Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

CULTURAL INTERACTION OF RUSSIA AND ITALY

Kurbanov R.Y. 1
1 Saratov State University
Russian-Italian relations have a rich and saturated history. Both countries have been cooperating in various areas for many centuries. This is especially evident in the desire to learn the culture and traditions of each other. For example, the image of some Russian cities was formed thanks to the famous Italian architects. Cooperation in the cultural sphere made it possible to establish contacts in the economic and political spheres. At the present time, cultural interaction is also a solid basis for bilateral relations. The centuries-long-cooperation is reflected in the positive perception of Italy and the Italian culture by the Russians. This, in turn, forms trust between the peoples of the two countries and positively affects Russian-Italian relations in general.
Russia
Italy
culture
cultural interaction

Италия. Романтичные образы римской красоты, завораживающая дух венецианская культура, незабываемый образ Милана – сегодня именно такой представляется Италия для многих россиян и не только для них. Красивейшие образы городской архитектуры и природы, памятников культуры, театров и многое другое является неотъемлемой частью наших представлений об этой стране и ее культуре. Чем же объясняется столь приятный облик Италии и итальянской культуры в нашей стране?

Первые активные контакты представителей наших стран обычно датируют XIII столетием. Монголо-татарское нашествие, разрушительные набеги на русские земли делали возможным и захват Европу. Желание христианских народов усилить совместные действия в борьбе против общего врага побудило итальянских представителей навестить русские земли. Несмотря на то, что визиты носили дипломатический характер, стороны имели возможность познакомиться с местной культурой, обычаями и традициями.

Кроме того, угроза нашествия турок-мусульман, нараставшие конфликты в лоне Католической церкви побуждали Ватикан к поиску возможного союза с Православной церковью. Именно с этой целью в 1438 г. собрался Ферраро-Флорентийский собор, на котором помимо католиков присутствовали представители Православной церкви, в том числе Русской во главе с митрополитом Исидором. Именно тогда появилось одно из первых описаний Италии в русской литературе – «Хождение во Флоренцию». В нем описывается архитектура, природа, достопримечательности, производство дорогих тканей и многое другое. Также содержится подробное описание Флоренции, города «большого, цветущего и славного» [1].

Знакомство с культурными особенностями друг друга происходило не только посредством описаний. Совершались визиты выдающихся личностей, к которым относится и приезд Аристотеля Фьораванти. Именно он построил Успенский Собор в Московском Кремле. После этого в Москве и других городах развернулось активное строительство архитектурных сооружений, развилось литейное дело и чеканка монет. Активное участие итальянцев в постройке памятников культуры, обучении новому ремеслу оказывало позитивное влияние на местное население. Культурные связи помогали в развитии политических, дипломатических, и, что более важно, экономических связей. Велась активная торговля с Генуей.

Однако в эпоху великих географических открытий Италия переживала тяжелые времена. Господство на Европейском континенте получили Португалия, Испания и Голландия. Это заметно тормозило развитие отношений между нашими странами.

Новый импульс для развития российско-итальянские отношения получили во времена Петра I. «Открывший дорогу в Европу» Петр смог вывести на новый уровень контакты с итальянскими архитекторами, живописцами, мастерами и техниками. Во время своего первого заграничного путешествия, вошедшего в историю как Великое посольство, Петр в ходе встречи с венецианским послом в Вене заявил о своем намерении посетить Венецию, но стрелецкий бунт заставил его вернуться на родину. Стоит сказать, что Петр I интересовался Италией.  Именно в петровские годы Санкт-Петербург  начал постепенно приобретать славу «самого итальянского» города России. С Апеннин прибыли выписанные статуи для Летнего сада. Приглашенный Петром I архитектор Доменико Трезини заложил первые укрепления города и построил Петропавловскую крепость. Антонио Ринальди, приехав в Россию в середине XVIII в., стал при Екатерине II ведущим архитектором столицы, где создал свой знаменитый Мраморный дворец. Все итальянские архитекторы, не покладая рук, трудились, как выразился создатель Зимнего дворца Бартоломео Растрелли, «для единой славы всероссийской» [3].

В середине XVIII в. начинают развиваться музыкальные и театральные связи. В русских театрах весьма широко были представлены итальянские композиторы, артисты балета и певцы. В Россию приезжали как отдельные деятели искусства, так и целые труппы. Итальянское происхождение считалось в то время своеобразным знаком качества в сфере искусства. Оно было настолько ценным, что многие артисты из других стран Европы, прибывая в Россию, специально брали себе итальянские псевдонимы.

В начале XIX столетия в нашей стране периодически гастролировали известные итальянские артисты: Джудитта Паста, певцы Антонио и Сальваторе Тамбурини, балерина Карлотта Гризи. А во второй половине XIX в. было установлено сотрудничество по устройству хоров русской и итальянской оперных групп, для чего был создан специальный комитет. В 1870 г. в Москве, по примеру Санкт-Петербурга, была основана итальянская опера.

История многих русских писателей связана именно с Италией. Например, Н.В. Гоголь прожил 9 лет в Италии, владел итальянским языком и написал там «Мертвые души». Значительная часть романа « Идиот » Ф.М. Достоевского также была написана в Италии.

В XX в. культурные отношения продолжают развиваться. В качестве примера можно привести сотрудничество между Большим Театром и театром Ла Скала. В 1964 г. состоялись московские гастроли миланской оперной труппы (Ла Скала первым среди крупных западных театров приехал в СССР после окончания Второй мировой войны). На следующий год с ответным визитом в Милан отправилась оперная труппа Большого театра. Эта добрая традиция продолжается по сей день. Выход итальянских артистов на сцену Большого театра всегда ожидаем и, как правило, сопровождается аншлагом. Такой же теплый прием оказывает итальянская публика российским артистам [2].

Накопленный годами опыт и прочный фундамент, заложенный много веков назад, способствуют дальнейшему укреплению российско-итальянских отношений как в сфере культуры, так и по всему спектру двусторонней повестки. В настоящее время это сотрудничество служит примером для многих стран. Несмотря на ряд сложностей, как внутри государств, так и на международной арене, происходит регулярный обмен информацией, визитами официальных лиц, что, несомненно, оказывает положительное влияние на двустороннее сотрудничество.

Самым крупным событием в области культуры между Россией и Италией в наше время можно считать «перекрестный» Год культуры и языка, прошедший в 2011 г. Программа мероприятия была очень масштабной. Было проведено около 500 мероприятий: из них 100 крупных, более 1000 малых инициатив в 32 русских городах благодаря сотрудничеству 50 государственных и частных учреждений. В основном это выставки из коллекций ведущих музеев, театральные фестивали и концерты, экспозиции дизайна и индустриального дизайна, кинопоказы, встречи с литераторами и поэтами, спортивные состязания [5].

Это мероприятие положительно повлияло на культурное сотрудничество России и Италии. «Перекрестный» год внес неоценимый клад в развитие и расширение связей не только на культурном уровне, но и в политической и экономической сферах. Этот праздник позволил еще больше узнать об особенностях и обычаях наших стран, что повысило заинтересованность россиян и итальянцев, которые никогда не посещали Россию и Италию, посетить, а тем, кто уже успел побывать, вновь почувствовать ту близость, которая исторически связывала наши страны.

Еще одним шагом на пути углубления сотрудничества является открытие культурных и образовательных центров. На сегодняшний момент на территории России работают десятки таких центров. Их главной задачей является содействие в изучении итальянского языка и итальянской культуры, проведение мероприятий, конференций. Такие центры часто контактируют с университетами, помогая в подготовке студентов для обучения за рубежом, что позволяет обмениваться опытом и знаниями, готовить квалифицированные кадры.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сказать, что благодаря взаимопроникновению культурных ценностей российско-итальянский диалог приобретает новую форму. Опыт, накопленный столетиями, дает возможности для наращивания сотрудничества. Схожесть наших народов находит свое отражение в одинаковой реакции на происходящие в мире процессы. Достигнутый уровень взаимодействия, а именно уровень «привилегированного стратегического партнерства», отвечает современным требованиям [4]. Обоюдное стремление к диалогу позволяет не прибегать к крайним мерам, а урегулировать существующие противоречия, учитывая интересы каждого государства.

Именно с желания познать культуру начинались первые контакты между Россией и Италией. И сегодня культура влияет на все сферы жизни, служит фундаментом для развития межгосударственных связей. Российско-итальянское взаимодействие является ярким тому примером.