Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE HISTORY OF THE STATE OF RELIGION IN ENGLAND

Rezaykin D.N. 1 Lezina E.P. 1
1 Mordovia State University
Christianity spread on the British Isles thanks to the efforts of Rome. But in the hands of the Pope concentrated unlimited power: he was able to crown and dethrone kings, change the fate of empires. And at the turn of XV-XVI in line with the changes occurring in all spheres of public life was the disintegration of the feudal system, which was accompanied by the emergence of new social strata – the bourgeoisie. This layer was interested in cheap and socially adapted to the new conditions of the Church. Therefore, the Church reform was accepted in England a special form. Political impetus to the reformation subordination of the Church to the state was the divorce of Henry VIII from his wife Katherine, a relative of Holy Roman Emperor Charles V. the Result of "Royal business" was the proclamation of Henry VIII Supreme head of the Church of England, which expressed the ambitions of the monarch is not only secular, but also spiritual power in the country. Despite the adoption of acts weaken the position of English Churches, it still bears their mark, by persons professing "the Popish religion" from the highest positions of the state.
the schism
the english church
henry viii
the roman catholic church
england
the reformation parliament.

Сведений о начале распространения христианства в Британии не сохранилось: но уже в до-никейский период христианство стояло там твердо, известно, что на Соборе в Арле в 314-м году присутствовали епископы Карлеонский (Линкольнский), Лондонский и Йоркский [9] Также на раннее распространение христианства в Англии указывают и ранние находки с изображением распятия.

Историю христианской церкви в Англии официально принято отсчитывать с 597 года, когда Папа Римский св. Григорий I Великий (Двоеслов) отправил на Британские острова сорок монахов – миссионеров во главе со св. Августином, для распространения христианской веры. Пользуясь тем, что Этельберт I, король Кента – язычник женился на христианке, франкской принцессе Берте, Августин приплывает на остров и через два месяца обращает короля и его подданных в новую веру. Об этом нам повествует Беда Достопочтенный, в своей книге «Церковная история народа англов»: «По велению папы Григория они взяли с собой переводчиков из народа франков, и Августин послал их к Эдильберту с известием, что он принес из Рима благую весть, обещающую без всяких сомнений вечную радость на небесах и бесконечное царство с Богом живым и истинным. Узнав об этом, король повелел оставить их на острове, где они высадились, и снабдить всем необходимым, пока он не примет решения относительно их. Он и прежде знал кое-что о христианской вере, поскольку женой его была христианка из франкского королевского рода именем Берта» [3]. Но, на самом же деле, принятие христианства на Британских островах произошло немного раньше официальной даты, в 563 году, когда св. Колумба отправился просвещать северных пиктов, убежденных язычников в ирландское христианство [13].

Два вида христианства начинают соперничать между собой и в 664 году, в Уитбе собирается Собор, на котором встал вопрос, какой же формы богослужения нужно придерживаться. Римской или кельтской (ирландской)? Было принято решение – придерживаться римских обрядов. Собор также показал, что без постоянной поддержки папской курии англосаксонское духовенство не могло самостоятельно противостоять все больше растущей королевской власти [6].

Как и везде, реформация в Англии, стремилась к избавлению от гнета средневекового католицизма. Уже в XII в. английская корона начала ссориться с папством. Наибольшее противодействие начинается в период Столетней войны, когда страной правит Эдуард III, из-за того, что папа, живший в Авиньоне, спокойно распоряжался английскими церковными должностями и вытягивал из страны массу денег. Страна единогласно выражает свое недовольство. Теперь поддержка короля выражается в лице парламента в форме издания статутов.

Богатство и привилегии питали неприязнь паствы к духовенству, особенно к монахам. В 1437 г. на Соборе в Лондоне, были предъявлены обвинения столичному духовенству в том, что оно увлекается псовой и соколиной охотой, ходит по тавернам, некоторые монастыри, вообще были похожи на публичные дома [1]. А накануне реформации дворяне отдельных графств жаловались на то, что духовенство отбивает у них дочерей и жен. Все это явилось предпосылками к давно назревающему расколу.

22 апреля 1509 года на английский престол восходит сын и наследник короля Англии Генриха VII – Генрих VIII, второй английский монарх из династии Тюдоров. Он вовсе не должен был стать королем, потому что им должен был стать его старший брат – Артур, который и был для этого предназначен. Генриху VIII, согласно же некоторым историографическим данным, была суждена церковная карьера, поэтому и образование в отличие от Артура, он получил соответствующее, и в богословских вопросах разбирался весьма не плохо. Еще в год своего восшествия на престол, Генрих VIII женился на Катарине Арагонской, которая была дочерью испанского короля Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской. Однако после почти двадцати лет брака и шести попыток родить наследника выяснилось, что Екатерина Арагонская больше не может иметь детей, а единственным выжившим ребенком была девочка, принцесса Мария (впоследствии королева Мария Кровавая). Тогда король серьезно задумался о том, кто же собственно может родить ему законного наследника. Так как незаконный наследник был рожден, у Генриха был весьма благополучный сын – Генри Фицрой [11], который получил должное образование и воспитание в Англии, его крёстным отцом стал кардинал Томас Уолси, лорд-канцлер Генриха VIII. Английский король пожаловал мальчику титулы герцога Ричмонда и Сомерсета и графа Ноттингема, ему было даровано звание лорда-адмирала Англии, Гаскони, Ирландии, Нормандии, Уэльса и Аквитании, а также множество других должностей.

В 1522 году при дворе Катарины появляется французская фрейлина Анна Болейн, она была умна, молода, красива, остроумна, к тому же она была протестанткой. Анна произвела огромное впечатление на английского короля. Тем более что жена уже стала как-то старовата и 8 лет разницы в браке давали о себе знать. Генрих начинает ухаживать за Анной, но она ему твердейшим образом, категорически отказывает, поставив ультиматум, либо она будет королевой, либо он ее не получит. И позже встал вопрос, как же развестись с Катариной, которая ничего плохого не делала, уличить ее, в чем либо, особенно в каких-то предосудительных поступках было невозможно, ссориться с испанским королем не хотелось, но нужно было срочно что-то предпринимать.

Развод короля получил название «Королевское дело», который длился не 1 год, стоял дорого и Генриху, и Англии, и папству. Была сделана масса попыток договориться, решить этот вопрос каким либо образом мирно, получить согласие папы, однако эти попытки были безрезультатны. Из-за того, что папы еще очень сильно зависят от Священной Римской империи, тем более у Катарины был могущественный родственник Карл V (она была его тетей), Климент VII не решается разрешить Генриху развестись с женой. Отказы папы раздражают короля, охлаждение отношений между короной и Римом способствует разрыву отношений с папством. Начинается реформация.

В 1529 г. начинает свою работу реформационный парламент («Парламент Реформации»), который «запретил членам клира владеть несколькими бенефициями одновременно или жить не на месте своего служения» [10].

Также был издан ряд и других статутов наносящих смертельный удар по папской власти в Англии: «Об ограничении аннатов» (1532)» «О подчинении духовенства» (1533), «Об ограничении апелляций к Риму» (1533), «О церковных назначениях» (1534), «Об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни Святого Петра» (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (1534), «О наделении архиепископа Кентерберийского правом освобождать от обетов» (1534).

К началу 1533 года развод для Генриха стал уже не прихотью, а почти жизненной необходимостью. Анна Болейн, наконец, уступила долго сдерживаемой страсти короля и в результате оказалась беременной, таким образом, долгожданный наследник мог родиться бастардом. Поэтому Генрих VIII поспешил жениться на Анне, не дожидаясь даже официального расторжения брака [2], но а для того чтобы это расторжение последовало как можно скорее, он своей волей назначил главу англиканской Церкви – архиепископа Кентерберийского и сделал им Томаса Кранмера, горячего сторонника реформации, который в свою очередь поспешил санкционировать развод короля.

Весной 1533 года Генрих VIII пышно отпраздновал коронацию своей новой супруги, а в августе этого же года Анна Болейн родила ребенка, но к величайшему разочарованию короля это был не мальчик, а девочка.

Тем временем реформация в Англии продолжалась, 23 марта 1534 года папа отлучил Генриха от Римско-католической церкви, а 3 ноября того же года был принят знаменитый Акт о Супрематии, который провозглашал короля Англии, как «единственного верховного земного главу английской Церкви» [12]. Все каноническое отношение с Римом прекращалось, и даже церковная казна приравнивалась к государственному имуществу. В следующие несколько лет Генрих VIII распустил все английские монастыри, а их земли раздал преданным ему дворянам, отчасти продал, весьма обогатив королевскую казну. Главной задачей Реформации было низвергнуть Римско-католическое иго и освободить духовную жизнь людей от деспотизма. Генрих VII даже ввел специальное ектийное прошение: «От насилия епископа Римского и его нестерпимых обид избави нас, Господи!» [8].

Сын Генриха – Эдуард VI продолжил дело отца, во время его правления была выпущена «Книга общих молитв» подвергавшаяся множественным изменениям в 1552, 1559, 1662 и 1872 годах, впоследствии чего стала представлять собой служебник англиканской Церкви, в который введена догматика. Систематизированным изложением воззрений англиканства явились написанные в 1552 году «42 статьи», в которых содержалось учение церкви в духе протестантизма. Но счастье англикан продолжалось недолго, Эдуард VI вскоре умер, и на престол взошла дочь Катарины Арагонской, ярая католичка – Мария Кровавая. В период ее правления все вернулось назад – английская Церковь вновь подчинена папе, начались репрессии на деятелей обновления, Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму, позже всех троих сожгли. Но это был последний всплеск католицизма.

После смерти Марии на престоле оказывается ее сестра Елизавета, протестантка, благодаря которой в январе 1559 году на парламентской сессии был принят статут о королевском верховенстве, в котором Елизавета была названа «верховной правительницей» [10] английской Церкви, а в 1571 году 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ веры.

Акт об устроении 1701 года окончательно закрепил англиканскую Церковь в Англии, лишив католическую мужскую линию Стюартов прав на престол [4]. Теперь монархом Англии могло быть только лицо, которое присоединилось к английской Церкви, как это установлено законом.. От прав на престол отстранялись: лица, «если они присоединились или присоединятся или вступят в общение со святым престолом или римской Церковью или будут исповедовать папистскую религию или вступят в брак с папистом» [7]. Этот акт действует и сейчас, тем самым порождая оппозицию со стороны католической церкви, считающей акт оскорблением католиков и ущемлением их прав.

Первоначально главой англиканской Церкви являлся монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначались монархом по рекомендации правительственной комиссии. При этом часть епископов занимала места в палате лордов парламента. Но в настоящее время главой англиканской Церкви в Англии является парламент. Поэтому все изменения вероучения, богослужения должны быть в обязательном порядке одобрены парламентом.

В 1823 г. была создана Католическая Ассоциация, главной задачей которой являлась агитация за уравнивание католиков в правах с англиканами. Отделение английской Церкви от государства началось, когда в 1829 г. Акт об эмансипации католиков был внесен в палату общин. Там его встретила упорная оппозиция. За него боролись и выступали против него, однако акт прошел в третьем чтении большинством голосов. Столь же упорную борьбу он выдержал и в палате лордов; после чего он был подписан королем и стал законом [5]. Теперь католики могли занимать государственные должности, в том числе они получили право быть депутатами в парламенте, для них даже был написан специальный текст присяги. Но некоторые высшие должности так и остались закрытыми.

Таким образом, исследование государственно-конфессиональных отношений в Англии приводит к выводу, что особую роль в них играла королевская власть, которая затрагивала не только социальные сферы жизни страны, но и учение Церкви, что является главным отличием Реформации в Англии от Реформаций континентальной Европы.

Огромную роль в распространении христианства в Англии сыграл Папа Римский св. Григорий I Великий (Двоеслов), именно он поручил св. Августину отправится на Британские острова и обратить англосаксов, закоренелых язычников в христианство. Со временем в руках Папы Римского сосредоточилась неограниченная власть: он мог короновать и свергать королей, изменять судьбы империй. И на рубеже XV-XVI в русле изменений протекавших во всех сферах общественной жизни происходило разложение феодальной системы, которое сопровождалось появлением новой социальной прослойки – буржуа. Этот слой был заинтересован в «дешевой» и социально адаптированной к новым условиям Церкви. Поэтому и церковные реформы приняли в Англии особую форму. Политическим толчком к Реформации и подчинении Церкви государству послужил развод Генриха VIII со своей женой Катариной, родственницей императора Священной Римской империи Карла V. Итогом «Королевского дела» стало провозглашение Генриха VIII верховным главой английской Церкви, в котором выражались амбиции монарха не только на светскую, но и духовную власть в стране. Деятельность вождей реформации не была продуманной и обоснованной они не имели ни твердых знаний Священного Писания, ни понимания церковной истории, они на ходу развивали свое учение. Покинув лоно Римско-католической Церкви, англиканство удержало в себе ее учение, например, такое римско-католическое учение, как Filioque. У реформаторов просто не было времени заниматься такими глубокими богословскими вопросами.