor
the conditions of formation of psychological competence
methods of diagnosis.

Море никогда не останется без людей. Миллионы моряков посвящают свою жизнь флоту – и взамен получают трудную, но интересную и необычную судьбу.

Анализ особых условий труда моряков позволяет сделать вывод о том, что технический прогресс в кораблестроении, внедрение на судах высокоавтоматизированных систем управления не приводят к существенному сокращению числа аварийных ситуаций, в том числе сопровождающихся гибелью людей. Международная Морская организация установила, что причиной большинства морских катастроф является не техника, а «человеческий фактор».

Словарь чрезвычайных ситуаций дает следующее толкование понятия «человеческий фактор»: «психологические и другие характеристики человека, его возможности ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности»; «причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека». К основным способам повышения надежности специалисты относят квалификационный и психологический отбор.

Решение проблемы надежности человеческого фактора состоит в комплексной системе обеспечения безопасности мореплавания, готовности персонала к действиям в экстремальных ситуациях, а так же предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам моряков и качеству их подготовки [2].

Существующая в России система морского образования складывалась в течение многих десятилетий и во все времена отвечала насущным потребностям российского флота. Рейтинг российских морских специалистов среди моряков мира всегда был высоким. Такие кадры готовятся в системе высших морских учебных заведений, одним из которых является Дальрыбвтуз.

Надежность человеческого фактора закладывается еще на этапе подготовки специалиста в вузе и, в значительной степени, зависит от психологической подготовки в ходе изучения психологии. Эта дисциплина призвана формировать ряд важнейших компетенций, необходимых для работы в море.

Под компетентностью мы понимаем способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность. 

Реальный труд невозможен без запаса знаний о разных сторонах профессиональной деятельности, о способах их осуществления и психологических знаний о структуре труда, о способностях, о мышлении [3].

Л. М. Митина под компетентностью понимает сочетание определенных психологических качеств, психическое состояние, позволяющее в социальных, профессиональных и личных ситуациях действовать ответственно и самостоятельно («действенная компетентность»), или способности и умения субъекта выполнять совокупность определенных функций. В качестве критерия компетентности указывается содержание результата трудовой деятельности или личностной успешности [4].

Анализ исследований позволил нам выделить различные подходы к определению психологической компетентности.

  1. Психологическая компетентность как совокупность психологических знаний, умений и навыков - А.Д. Алферов, Г.З. Данеева, Н.Е. Костылева и др.  
  2. Психологическая компетентность как наиболее устойчивые качества и свойства личности - В.А. Сластенин, П.А. Шавир и др.
  3. Психологическая компетентность как основа профессионализма (Л.М. Митина, А.К. Маркова и др.)

Данные авторы определяют психологическую компетентность как степень владения системой знаний, умений, навыков, способами деятельности, конгломерат психологических качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическая компетентность - это интегральное профессионально-личностное образование, позволяющее человеку психологически конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта. Высокий уровень психологической компетентности позволяет субъекту целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития.

Исходя из требований, предъявляемых судоходными компаниями к профессиональному отбору плавсостава, следует учитывать то, что психологические компетенции отнесены к профессионально-важным качествам моряков.

Профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих установление соответствия профессионально-важных психологических качеств моряков, требованиям их профессиональной деятельности по конкретной должности. Под профессионально-важными качествами понимается совокупность ряда когнитивных, личностных характеристик, свойств и способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать моряк для успешного выполнения работ в рамках заданных профессиональных компетенций с учетом специфики конкретной должности и условий труда[1].

Содержание психологической подготовки студентов морских вузов включает изучение фундаментальных психологических категорий: структуру психики, сознания, мотивационно-волевой, эмоционально-ценностной сфер. В процессе рефлексивной практики преподаватель дает студентам возможность исследовать собственную субъектность (базовые свойства личности), понять, как функционируют ее элементы и система в целом. Выявить особенности своей собственной психики, возможности ее развития и совершенствования. Понять чем является для человека сознание и как им можно управлять самостоятельно, избегая внешних манипуляций.

В ходе изучения психологии студентами морских специальностей важно сосредоточить внимание на том, какие психологические знания направлены на обеспечение безопасности жизни и сохранение здоровья людей при высокой производительности труда. Выбирая морскую специальность, следует учитывать профессиональную пригодность и профессиональную надёжность моряков рыбодобывающего флота, которая обеспечивается психологическими особенностями индивида и социально-психологической структурой личности. Специальные отрасли психологии, такие как психология труда, транспортная психология и др., знакомят будущих морских специалистов с проблемой интегрирования человеческого и технического аспектов при эксплуатации морского транспорта и транспортного оборудования. Психологическая наука выявляет условия формирования у будущих морских специалистов навыков и элементарных умений по управлению коллективом людей в сложных условиях морского плавания.

Развитие профессиональных компетенций в ходе изучения психологии направлено на формирование у будущих морских специалистов научного представления о потенциале «человеческого фактора» как теоретической основе рационального практического использования человеческих ресурсов в процессе труда; формирование комплекса психологических знаний и элементарных прикладных умений по оптимизации механизмов адаптации человека к труду в особых условиях деятельности.

Психология как учебная дисциплина знакомит будущих морских специалистов с психологическими закономерностями и механизмами, обеспечивающими профессиональную пригодность и профессиональную надёжность работника; с психологическими принципами и закономерностями научной организации труда и компетентного руководства трудовыми человеческими ресурсами.

Какие важные качества ценятся в морских профессиях и какую роль в их формировании играет психология?

Работа в составе судовых экипажей весьма существенно различается по своему функциональному содержанию, но характеризуется рядом общих особенностей, требующих от членов экипажа следующих компетенций:

- готовность трудиться практически без выходных в течение длительного времени (волевые, мотивационные, адаптивные навыки);

- готовность к длительным периодам разлуки с родными и близкими (стрессоустойчивость);

- готовность к работе по вахтовому графику (адаптивные навыки);

- готовность к сезонности, требующей неравномерного режима интенсивности труда (волевые, мотивационные, адаптивные навыки)

- готовность к длительной работе в замкнутом пространстве и, как правило, не очень многочисленном коллективе (адаптивные, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость) [5].

Для того, чтобы определить психологическую готовность специалиста к работе в море, учеными разработан специальный инструментарий. Отраслевыми психологическими службами был проведен отбор и сформирован пакет методик для измерения и оценок профессионально важных качеств (ПВК) моряков. Ряд дальнейших исследований и проверки данных методик подтвердил возможность их применения при психологическом отборе моряков по критериям их соответствия основным психометрическим требованиям достоверности, надежности, валидности и репрезентативности [6].

Наиболее популярными методиками, устанавливающими психологическую компетентность работников морских специальностей являются: Опросник «Социальная желательность», Тест «Оперативная память», Тест «Корректурная проба» (Бурдона), Тест-опросник 16PF (Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла), Тест «Сложные аналогии», Тест «Счет по Крепелину», Тест «СМИЛ» (модифицированный тест MMPI), Методика «Профиль состояния» (Метод МBТI типологический индикатор Майерс-Бриггс), Тест «Переключаемость (распределение) внимания» (Шульте), Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), Тест «Техническое мышление», Опросник «Форма по изучению мотивации личности», Тест «Селективность внимания», Тест «Абстрактное мышление», Опросник «Стиль руководства коллективом» Журавлева, Тест «Числовые ряды» и др.

Таким образом, в профессии моряка важны такие качества, как: трудолюбие, ответственность, быстрая реакция, умение работать в команде, аналитический ум, умение владеть собой в стрессовых ситуациях, готовность к долгим поездкам. Сами по себе эти качества не возникают. Они формируются целенаправленно в ходе подготовки специалистов на основе сложных психических процессов. Знание этих процессов составляет содержание психологической компетентности специалистов морских профессий и является базовой основой, позволяющей сознательно развивать, корректировать и управлять мотивационно-волевыми, адаптивными, коммуникативными процессами, развивать стрессоустойчивость.