Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN UNIVERSITIES

Sukhorukova D.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
Russian universities are currently not among the top universities of the world. The government and the Ministery for Education are trying to increase the competitiveness of the Russian education as a whole, and of the Russian universities in particular. Currently we are working within the new framework of the Bologne system that presupposes the unification of the educational system. However, this is not enough to improve the education itself. The problem of increasing the competitivenes of the educational system is a controversial question that leads to much discussion. Russia, however, is putting extra emphasis on this sphere by introducing 5-100 project that is aimed at getting Russian universities to the top.
competitiveness
universities
higher education
russian universities

Конкурентоспособность страны всегда играет ключевую роль для развития общества. В том числе и для России задача повышения конкурентоспособности государства в целом и отдельных отраслей в частности является приоритетной. Нельзя однозначно утверждать, что для укрепления позиций России среди мировых лидеров необходимо развивать только сферу образования, но такая точка зрения не лишена смысла. Именно образование готовит людей к существованию в обществе – образование даёт базу, которая лежит в основе профессиональной самореализации.

Конкурентоспособность любого государства зависит от двух факторов: природного и человеческого потенциала, однако, эти факторы не всегда равнозначны. [5] Иногда страна может занимать одну из лидирующих позиций, даже если она обделена природными ресурсами. Следовательно, можно сказать, что именно человеческий потенциал является ключевым фактором развития, который включает в себя ряд отдельных элементов, такие как компетентность работника, уровень его образования, творческие возможности индивида и условия для их использования и воплощения.

Стратегия повышения конкурентоспособности вызывает острый интерес как у педагогов – профессионалов в сфере образования – так и у других ученых, которые поддерживают точку зрения о ключевой роли обучения в жизни человека. Министерство Образования Российской Федерации уделяет особое внимание данному вопросу и выделяет его в качестве приоритетного. Большое количество университетов разрабатывают стратегии развития, которые направлены на повышение их конкурентоспособности. К тому же существует Совет по национальной конкурентоспособности, который включает в себя чиновников, представителей различных компаний и экспертов в области образования. [1]

Финансовый Университет при Правительстве РФ относится к числу образовательных учреждений, которые активно вовлечены в процесс повышения конкурентоспособности высшего образования. Стратегия развития до 2020, информацию о которой можно найти на официальном сайте университета, указывает в качестве миссии ФУ – подготовку глобально конкурентоспособных и адаптивных профессионалов. [10] «Глобально конкурентоспособные профессионалы» - то есть позиция Финансового Университета совпадает с мнением многих экспертов о том, что выпускники – специалисты являются одним из основных показателей конкурентоспособности вуза (например,             Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина). Если выпускников определенного образовательного учреждения предпочитают другим специалистам, это напрямую показывает уровень подготовки в данном учреждении.

Подготовка профессиональных кадров является одной из первостепенных задач для любой национальной системы образования. [3] На сегодняшний момент основным источником преимущества в плане конкуренции являются знания. Они лежат в основе образования, а значит и в основе развития всего общества. Если страна отстает в экономике, если отрасли народного хозяйства не отличаются высокой эффективностью, всё это свидетельствует о низкой конкурентоспособности всей системы образования, в том числе и высшего.

Безусловно, существует мнение, что образование не играет столь важной роли в личностном развитии человека, что люди могут справиться и найти своё место и без него. Такие примеры существует, однако, нельзя отрицать, что образование способствует самореализации, определению целей в жизни. Образование помогает человеку осознать свой потенциал, а впоследствии реализовать его, тем самым повышая свою конкурентоспособность.

Если при объективной оценке трудового потенциала страны четко видно, что качество труда не соответствует мировым стандартам, существует определенная заторможенность в отрасли инноваций, стоит задуматься об уровне преподавания в учебных заведениях, прежде всего высших.

Оценка конкурентоспособности образовательного учреждения, так или иначе, в основном базируется на успешности его выпускников. Если рассматривать конкретно пример России, то нельзя говорить о высокой конкурентоспособности российского высшего образования, поскольку во многих сферах оно не обеспечивает успешности работников. Подтверждение этого можно найти в данных о международной оценке качества работы университетов по всему миру.

В связи с развитием современных технологий, внедрением новых идей, программ и проектов одним из факторов, который определяет уровень конкурентоспособности, является умение системы использовать новые технологии. При этом не стоит забывать, что «использование» подразумевает не только создание и внедрение технологий, а именно способность применять эти технологии на практике – в случае высшего образования – способность обучить применять эти технологии. Значит необходимо обучать кадры в соответствии с этими задачами.

На наш взгляд, проблема заключается в том, что Россия придает большое значение использованию ресурсов, которые, как считается, обеспечивают богатство страны. Образованию не уделяется столько внимания. Однако во всем мире именно сфера образования рассматривается как база для развития страны в целом. Если Россия не станет менять приоритеты, хотя бы постепенно, о повышении конкурентоспособности нельзя будет и думать.

Это как раз и является определённым поворотным моментом. Мировая конкуренция постепенно переместилась в сферу образования и науки, которые имеют стратегическое значение для экономического роста в стране. [2] Именно образование определяет направление и динамику развития страны. На мировой арене победителями являются страны, которые могут представить что-то новое в науке, создать продукты высокого качества, предлагать услуги, которые разработаны кадрами, прошедшими высокую профессиональную подготовку. В какой-то степени в случае гонки между СССР и США американцы стали направлять больше инвестиций на повышение уровня образования из-за того, что стали отставать от конкурентов в освоении космоса.

В связи с высоким уровнем развития технологий образование конкурентоспособно при условии, что и учащиеся, и преподаватели стремятся и могут изменяться, адаптироваться к обновляющимся требованиям и к непрерывному образованию. [6]

В сфере образования вуз, который считается конкурентоспособным, может дать студентам не только знания, но, самое главное, компетенции. Эти компетенции они могут применять на практике, они помогают им развивать самих себя, приспосабливаться к выполнению различных задач, быть готовыми получить новые знания и овладеть новыми компетенциями, в том числе, компетенциями, которые связаны с использованием современных технологий (смарт-технологий). [7] В российском образовании именно это является слабым элементом системы. Лекции читаются, семинары проводятся, контрольные пишутся, а в итоге приходя на собеседование, каждый студент практически представляет собой чистый лист, который не обладает реальными компетенциями, которые можно применить в настоящей рабочей ситуации.

Очевидно, что обновление и изменение образовательной системы, её потенциал в сфере инноваций отстают от скорости применений новых технологий и методов во всём мире. Конечно, нельзя говорить, что университеты других стран являются идеальными, что системы образования в других странах не имеет никаких недостатков – это совсем не так. Однако скорость адаптации к изменяющимся условиям развития общества в России намного ниже. В какой-то степени это связано с тем, что, несмотря на попытки обмениваться опытом, которые в большинстве достаточно успешны, сами технологии и методики создаются не в России, а значит, их применение сильно задерживается.

В США проблемы в образовательной сфере также существуют. Американцы не умеют использовать знаниями, которые были получены в школе. Не каждый преподаватель может использовать в своей работе высокие технологии. Однако отличие американской системы заключается в том, что образовательные учреждения США привлекает в высокотехнологичные производства и сферу информационных технологий сотни тысяч зарубежных высококвалифицированных специалистов.

В XXI в. создается глобальная международная образовательная среда с ускоряющейся конвергенцией и конкуренцией. Это подтверждает количество студенческих обменов и связей, а также повсеместное развитие и работа международных образовательных организаций, которые проводят обучение на основе Интернета, в том числе так называемые открытые университеты. Огромное количество студентов обучается по программам дистанционного обучения. Например, Британский открытый университет проводит обучение в 20 странах, в том числе и в России. Международная конкуренция усиливается с каждым годом. В последние годы резко активизировались на мировой арене университеты таких стран как Австралия, Новая Зеландия, Канада, Франция и Германия.

США, Великобритания, Германия, Франция, Австрия являются мировыми лидерами по количеству иностранных студентов. Число иностранных студентов, которые обучаются в России, снизилось за последние 15 лет. Если другие страны увеличили в два раза качество инфраструктуры и доступность образовательной системы в целом, то Россия, наоборот, уменьшила их. В США учится приблизительно треть всех иностранных студентов, в России их доля составляет примерно сороковую часть. Доход от иностранных студентов в США составляет около 15 млрд. долл., в России же он равен менее 200 млн. долл.

Нельзя утверждать, что Россия абсолютно не конкурентоспособна в сфере высшего образования на мировой арене. Наша страна всё еще предоставляет возможность получить образование в разнообразных сферах, наши специалисты работают в других странах – особенно успешно в технических сферах. Однако если рассматривать мировые рейтинги, касающиеся университетов, Россия явно занимает не ведущие позиции, и кажется, что приблизится к ним никогда не сможет.

Повышение международной конкурентоспособности России предполагает некоторые изменения, которые должны быть внесены в систему высшего образования. Существует множество точек зрения на то, как именно нужно действовать, чтобы добиться желаемого результата и оказаться на первых позициях в мировых рейтингах.

Некоторые эксперты настроены достаточно категорично, утверждая, что необходимо увеличивать качество за счет уменьшения количества. Минобрнауки России представляет данные, которые свидетельствует о неэффективности большого числа вузов. [11] Безусловно, если в стране будет 100-150 вузов, а это примерно в 10 раз меньше, чем на данный момент, то произойдет увеличение конкуренции внутри вузов – между преподавателями и между студентами. Это приведет и к увеличению платы за обучение, а значит, оставшиеся вузы смогут использовать полученные средства на повышения качества образования, например, на внедрение новых технологий и подготовку кадров к применению этих технологий на практике. Однако такие жесткие меры приведут к снижению доступности образования, к уменьшению интеллектуального потенциала страны. [8] В итоге некоторые вузы смогут повысить свою конкурентоспособность, а остальные останутся ни с чем, и экономика страны будет продолжать ориентироваться не на знания и устойчивое развитие, а будет продолжать играть роль поставщика сырья другим странам.

В целом сокращение числа вузов происходит и сейчас, хотя и не столь резко. По данным, представленным Институтом социологии РАН (Центром социального прогнозирования и маркетинга), к 2020 году количество вузов в России сократится до 877. Данное исследование представляет прогноз развития системы образования до 2020 года, а также определенные тренды до 2030. Исходя их всех данных, которые были учтены при расчетах (возрастной состав населения по годам рождения, динамика педагогического и профессорско-преподавательского персонала), прогнозируется, что в 2017 году прием в образовательные организации высшего образования РФ достигнет своего минимума – 926,8 тысяч человек. Однако уже в следующем году ожидается рост количества принятых в вузы. К  2018/2019 учебному году в России будет наблюдаться минимальное количество образовательных организаций высшего образования. К этому времени останется всего 877 вузов, что на 238 меньше, чем в 2010/2011 учебном году. Рост числа вузов в России продолжится до 2029/2030 учебного года и составит к тому времени 1058 единиц, что все равно будет меньше, чем в 2010/2011 учебном году.

При оценке конкурентоспособности вузов внутри страны стоит отметить, что крупные государственные вузы уверенно занимают лидирующие позиции. Это связано, прежде всего, с определенной монополией в плане местоположения в регионе и по специальностям. На сегодняшний день конкурентная среда создается в основном по гуманитарным специальностям, таким как экономика и юриспруденция, поскольку они получают определенное развитие, в том числе и в негосударственных вузах, и вызывают всё больший интерес у поступающих. В связи с этим ведущие вузы страны находятся в некотором роде вне конкурентной среды, скорее студенты конкурируют за поступление в них. Однако не стоит воспринимать ситуацию столь однозначно. Авторитет ведущих вузов во многом сохраняется только благодаря заслугам прошлых лет, поскольку они, будучи уверены в своем статусе, не столь рьяно стремятся изменить что-то в структуре свой работы, поскольку складывается впечатление, что они всё делают правильно. На самом деле любые недоработки вызывают негодование студентов и даже профессорско-преподавательского состава; этот негатив накапливается, и постепенно реальная ситуация становится ясна и поступающим, и тем, кто еще только думает о поступлении в тот или иной вуз. Интернет и все современные технологии дают возможность моментально получать информацию о всем, что происходит в любой системе, в том числе и в сфере высшего образования.

В плане «цена – качество образования» негосударственные учреждения составляют всё большую конкуренцию государственным вузам, но только по некоторым специальностям. В принципе в данной ситуации негосударственные институты играют положительную роль. Однако всё не так однозначно. Круг таких специальностей не столь широк, при этом, негосударственные вузы не получают поддержку от государственных структур, которые в целом рассматривают их только как помеху. Превышение спроса на образовательные услуги над предложением позволяло вузам существовать в ситуации низкой конкуренции. Именно поэтому только каждый десятый руководитель государственного вуза чувствует конкуренцию со стороны негосударственных учреждений. Но в ближайшем будущем демографическая ситуация в стране некоторым образом изменится, количество потенциальных студентов резко сократится и вследствие этого потребность рынка труда в новых работниках увеличится. В результате этого предложение будет больше спроса на высшее образование, и это увеличит конкуренцию между вузами. В данной ситуации корреляция цены и качества, реальная уникальность и актуальность образовательных программ будут играть первостепенную роль. Однако для того, чтобы высокая степень конкуренции между вузами простимулировала эффективность и качество работы учреждений, необходимо, чтобы вузы имели равное правовое положение, в независимости от их принадлежности. Здоровая конкурентная среда в сфере высшего образования принесет выгоду и студентам, и выпускникам, и экономике страны, и обществу в целом.

С 2003 года Россия участвует в Болонском процессе, то есть российские вузы вышли на мировой рынок образовательных услуг, в связи с этим началась серьезная борьба за абитуриентов со всего мира. Очевидно, что для достижения высокого уровня конкурентоспособности высших учебных заведений России в мировом образовательном пространстве необходима масштабная мобилизация всех заинтересованных в реформировании системы высшего профессионального образования участников (руководителей вузов, работодателей, представителей правительства и пр.), разработка действенных мероприятий по улучшению имиджа российских вузов в мире и повышению качества образовательных услуг, активное развитие тех критериев, по которым проходит оценка вузов при составлении рейтингов.

Среди мероприятий по повышению конкурентоспособности российских вузов можно выделить и проект поддержки российских вузов «5-100», реализуемый правительством РФ в области образования уже несколько лет. К участию в проекте был допущен 21 отечественный вуз, в том числе: Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Национальный исследовательский ядерный университет, Высшая школа экономики, Российский университет дружбы народов, Новосибирский государственный университет, Сибирский федеральный университет, Томский государственный университет и пр.

Среди основных задач проекта:

– повышение уровня научно-исследовательского потенциала;

– приведение уровня образовательных услуг российских вузов к мировым стандартам;

– развитие дополнительного образования;

– расширение международной деятельности.

Так, например, в рамках проекта и в дальнейшем предполагается привлечь большее число ученых из известных вузов мира, расширить программы студенческой мобильности, повысить публикационную активность российских преподавателей в журналах, входящих в международные базы, и пр.

Болонский процесс определенно оказал влияние на повышение конкурентоспособности России на международной арене. В связи с этим страна должна постепенно устранять межгосударственные барьеры в секторе услуг. Этому также способствует и членство России в ВТО, поскольку каждая страна-участник должна выполнять условия Генерального соглашения по торговле услугами. Соглашение ГАТС подразумевает выполнение обязательств по открытию, частичному или полному, внутреннего рынка услуг для повышения конкуренции. ГАТС включает два подхода: «принцип национального подхода» и «принцип страны наибольшего благоприятствования». Согласно первому принципу страны должны одинаково относиться как к национальным поставщикам услуг, так и к другим поставщикам. Второй подход обязывает страны-участницы не подвергать дискриминации других государств, действующих в рамках соглашения. Образовательная сфера является одним из двенадцати секторов, которые включены в соглашение, например, туризм, здравоохранение и телекоммуникации.    

Сейчас достаточно много зарубежных университетов работают через российские вузы. Однако на данный момент их возможности достаточно ограничены из-за закрытости этого рынка. Если открытость российского образования увеличится, то иностранные производители образовательных услуг будут активно работать на нашем рынке. Но для этого нужно проработать законодательство по регулированию рынка образовательных услуг и выработать меры для повышения конкурентоспособности вузов России и наших образовательных продуктов в рамках европейского пространства. Ведь если рынок образовательных услуг станет более открытым, иностранные учреждения будут конкурировать напрямую с российскими вузами, и в этой ситуации наши учреждения должны не «ударить в грязь лицом». Важную роль будут играть преподавательские кадры, материальные ресурсы университетов, обновление образовательных программ и использование наиболее передовых учебных технологий. Не стоит, конечно же, слишком предвзято относится к российским вузам – ряд учреждений дают образование очень хорошего качества, но модернизация – это необходимость, которую нельзя отрицать.

Конкурентоспособность университетов оценивается не только по количеству потребителей предложенной образовательной услуги, но и с точки зрения конкурентоспособности выпускников того или иного учебного заведения на рынке труда, успешности их профессиональной карьеры, объему доходов. К сожалению, даже ведущие вузы Российской Федерации, сохраняя свою внутреннюю (в масштабах нашей страны) конкурентоспособность, не входят в число мировых образовательных лидеров. Причиной сложившегося положения является тот факт, что объем инвестиций в сферу образования, годовые бюджеты, финансовые возможности позволяют зарубежным ВУЗам - нынешним мировым лидерам обеспечивать высокотехничный учебный процесс, проводить научные исследования.

В рамках поведенческой теории конкуренция обычно трактуется как взаимодействие заинтересованных сторон рынка, каждая из которых претендует на относительно лучшие условия реализации своих интересов и относительно большую выгоду. Данное взаимодействие имеет двусторонний характер. Оно включает виды, методы, направления, формы, стратегии, модели воздействия на соперников, а также противодействия этим же соперникам, претендующим на обеспечение наилучших условий реализации собственных интересов. Таким образом, основу конкуренции любых экономических субъектов всегда составляет совокупность конкурентных действий, производимых данными субъектами — заинтересованными сторонами рынка.

Существуют различные точки зрения о путях повышения конкурентоспособности российского высшего образования. Некоторые исследователи предлагают решать проблему качества образования за счет сокращения количества вузов. Несомненно, если оставить в стране 100–150 вузов, то конкуренция между абитуриентами, с одной стороны, и преподавателями – с другой, неизбежно и резко возрастет.

Не стоит забывать, что выбор такого пути повышения качества и конкурентоспособности системы высшего образования приведет к ее свертыванию, резкому снижению доступности высшего образования, уменьшению образованности, снижению интеллектуального потенциала населения. При таком развитии событий повысится конкурентоспособность отдельных вузов за счет ее снижения в системе в целом, а об экономике, основанной на знаниях и устойчивом развитии страны, придется забыть навсегда, смирившись с ролью сырьевого придатка развитых стран.

Для достижения международной конкурентоспособности университетов необходимо не только соответствующее финансирование, но также развитие центров выдающихся достижений и системы постбакалавриата на базе ведущих вузов. [4] Об этом в статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России», опубликованной в журнале «Вопросы образования» (№1, 2013 г.) – международный эксперт в области образования Джамил Салми и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

В течение последних лет Россия предпринимает важные шаги по достижению конкурентоспособности своих университетов. Так, МГУ и СПбГУ присвоен особый статус, эти вузы получили серьезные ресурсы для инвестиций в развитие. Появилась сеть федеральных университетов. Значительной мерой для кардинальной перестройки высшего образования стало создание системы национальных исследовательских университетов (НИУ) в 2008 году.

Тем не менее, нельзя сказать, что в российском университетском образовании произошел серьезный прорыв. Например, научная продуктивность МГУ и СПбГУ и их привлекательность для талантов со всего мира пока не увеличилась, отмечают Салми и Фрумин в своей статье. Научная активность в федеральных университетах также растет незначительно. А 29 заведений, получивших статус НИУ, столкнулись с серьезными ограничениями в использовании средств, поскольку полученные ресурсы по правилам конкурса не должны расходоваться собственно на исследовательскую деятельность.

Дж. Салми и И. Фрумин приводят данные по позициям российских университетов в международных рейтингах. В качестве одного из примеров они выделяют Шанхайский рейтинг, составляемый на основе объективных данных, а не закрепившихся репутаций. В 2012 году в этот рейтинг вошли только МГУ под номером 80 и СПбГУ в пятой сотне. Означают ли подобные показатели, что вкладываемые инвестиции в университетское образование не дают результатов?

Было бы легкомыслием ожидать быстрых результатов в этой сфере, считают Дж. Салми и И. Фрумин. Поскольку во всех дискуссиях об университетах мирового класса фигурируют исследовательские университеты, авторы подчеркивают, что цикл формирования передовых научных групп даже при импорте ключевых компетенций составляет от трех до семи лет. [7] Поэтому говорить об отсутствии эффективности пока рано.

Какие пути дальнейшего развития могут быть перспективными для российского университетского образования, и каковы возможные причины его низкой конкурентоспособности? Чтобы дать ответ на этот вопрос, Дж. Салми и И. Фрумин анализируют попытки других стран реализовать инициативы по достижению выдающихся результатов в области университетского образования.

В фокус внимания попали проекты, реализованные или реализуемые в разных странах с объемом финансирования от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов долларов. [4] В истории этих программ эксперты выделяют два периода: с 1989 по 2004 г., «дорейтинговую» эпоху, и последние семь лет, когда в результате публикации Шанхайского рейтинга и мирового рейтинга университетов Times Higher Education в 2003 и 2004 г. соответственно, усилился интерес к университетам мирового класса.

В ходе анализа авторы приходят к выводу, что одна из проблем развития университетов в России касается устойчивости финансирования. Так, объемы финансирования североамериканских университетов к европейским соотносятся примерно, как 3:1. Ресурсы российских университетов значительно ниже европейских.

Но не только в этой очевидной причине заключается низкая конкурентоспособность российских университетов. Авторы обращают, например, внимание на риски, которые может нести в себе развивающаяся в России практика слияния университетов. «Результаты этих слияний неоднозначны, что объясняется разницей в ценностях и формах организации объединяющихся вузов и недостатком общих целей», указывает Салми. По мнению авторов, слияния могут быть эффективны, когда по собственной инициативе объединяются сильные вузы.

В качестве одной из ключевых задач в достижении конкурентоспособности вузов помимо привлечения молодых талантов, интернационализации образования и реформы управления авторы называют интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и постбакалавриата (особенно аспирантуры) в ведущих университетах.

Преимущественное внимание, по мнению Салми и Фрумина, следует уделить полидисциплинарным проектам, которые, во-первых, могут обеспечить конкурентоспособное позиционирование центров, а во-вторых, связать их с лидирующими компаниями, что означает возможность софинансирования.

При этом, Салми и Фрумин, опираясь на зарубежный опыт, предостерегают о негативных последствиях сосредоточения усилий только на повышении исследовательской продуктивности. Необходимо добиваться, чтобы центры выдающихся достижений были и центрами подготовки магистров и аспирантов. [3] Этого, по мнению экспертов, можно достичь, либо включив показатель «влияние на преподавание» в состав критериев оценки центров выдающихся достижений, либо выделив специальную статью для финансирования проектов, направленных на более эффективную интеграцию преподавания и исследований.

На сегодняшний день правительство активно работает над повышением конкурентоспособности российского образования. В феврале СМИ писали о том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении 10,3 миллиарда рублей для 21 российского вуза. Данные субсидии выделены для ведущих отечественных университетов в рамках госпрограммы "Развитие образования" на 2013−2020 годы, которая направлена на повышение конкурентоспособности вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Ряд российских ведущих вузов были разделены на три группы, каждая из которых получила определенный объем субсидий (первая группа – по 849,2 млн рублей, вторая- по 482,2 млн рублей и третья - по 141,5 млн рублей). Университеты, получившие наибольшие субсидии, включают Казанский и Новосибирский университеты, Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики, МФТИ, МИФИ, МИСиС и ВШЭ. До этого господдержка также была предоставлена 15 вузам (2013 - 8,7 млрд рублей), в 2014 году и в 2015 году - 14 вузам (10,15 млрд рублей и 10,14 млрд рублей соответственно).

Наибольший интерес представляет цель, которую преследует правительство и которая имеет наибольшее значение, если мы придерживаемся мнения, что образование является ключевым факторов развития всей страны в целом. К 2020 года не менее пяти университетов должны быть включены в сотню ведущих мировых университетов. На данный момент данная задача кажется недостижимой, но, безусловно, значительные инвестиции – это один из логичных шагов для повышения международной конкурентоспособности образовательных услуг России.

Также ведется работа над ускорением развития технологической сферы в образовании. Владимир Путин утвердил ряд поручений, одно из которых предполагает утверждение госпрограммы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" при консолидации бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки гражданского назначения.

Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров является одной из ключевых задач Министерства Образования России. Все действия реализуются в рамках проекта «5-100». [9] Он преследует ту же цель, которая была упомянута ранее, о пяти российских университетах в мировом рейтинге. Реализация проекта «5-100» создаст возможность продвинуться в модернизации системы высшего образования, научных исследований и разработок. Он также будет способствовать тиражированию значимых результатов проекта на всю систему высшего образования в целом.

Проект включает в себя не все вузы страны, только несколько из них они были отобраны на конкурсной основе для получения государственной поддержки. Для участия в проекте был отобран 21 вуз в различных регионах России. Вузы-победители должны следовать плану мероприятий, которые направлены на реализацию программ повышения конкурентоспособности, так называемые дорожные карты.

Контроль деятельности вузов в рамках проекта «5-100» осуществляется Советом по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, который был создан в 2013 году. [9] Этот совет является международным совещательным органом, который был создан для решения вопросов, связанных с развитием ведущих российских университетов. Международный Совет рассматривает отчеты вузов по реализации планов мероприятий, корректирует объемы финансирования, а также представляет Министерству образования России рекомендации о продолжении государственной поддержки университетам. Совет включает представителей как Российской Федерации, так и других стран, которые принадлежат к научно-академическому сообществу, являются государственными деятелями, ответственными за реформы в образовании, признанными мировыми экспертами и исследователями проблем высшего образования.

Перед системой российского высшего профессионального образования, которая включает в себя вузы с многолетней историей и которые известны во всем мире, стоит непростая задача – соответствовать скорости развития мирового образования, сохраняя при этом академические традиции. Проект повышения конкурентоспособности университетов Российской Федерации среди ведущих центров в мировом пространстве науки и образования должен способствовать увеличению научно-исследовательского потенциала российских вузов и укреплению их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг.

Создание Проекта 5-100 определило новый вектор в модернизации российского высшего образования. Предыдущие инициативы руководства Российской Федерации, которые были реализованы в последние десятилетия и доказали свою эффективность, – создание федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.

Университеты - участники должны создать новую систему управления, которая способна быстро решать задачи, связанные с интеграцией российских вузов в мировое образовательное пространство. Реформа управления включает появление в каждом университете международного совета, который должен обеспечить развитие университета в части повышения его международной конкурентоспособности.

Советы включают ведущих зарубежных ученых по приоритетным научным направлениям университета и экспертов в области управления высшим образованием. Перед каждым советом стоят следующие задачи: разработка рекомендаций по реализации стратегических инициатив университета, которые направлены на его продвижение в международном сообществе; содействие интеграции в международные исследовательские и образовательные программы; принятие решений в области разработки и реализации процедур международного рекрутинга; формирование предложений по международному сотрудничеству и мониторинг их реализации.

С момента начала существования Проекта его участники разработали эффективные механизмы, позволяющие успешно выполнять мероприятия программ повышения конкурентоспособности: привлечение иностранных специалистов на руководящие и академические позиции, создание новых лабораторий, создание проектных офисов, проведение ребрендинга. Проект побуждает российские университеты к более активным действиям на международном уровне и повышает узнаваемость тех достижений, которые Россия может предложить на глобальном рынке образовательных услуг. Университеты, которые были отобраны для участия в проекте, в 2013 году представили разработанные «дорожные карты», которые представляют собой план мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности высшего образования.

В результате Проекта в России к 2020 году должны появиться группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, которые могут работать, применяя мировые тенденции на практике и мобильно реагировать на глобальные изменения.

Конечно, проект «5-100» предполагает успешное выполнение всех поставленных задач, что впоследствии должно привести к достижению основной цели – попаданию в мировые рейтинги, но ключевым моментом является понимание того, что все-таки попадание в рейтинг не должно рассматриваться как финальная цель выполнения данной работы. Помимо этой цели разработчики проекта прогнозируют, что будут получены следующие результаты: в университетах число иностранных студентов будет составлять не менее 15% от общего числа обучающихся в каждом вузе, а количество иностранных специалистов - не менее 10% от общего научно-педагогического состава каждого вуза.

Безусловно, попадание в мировые рейтинги будет означать, что Россия достигла успехов в развитии системы высшего образования. Однако сущность проекта «5-100» и реформирования системы образования в целом заключается в выстраивании новой системы качественных исследований и в повышении качества преподавания в российских университетах, ведь именно преподаватель в конечном итоге является ключевой фигурой системы образования. Все показатели, которые учитываются в мировых рейтингах, изначально связаны и базируются на том, как преподаватели приспособлены к меняющимся тенденциям в мировом образовательном пространстве, могут ли они использовать современные технологии, а самое главное адаптироваться ситуации обучения, которая также меняется, иногда ежедневно под влиянием различных факторов. Именно поэтому университеты России должны, прежде всего, стремиться к качественным изменениям в своей работе, а не к «подстраиванию» под мировые рейтинги.

Исходя из представленной информации, можно сделать следующие выводы. Российская Федерация уделяет большое внимание вопросу повышения конкурентоспособности страны в целом и высшего образования в частности. Меры, принимаемые на данный момент, включают: анализ возможного сокращения числа вузов в связи с их неэффективностью; разработку и исполнение стратегий развития, которые подготовлены образовательными учреждениями и создание Проекта 5-100. Проект 5-100 стоит рассматривать как наиболее «нацеленное» решение, поскольку его результатом должно быть попадание российских вузов в мировые рейтинги.

На наш взгляд концентрация на 21 вузе страны (в рамках проекта 5-100) является вполне логичным решением, однако, не стоит забыть и про другие вузы, ведь они явно могут пострадать от излишнего внимания правительства лишь к обособленной группе университетов.

Исходя из международных примеров, стоит отметить, что значительного успеха достигают университеты, которые уделяют внимание не только повышению качества образования, но и развитию науки в стенах учреждения. Университеты, одновременно являющиеся научными центрами (в той или иной степени), могут предложить своим студентам и выпускникам возможность применить свои умения на практике, и это определенно способствуют развитию их профессиональных качеств, а значит и повышению конкурентоспособности.

Соответственно, университеты и правительство должны не акцентировать свое внимание на отдельных факторов, изменения которых может когда-нибудь привести к желаемому результату, а проводить полноценную, стратегически продуманную программу, которая бы охватывала все возможные элементы, влияющие на конкурентоспособность высшего образования. Если пытаться найти быстрое решение отдельных проблем (так называемый quick fix), основная цель не может быть достигнута, поскольку требуется трансформация всей системы и её адаптация к мировым тенденциям. Для этого все решения должны быть скоординированы на всех уровнях и основаны на уже существующем опыте – как позитивном, так и негативном.