Важнейшим инструментом в сфере регулирования демографических процессов является демографическая политика, т.к. от ее эффективности зависит качество жизни различных слоев населения, а также в целом макроэкономическая стабильность страны и ее положение на мировой арене. К факторам, характеризующим динамику и тенденции развития населения относятся: статистика численности населения, прогноз естественного прироста, показатели воспроизводства страны, рождаемости и смертности, коэффициент демографической устойчивости.
С 2007 г. по 2011 г. численность населения практически стояла на одной отметке 142,8 млн. чел. К 2014 г. население страны увеличилось почти до 144 млн. человек, а к началу 2017 – до 146,5 млн. человек [1]. Самый низкий уровень рождаемости — 1,3 млн чел. был отмечен в 2000 г., что было на 20% ниже этого показателя в 1992 г. [1]. С 2001 г. начинается рост рождаемости в целом по стране. Однако стабильно высокий уровень смертности, составляющий более 2 млн. чел. в год, отмечаемый в последнее десятилетие, снижает положительную динамику рождаемости населения. С конца 20 века в России наблюдается постоянное сокращение общего прироста населения и за 1990-2008 гг. общая численность населения сократилась более чем на 4 млн. человек.
Наибольший коэффициент рождаемости в 2012 г. наблюдается в Республике Тыва (26), на Алтае (22,4), Дагестане (19), Чеченской республике, в Республике Саха (17,6), а также в Ямало-Немецком и Ханты-Мансийском округах. Наименьший коэффициент рождаемости наблюдается в Московской, псковской, Рязанской, Липецкой, Нижегородской и других областях России. В этих местах коэффициент не превышает 10 [1].
Наибольший коэффициент смертности наблюдается в Московской, Тульской, Псковской, Амурской (более 16) и других областях России. В то время как наиболее низкий коэффициент смертности наблюдается в Ханты-Мансийском округе, Ямало-Немецком, Республике Саха, в Чукотском и Камчатском крае, Тюменской области(6-10) [1].
Государство – важный инструмент в области демографической политики страны, реализующий свои функции через государственные программы, перспективы развития этих программ. Ими являются: программа «материнский капитал»; «молодая семья»; ФЦП «жилище»; программа государственной поддержки многодетных семей в РФ, созданная в 2007 году.
Социальная программа «Молодой семье доступное жилье» предполагает выплату государством субсидии (30%-35%), которую можно использовать для приобретения жилья [2]. Участие этой программе возможно, при соблюдении некоторых условий, а именно: молодые должны быть младше 35 с Российским гражданством и с постоянным уровнем дохода, зарегистрированные в ЗАГСе, жилплощадь, которую хотят приобрести, не должна превышать 15 кв.м. на человека.
Основной целью Федеральной целевой программы «Жилище» является создание доступных квартир экономкласса, в первую очередь для молодых семей. Совместно с этой программой осуществляется еще одна, региональная по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - программа «Молодая семья» [3]. Субсидия выдается на покупку жилья или для оплаты первого или последнего взноса ипотеки. Такая государственная поддержка является эффективной, по состоянию на 2013г. участниками являются 14480 семей, ждущих субсидии. Размер субсидии варьируется в зависимости от состава семьи, так семьи без детей могут получить 30% от расчетной стоимости приобретаемого имущества, 35%-если в полной (неполной) семье есть хотя бы один ребенок, и за каждого следующего ребенка добавляется 5% [3].
Наиболее актуальная программа – «Материнский капитал». Капитал могут получить граждане РФ - женщины, родившие (усыновившие) второго (и более) ребенка; мужчины, которые сами усыновили второго ребенка, или сам ребенок, если его родители не имеют право получить капитал. Воспользоваться полученным капиталом можно для улучшения жилищных условий, получения образования или можно сформировать накопительную часть пенсии женщины, которая родила или усыновила второго (и более) ребенка. Существуют и региональные программы, направленные на стимулирование родителей к рождению третьего ребенка в семье. По состоянию на 2017 года размер материнского капитала по федеральному закону № 256-ФЗ от 29.12.06г. составил 453026 рублей [4].
Особое внимание следует уделить Указу Президента РФ от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период 2025 года», в котором затрагиваются вопросы о современной демографической ситуации в стране; перспективы развития; цели, задачи; способы и методы реализации политики; ожидаемые результаты; объемы и источники финансирования; и ФЗ от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
По Указу Президента №1351 от 2007г. планируется стабилизация численности населения и создание условий к ее росту, этому можно поспособствовать, решая важные социально-экономические задачи, касающиеся благосостояния населения, понижения уровня бедности, улучшения качества жизни населения, создания эффективной инфраструктуры в социальной сфере, рынка доступного жилья и труда. Основной задачей демографической политики на период до 2025 года является сокращение смертности населения примерно в 1,5 раза, а также укрепление репродуктивного здоровья населения. Необходимо формировать мотивацию у людей, в особенности подростков, для ведения здорового образа жизни, который должен способствовать снижению количества заболеваний. СМИ - лучший источник для привлечения населения к занятиям спортом, туризмом и организацией своего досуга. Также, в правовом документе указывается, что планируется увеличение рождаемости в 1,5 раза за счет рождения в семьях больше одного ребенка.
Значимыми в вопросах демографии являются миграционные процессы. Миграция представляет собой не только переезд людей, она затрагивает социально-экономическую сферу. В России есть ряд проблем, касающихся незаконной миграции. По данной проблеме разрабатывались нормы, которые ужесточали ответственность для организаторов незаконной миграции; закон о «резиновых квартирах» и т.д.
Главной проблемой в России является то, что страну покидают квалифицированные кадры, которые хотят больше развиваться, получать новый опыт и знания, поэтому возрастает проблемы «утечки мозгов». Люди стремятся найти лучшие условия жизни, более высокую заработную плату, хорошее образование и медицинское обслуживание за границей. По статистике эмигранты-россияне уезжают в США, Германию, Канаду, Финляндию для того чтобы участвовать в международных проектах и заниматься новыми разработками. В 2014году миграция из России составила более 4,35 млн. человек, в то время как в 2013 году около 4,2 человек [1]. Это говорит о растущей тенденции россиян переезжать в другие страны, так как к началу 2016 года выбывших их России насчитывалось уже около 4,5 млн. человек. Но в то же время в Россию приезжает много людей из стран СНГ, например в 2014 году в страну въехало около 4,6 млн. человек, в то время как в 2013 году прибыло менее 4,5 млн. человек [1]. Однако большой приток мигрантов в Россию обусловлен политическими событиями, например, которые разворачивались на Украине, в связи с чем, большое количество беженцев прибыло в различные регионы Российской Федерации. К началу 2016 года в России было отмечено более 5,7 млн. человек, прибывших на территорию нашей страны [1].
С начала 2015 года в Российской Федерации изменились правила въезда в страну и порядок трудоустройства иностранных граждан. Теперь въезд для граждан не являющихся гражданами стран, входящих в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, осуществляется только по заграничным паспортам; при устройстве на работу, иностранные граждане должны сдавать экзамены на знание русского языка, истории и российского законодательства и получать полисы обязательного медицинского страхования.
В 2014 г. вступил в силу закон «О резиновых квартирах», официальное название которого звучит как «Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Необходимость принятия данного закона обусловлена значительным количеством «резиновых квартир», используемых для регистрации граждан, реально проживающих в совершенно других местах. В 2011 г. было зафиксировано около 6500 адресов, в которых зарегистрировано примерно 300000 граждан [5]. За фиктивную регистрацию по месту пребывания предусмотрена уголовная и административную ответственность в виде штрафов, принудительных работ и лишением свободы.
Большой приток мигрантов в страну может привести к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения, обусловливая плохую приживаемость коренного населения и приезжих. Для мигрантов государство должно тратить дополнительные расходы на организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры. Миграция трудоспособного населения влияет на рынок рабочей силы, сокращая при отъезде или увеличивая в случае приезда ее предложение, обостряя конкуренцию на рынке труда.
Не только административные, экономические и другие факторы играют роль в демографической ситуации. Немаловажным аспектом является социальная жизнь общества. В особенности, это касается института брака, воспитания детей, школы, культуры. Институт семьи и брака – это основная база ячейки общества. Именно в ней происходит зарождение принципов, устройства общества, взглядов и формирование личности. В этой сфере тоже существует ряд проблем. Касается это заключения браков и количество разводов. Статистика такова: на 2012 год количество зарегистрированных браков составило 1213598, количество разводов 644101; на 2013 год зарегистрировано 1225501, количество разводов 667971; на 2014 год зарегистрировано 1225985, количество разводов 696730 [1]. Такое количество разводов связано с различными причинами, в частности это употребление алкогольных и спиртных напитков одним из супругов. Приблизительно, по этой причине распадается около 41% семей. Другими причинами могут являться: отсутствие собственного жилья у молодых семей; вторжение родственников в жизнь молодой семьи и др. Поэтому, социальная политика должна быть направлена на решение многих задач, такие как: доход семьи, жилищные условия, вопросы в области здравоохранения, образования, социальная защита населения и другие.
Из вышеизложенного следует, что основной упор в области демографической политики делается на государство. Именно оно разрабатывает государственные программы, которые направлены на снижение смертности в стране, повышение рождаемости, разрабатывает и осуществляет целевые программы по охране здоровья, борьбы со СПИДом и наркоманией в стране. Помимо государственных программ, государство должно реализовывать социальную политику, помогать в обустройстве жилья молодым семьям, создавать комфортные условия для жизни населения. Государственная политика должна быть направлена на побуждение и стимулирование работодателей в улучшении условий труда. Если у населения есть уверенность, поддержка со стороны государства, социальные и государственные гарантии, на которые можно будет опереться, то и демографическая ситуация будет возрастать.
От демографической структуры зависят параметры рынка труда, структура занятости. Различные изменения в демографической ситуации могут сильно влиять на экономику страны в целом, на регионы и разные области рынка труда. Есть большая необходимость высококвалифицированных кадрах, а также улучшения различных сфер жизни человека, что сказывается на положении рынка труда. И все это может быть достигнуто за счет качественной политики государства, которая направлена на повышение рождаемости, повышения уровня образования в стране и его доступности.
Таким, образом, все рассмотренные сферы жизни человека оказывают влияние на демографические процессы, которые в свою очередь регулируются государством напрямую – через демографическую политику, так и косвенно – через улучшение качества жизни во всех сферах в целях стабилизации экономической ситуации и в перспективе устойчивого экономического развития.